Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование хозяйственного риска




Деятельность фирмы в условиях рынка всегда подвер­жена риску, так как любая фирма предпринимает действия по укреплению своего положе­ния в ущерб другим предприятиям-конкурентам. Аналогич­ные действия принимаются и другими фирмами. Соответ­ственно на рынке действия одной фирмы вступают в про­тиворечие с действиями других фирм, что и порождает риск, т. е. возможную ситуацию опасности, когда предпри­ятие может получить меньше прибыли или даже убыток вместо предусмотренного положительного результата. Хо­зяйственный риск, как соль предпринимательства, являет­ся непременным атрибутом рыночной среды, и его роль в рыночной экономике весьма значительна.

В случае неблагоприятных обстоятельств фирма несет ответственность своим имуществом и добрым именем. По­этому важной задачей, входящей в сферу прогнозирования фирмы, является: а) осознание и определение степени рис­ка, б) разработка мер его снижения или выбор иного ва­рианта действий. Прогнозирование риска является состав­ной частью прогнозной экономической работы фирмы.

Прогнозирование хозяйственного риска выполняется, как правило, одновременно, а иногда и после выполнения некоторых плановых расчетов, связанных с определением долгосрочных целей развития фирмы. Так, вначале на ос­нове прогнозов спроса, сбыта и инвестиций в фирме рас­считываются варианты стратегического плана, по которым затем можно определить прогноз риска. Это поможет выб­рать из имеющихся вариантов стратегии развития наиме­нее рискованную.

Существуют различные методы прогнозирования рис­ка — от простых до очень сложных. Различают методы про­гнозирования как самого риска (его степени), так и ситуа­ций в условиях рисковой среды.

К наиболее популярным методам определения риска относится рейтинг фирм, т. е. оценка фирм путем отнесе­ний к определенному классу, разряду или категории. Так, широко известны методы рейтинга по индексу Доу-Джонса и Никкей. В России одним из самых перспективных счита­ется индекс "РТС-Интерфакс".

Примерно по этому же принципу построен другой ме­тод прогнозирования риска — ранжирование. Метод пре­дусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фак­тору риска по его значению для безопасной деятельности фирмы и, во-вторых, субъективное определение вероят­ности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется об­щий показатель риска данного события. Меры по снижению риска будут направлены на нивелирование фактора с максимальным значением риска.

Пример 14. Определить хозяйственный риск фирмы по определенной коммерческой сделке. Фирма прогнозирует риск по сделке, связанной с закупкой партии товара А у поставщи­ка В.

Расчет. Основные факторы риска, их веса и вероятность наступления указаны в табл. 7.

Факторы риска Вес фактора Вероятность наступления Показатель риска
Низкое качество товара 0,2 0,2 0,04 maх
Высокая цена товара 0,2 0,2 0,04 maх
Нарушение сроков поставки 0,1 0,2 0,02
Наличие товара-субститута 0,2 0,1 0,02
Отсутствие товара у поставщика 0,1 0,1 0,01
Проблемы товародвижения 0,1 0,05 0,005
Форс-мажорные обстоятельства 0,05 0,1 0,005
Прочие факторы 0,05 0,05 0,0025 min
Итого     0,1425

Таблица 7

Данные об основных факторах риска по закупке товара

Вывод. Как свидетельствуют данные таблицы, прогноз общего показателя риска по сделке составляет 0,1425 (можно срав­нить эту величину с прогнозным значением иных сделок, если оно имеется). В данном случае для снижения степени риска необходимы меры по нивелированию тех факторов, которые получили максимальные значения показателей риска: это вы­сокая цена и низкое качество товара. Очевидно, что основной мерой снижения риска в приведенном примере можно считать поиск иного (запасного) поставщика товара А.

Более сложные методы прогнозирования риска и мер его уменьшения связаны с применением правил минимизации риска. Здесь определяется оптимальный вариант дей­ствий фирмы по получению прибыли при различных скла­дывающихся обстоятельствах деятельности. Считается, что риска тем больше, чем меньше полнота и точность инфор­мации, чем протяженнее период прогнозируемого решения. В ходе изучения риска рассматриваются варианты событий (стратегий) с оценкой вероятного недополучения планиру­емой прибыли с учетом следующих основных правил мини­мизации риска:

1. Выбор наиболее вероятного варианта развития со­бытия.

2. Определение общего показателя ожидания события. Расчет выполняется примерно так же, как было указано ранее применительно к факторам по весу, но уже не по отношению к риску, а по отношению к наступлению собы­тия.

3. Принцип минимакса. Он основан на задаче полного исключения риска ("правило осторожного пессимиста").

4. Принцип минимаксного риска. В этом случае проис­ходит минимизация максимального риска ("политика бояз­ливого управляющего").

Рассмотрим указанные правила минимизации риска на примере.

Пример 15. Структура сбыта фирмы, занимающейся про­дажей автомобилей, пока соответствует сложившемуся спро­су. В разработке стратегии будущего у фирмы есть три вари­анта предпочтений по специализации:

продажа малолитражных автомобилей;

продажа легковых автомобилей с объемом цилиндров более 1200 см2;

продажа грузовых автомобилей.

Развитие рынка автомобилей в регионе неопределенно. Воз­можны разные тенденции спроса, из которых основными явля­ются следующие:

а) будет рост спроса на автомобили при неизменной его структуре;

б) будет небольшое увеличение спроса и некоторые изменения в структуре спроса;

в) будет рост спроса и изменение структуры спроса. В указанных вариантах стратегий (предпочтение по специализации) и вариантах тенденций спроса, по расчетам специалистов, ожидаются разные показатели прибыльности (табл. 8).

Таблица 8

Структура сбыта фирмы и прибыльности продажи (в д. ед.)

Варианты стратегий     Прибыль  
Вариант «а» Вариант «б» Вариант «в»
Малолитражные авто      
Легковые авто      
Грузовые авто      

Расчет. Рассмотрим варианты прогнозов согласно правилам минимизации риска.

Правило 1. Выбор наиболее вероятного развития события. Допустим, по мнению экспертов, самой вероятной ситуацией является вариант "а": рост спроса на автомобили при неизмен­ной его структуре. В этом случае фирме необходимо сосредо­точить деятельность на продаже легковых автомобилей с объе­мом цилиндров более 1200 см2, так как это принесет ей наи­большую прибыль — 100 д. ед.

Вывод. При вероятности ситуации спроса по варианту "а" фир­ма должна специализироваться на продаже легковых автомо­билей, что принесет ей максимальную прибыль.

Правило 2. Определение общего показателя ожидания события.

При использовании этого правила сначала разным вариантам тенденций спроса присваивается вероятность в процентах. Допустим, вариант "а" имеет 50% вероятности, вариант "б" —30% и вариант "в" — 20% вероятности. Затем, умножая коэф­фициент вероятности на предполагаемую прибыль, получаем показатель ожидания для каждого варианта стратегии фирмы (табл. 9).

Самый высокий показатель ожидания будет характеризовать оптимальный вариант. Расчеты табл. 9 показывают, что наи­больший суммарный показатель ожидания наблюдается по спе­циализации грузовиков — 68,5.

Вывод. При реальной вероятности спроса в соотношении 50%: 30%: 20% фирма должна специализироваться на про­даже грузовых автомобилей, так как это принесет ей наи­большую прибыль.

Правило 3. Принцип минимакса или полное исключение риска. Для решения задачи полного исключения риска необходимо из всех возможных при разных стратегиях показателей прибыли отобрать самые низкие, а из них выделить самый высокий по прибыли (табл. 10)

Видно, что в варианте спроса «а» минимальный размер прибыли - 52 д. ед., в варианте «б» - 25д. ед., а в варианте «в» - 50 д. ед. т. е. максимальная прибыль (52) имеется по малотиражным автомобилям.

Таблица 9

Расчет общего показателя ожидания события (в д. ед.)

Варианты стратегии     Варианты спроса Суммарный показатель ожидания    
«а» (вероятность 50%) «б» (вероятность 30%) «в» (вероятность 20%)
Малолитражные автомобили: прибыль показатель ожидания     52 X 50: 100 = = 26     70 X 30: 100 = = 21     60 X 20: 100 = = 12   26 + 21 + 12 = = 59
Легковые автомобили: прибыль показатель ожидания     100 X 50: 100 = = 50     25 X 30: 100 = = 7,5     50 х 20: 100 = = 10   50 + 7.5 - 10= = 67,5
Грузовые автомобили: прибыль показатель ожидания     75 х 50: 100 = = 37,5     50х 30: 100 = = 15     80 х 20: 100 = = 16   37,5- 15+ 16 = = 68,5

Вывод. Если условия деятельности фирмы будут неблагопри­ятными, то для нее оптимальной стратегией будет специали­зация на продаже малолитражек, так как это все же обеспе­чит ей прибыль при наихудших обстоятельствах.

Правило 4. Задачей принципа минимаксного риска являет­ся выбор минимума из максимального недобора прибыли (табл. 10).

В данном случае сначала из максимального показателя прибы­ли по варианту спроса вычитается показатель ожидаемой при­были по каждой строке. Получаются недоборы (кроме одной строки) от максимально ожидаемой прибыли. Из всех недобо­ров, т. е. вариантов недополучения прибыли по сравнению с максимально возможной, выбирается наименьший. В нашем примере это 25 д. ед.

Таблица 10

Расчет минимума из максимального недобора прибыли (в д. ед.)

Варианты стратегии   Варианты спроса Макси­мальный показатель недобора
«а» «б» «в»
Малолитражные автомобили: прибыль недобор     100-52 = 48     70 max 70 - 70 = 0     80 - 60 = 20    
Легковые автомобили: прибыль недобор     100 max 100- 100 = 0     70 - 25 = 45     80-50 = 30    
Грузовые автомобили: прибыль недобор     100-75 = 25     70 - 50 = 20     80 max 80 - 80 = 0    

Вывод. Для минимизации максимального риска фирме нужна стратегия по специализации — продажа грузовых автомоби­лей.

Как видно из приведенных расчетов, фирма может выбрать один из трех вариантов, исходя из конкретных обстоятельств хозяйствования. К математическому расчету прогноза риска требуется дополнение в виде опыта и знаний рынка, что по­зволит руководству фирмы выбрать оптимальный вариант дей­ствий на перспективу. Выявление риска, определение его сте­пени и разработка более выгодной стратегии действий обеспе­чивают фирме более надежное существование в будущем.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.