КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие психологии в России
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ «Сертификат» на независимость Эрнст Вебер: зарождение психофизики Густав Теодор Фехнер: основы психофизики Франц Дондерс: время реакции Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов Изучение навыков 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Проблема индивидуальных различий Френсис Гальтон: наследственность гения Развитие метода тестов Альфред Бине: диагностика умственного развития 3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область Стелла Холл: рождение педологии Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии Эрнст Мейман: педагогическая психология Эдуард Клапаред: идея саморазвития Арнольд Гезелл: нормальное детство Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка Карл Бюлер: стадии психического развития Маргарет Мид: этнопсихология детства 4. ЗООПСИХОЛОГИЯ Дарвин и подъем сравнительной психологии Психика животных и психика человека «Закон экономии» Ллойд-Моргана Дискуссия о вариативности поведения Жак Леб: теория тропизмов Можно ли приписать сознание инфузории? Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом Познаваемасть психических актов 5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ «Психология народов» «Коллективный организм» Вклад психоневрологов Внушение и подражание Э.Дюркгейм: коллективные представления Концепция ценностей Концепция инстинктов 6. ПСИХОТЕХНИКА
Глава VII 1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ 2. СТРУКТУРАЛИЗМ 3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА 4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ 5. БИХЕВИОРИЗМ 6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ 7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ 8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ 9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА 10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ 11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ) Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа Карл Густив Юнг: аналитическая психология Альфред Адлер: индивидуальная психология 12. НЕОФРЕЙДИЗМ Карен Хорни: образ Я Эрих Фромм: «бегство от свободы» Гарри Спок Салливен: межличностные отношения Эрик Эриксон: Эго-психология 13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА 14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Середина века Два направления в проблеме человека Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль Изменение социальной ситуации в конце XIX века 3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА Университетскае психологические школы Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество Н.Я.Грот: личность и свобода воли Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма С.Л.Франк: душа человека М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики А.И.Введенский: знание и вера Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства Некоторые итоги 4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ Первые шаги Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ Достойный памятник русского ума И.М.Сеченой – основатель науки о поведении И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности Объективная психология В.М.Бехтерева А.А.Ухтомский – учение о доминанте 6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ Реактология Психология социального бытия Г.Г.Шпета Разгром педологии Л.С.Выготский: теория высших психических функций 7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ М.Я.Басов: человек – деятель в среде С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности А.Д.Леонтьев: строение деятельности 8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ Послесловие Рекомендованная литература
ОТ АВТОРА
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят до стижения прошлого.
На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю про следить, как из века в век создавалась эта система, - задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.
Конечно, подход каждого исследователя своеоб разен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто так не меняется, как неизменное про шлое"; оно по-разному видится в зависимости от ме тодологических воззрений исследователя.
В смене научных теорий и фактов, которую иног да называют "драмой идей", есть определенная ло гика - сценарий этой драмы. Вместе с тем произ водство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непо знанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину
этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и лич постной.
Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т. е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного лич ностного, духовного смысла.
Человек не может осмысленно жить и действо вать, если его существование не опосредовано ка кими-то устойчивыми ценностями, несравненно бо лее прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к ис тории науки, мы ощущаем причастность к велико му делу, которым веками были заняты благород ные умы и души и которое незыблемо, пока суще ствует человеческий разум.
Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.
ГЛАВА I
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |