КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.Г. Ярошевский 8 страница
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви, Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь — это влечение, то ненависть — отвращение. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности. Виды любви Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Братская—это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех. Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыдущих, является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения. Любовь человека к себе до недавнего времени находилась в полном пренебрежении в нашей литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя? Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрицательным. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других" (Э. Фромм). От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви чело век желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвуя собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях не видит чьих-то детей? Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому, понятно проявление у человека аналогичных чувств к нему. Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал невротическим. Вариантом невротической любви, центрированной на родителях, является исключительно матерински и отцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированные мужчины, например, в своих любовных отношениях часто остаются детьми йот женщины, также как и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры, нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, но не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, «если она делает попытки жить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и... если она не согласна прощать любовные дела с другой женщиной, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным» (Э. Фромм). Такой мужчина ищет женщину, похожую на мать, и, найдя ее, становится счастливым, так и не выходя из возраста ребенка до конца своих дней. Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются найти такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему. Женщина, отцовски ориентированная, бывает, счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке. Разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того, чтобы приобретать. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этого слова, а идолопоклонничество. К категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны. Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощения идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, — пишет Э. Фромм, — означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке». Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви — явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском — нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX до середины XX века в мужском идеальном образе ценилось честолюбие, сила, агрессивность, в женском — свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств: скромностью и деловитостью. Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основана только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна, потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. «Самозабвенное помешательство друг на друге—не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества» (Э. Фромм). Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАН ИЯ 1. В чем состоит особенность интимных отношений? 2. В чем отличие дружбы от других видов интимных отношений? 3. Объясни возникновение и развитие дружбы. 4. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение: попробуй разобраться в этом «синтезе». 5. Любовный идеал и его исторический характер: расскажи об этом самому себе. 6. Рискни определиться со своими чувствами, пройда тест «НАСКОЛЬКО ВЫ ЕГО (ЕЕ) ЛЮБИТЕ». 1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться? а) Почему бы и нет, собственно, это и есть настоящая любовь; б) Так не бывает, это не любовь; в) Иногда подобное случается. 2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением? а) Безусловно; б) Думаю, что да; в) Никоим образом. 3. Пошли бы Вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели? а) Если бы он (она) попросил бы об этом, пошла (пошел) бы; б) Был (а) бы счастлив (а) сделать это; в) Вы могли бы встретиться и после кино. 4. Если он или она несимпатичны компании Ваших друзей, то, что Вы будете делать? а) Выясню отношения с друзьями; б) Усомнюсь в правильности своего выбора; в) Не могу представить себе такого. 5. Когда Вы рассказываете о нем (о ней), то, что упоминаете прежде всего? а) Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы; б) Ум, образованность, воспитанность, умение вести себя, бойкую манеру разговора, иногда бескорыстие; в) Что придётся, потому что всех достоинств моего избранника (избранницы) я не е силах перечислить. 6. Знаете ли Вы, чем: занят (а) он (она), когда вы не вместе? а) Пока Вы уверены, что у вас нет соперника (соперницы), Вы не забиваете себе голову подобными пустяками; б) Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось у каждого из нас со времени последней встречи; в) Мы оба свободны, поэтому он (она) может делать все, что вздумается. 7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец? а) Я не смею об этом думать: б) Рано или поздно это все равно произойдет; в) Мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может. 8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем? а) Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может; б) Да в одиночку скучно; в) Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга. 9. Если Вы наедине друг с другом, говорите ли Вы о «великих» вопросах жизни? а) На это почти не хватает времени; б) А зачем? в) Да, много. 10. Если у Вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, когда Вы познакомились? а) Это именно тот человек, каким Вы его себе представляли; б) Это оказался другой человек, но таким он (она) Вам нравится еще больше; в) Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту.
Ключ к тесту (в баллах)
Интерпретация результатов Менее 30 очков. Возможно, дружеские отношения д ля Вас дороже и важнее его (ее) личности. Может быть, Вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью «Вот какую победу я одержал (а), кого завоевал (а)». Иногда такое состояние и приятно, но будьте осторожны: ведь Вы выбираете себе пару не для посторонних, а прежде всего для себя! От 31 до 65 очков. Такова идеальная любовь. Вы любите и внешность, и характер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) добродетели и достоинства, но принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем Вам интересоваться, как не тем, с кем бы Вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем Вы способны сделать все. Более 65 очков. Прекрасная вещь—любовь! Но она может дольше длиться в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы настолько увлечены своим предметом, что самого человека не видите, а основываетесь на своем представлении о нем Вы наверняка не разочаруетесь в своем возлюбленном, ее ли попытаетесь поближе узнать его самого, а не созданный Вашей фантазией идеальный образ
ЛИТЕРАТУРА 1. Бодалев А. А. Личность и общение.— М„ 1983. — С. В5—200. 2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987 — С. 110—130. 3. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — М„ 1994. — С. 507—513. 4. Психологин. Словарь. — М., 1990. 5. Фромм Э. Искусство любви. — М„ 1964. — С. 19,40.76,114,115. СЛОВАРЬ К ТЕМЕ Атракция — процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Идентификация — отождествление себя с другими. Интеракция — организация, взаимодействие межу общающимися индивидами Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Кинесика — своеобразный алфавит телодвижений человека, помогающий полностью раскрыть смысловую сторону информации Коммуникация — в широком смысле — общение. Паралингвистическая система (экстралингвистическая система) — включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи. Перцепция — восприятие, непосредственное отражение действительности. Проксемика— специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Репрезентация — представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление в целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, Фасцинация — совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющее действие фильтров «доверия» и «недоверия». Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
6. Социально-ролевое общение Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек — не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я». Социальная роль В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела. В отличие от робота, функционирующего по заложенной извне программе, человек всегда остается самоуправляющим существом — не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он может ничего не подозревать о предписанной ему функции. Он действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для него способе разрешения возникающих проблем. Как поступит индивид в затруднительной обстановке, зависит от многих факторов. Несомненно, однако, что он не станет игнорировать опыт решения подобных проблем другими людьми. Прошлые поколения отобрали и передали нынешнему образцы поведения в типичных социальных ситуациях. Образцы поведения усваиваются благодаря целенаправленному инструктированию, либо в результате случайного научения (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут действовать совместно. Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т. д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что «положено» на данном месте при данных обстоятельствах. «Положено» — это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой — нравами, обычаями, существующими там, где мы живем. Всему, что «положено», нас учат с детства, а когда делаем «что не положено» — наказывают. В конце концов, ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт. Поскольку тому, что «положено», учили не меня одну, всякий человек вправе ожидать от меня выполнения моих социальных функций, иными словами, общество возлагает на меня определенные «социальные роли». Действуя согласно этим ожиданиям, я исполняю свою социальную роль. Конечно, мое понимание того, что я обязана и что не обязана делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негативные роли, криминальные). Роли безличны: они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им «партии». Это влечет за собой известные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда и слово «должность») поступать на «общих основаниях» — в соответствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им позицией. Если он стал мужем, ему придется теперь отказаться от многих молодецких забав. Человек становится тем, за кого его принимают окружающие. И. Кон, авторитетнейший специалист, замечает в своей работе «Открытие «Я», что «казаться — это тоже «быть», но только не для себя, а для других. Трус, который сумеет достаточно долго «казаться» храбрым, может, в конце концов, стать им». Не надо сводить роль к внешнему представлению. Поцелуй не всегда продиктован притворством. Роль содержит в себя чувства, мысли, стремления. Важно, что все они были определены еще до того, как появился конкретный исполнитель. Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной деятельности. Отсюда две важные для нашего рассуждения особенности человека: ощущение индивидом личной ответственности перед партнером и бдительное наблюдение за его поведением. Наблюдение неравнодушное, эмоционально окрашенное. Итак, социальная роль — это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение. Межличностная роль Помимо социальных ролей, мы играем роли «межличностные». У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого — в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с «предысторией» нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него — ко мне. Межличностная роль — это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому. Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане — роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас «актерами поневоле». Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: «Весь мир — театр»: Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Поистине — «не одну»! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще «внутригрупповые». Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка. Внутригрупповые и индивидуальные роли. Собственное «Я » Внутри групповая роль — это поведение, которое ожидается от меня членами группы, куда я вхожу, в соответствии с репутацией, приобретенной мною в этой группе. Человек входит одновременно и последовательно во многие группы. И в каждой из них его внутригрупповая роль может оказаться разной. Лидер в одной среде может считаться Чудаком в другой и т.д. Внутригрупповые роли, исполняемые нами с детства, решающим образом формируют наш характер. Согласно «теории зеркального «Я» Чарльза Кули, мнение группы о субъекте формирует у него соответствующее представление о себе, или «Я - образ». Но мы, как уже говорилось, принадлежим на каждом этапе жизни многим группам сразу. И поэтому в нашей памяти откладывается целый набор «Я - образов». Вести себя в соответствии с каким-либо из «Я - образов» — значит проявлять себя, или играть индивидуальную роль. Это то поведение, которое я ожидаю от самого себя (согласно своему авторитету) при определенных обстоятельствах, воспроизводящих прошлый опыт приспособления к социальной среде (группе). Множество «Я - образов» отнесены в нашей голове к единому пункту: самосознанию. Они как бы нанизаны на одну ось. С детства у нас формируется особая психологическая инстанция, задача которой — интегрировать разные «Я - образы», нанизывать их на эту ось. Эту инстанцию можно назвать «Психологический автопортрет» — под таким именем она фигурирует в работах грузинских психологов школы Узнадзе. «Психологический автопортрет» использует два весьма любопытных механизма для своей интегративной деятельности. Первый из них «вытеснение», второй «компенсация». Вытеснение заключается в том, что из моих «Я - образов» изымается все, что противоречит друг другу или наносит травму моему самолюбию. Компенсация состоит в том, что противоречивые и травмирующие черты моих «Я - Образов» становятся непротиворечивыми и лестными благодаря моей фантазии. В отношениях помимо социальной и межличностной роли я играю также внутригрупповую. При всем этом я играю и какую-то из своих индивидуальных ролей, следуя определенному «Я - образу», хранящемуся в памяти. Более того, вы угадываете другие мои «Я - образы» по интонациям, по манере двигаться, по костюму и т. д. И все роли, которые я одновременно исполняю перед вами, складываются в мою актуальную роль, т. е роль, избранную мною для данного коммуникативного акта. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ 1. Что такое «социальная роль»? 2. Верно или неверно? «В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно». 3. Выбрать правильный ответ: — Социальные роли связаны: а) с социальным положением; б) с повелением, которого жнут от человека другие члены группы: в) с фактическим поведением человека; г) все ответы верны. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. Вып. 3. —М., 1970. 2. Берн Э. Я. Концепция и воспитание. — М., 1968. — С, 53, 71—77..4. Кон И. С. Открытие Я. — М., 1978. — С. 133—166. 4. Столпи В. В. Самосознание личности. — М., 1904. — С 34—J7. 5. Тилинский Я. И. Стадии социализации индивида /Человек и общество Вып. 9. — Л.. 1Э71. — С. 20, 21.
7. С оциалъно-психологический климат коллектива Что такое коллектив В предыдущих вопросах данной темы была рассмотрена психология межличностных отношений с позиций индивидуальной и социальной идентичности. Индивидуальная идентичность — это «образ Я» обусловленного психофизиологическими интеллектуальными, волевыми и духовно-нравственными качествами личности. Социальная идентичность формируется из тех сторон «образа Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенной социальной группы коллектива. В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношении. Рассмотрим же некоторые его характерные черты. Прежде всего, уточним, что же мы понимаем под термином «коллектив». Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности, и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированности — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов. Понятие социально-психологический климат коллектива Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. По мнению известного российского психолога Е. Д. Парыгина, понятие социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |