Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Г. Ярошевский 8 страница




Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересован­ность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви, Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, ис­пользуемого как бездушное средство познания мира. Это познание пу­тем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, пе­реживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь — это влечение, то ненависть — отвращение.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь рас­пространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обога­щенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде добро­ты и сердечности, отзывчивости и человечности.

Виды любви

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Братская—это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Мате­ринская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продол­жения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыду­щих, является исключительным в том смысле, что требует предпочти­тельности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Любовь человека к себе до недавнего времени находилась в пол­ном пренебрежении в нашей литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя?

Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрица­тельным. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе бу­дет обнаружена у всех, кто способен любить других" (Э. Фромм). От люб­ви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключитель­ная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви чело век желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и любовь к другому может приоб­ретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвуя собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как ина­че, кроме эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях не видит чьих-то детей?

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом ши­роком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Доб­родетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливос­ти, истины и любви, поэтому, понятно проявление у человека аналогич­ных чувств к нему.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидно­сти любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает край­ние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал невротическим. Вариан­том невротической любви, центрированной на родителях, является исключительно матерински и отцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированные мужчины, например, в своих любов­ных отношениях часто остаются детьми йот женщины, также как и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры, нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, но не любить. Если женщина не всегда восхи­щается таким мужчиной, «если она делает попытки жить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и... если она не согласна прощать любовные дела с другой женщиной, то мужчина чув­ствует себя глубоко задетым и разочарованным» (Э. Фромм). Такой мужчина ищет женщину, похожую на мать, и, найдя ее, становится счастливым, так и не выходя из возраста ребенка до конца своих дней. Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются найти такого мужчину, в котором бы вопло­тились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему. Женщина, отцовски ориентированная, бывает, счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке.

Разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, лю­бовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так дру­гого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того, чтобы приоб­ретать. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этого слова, а идолопоклонничество.

К категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное пове­дение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на са­мом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к люби­мому человеку.

Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем прояв­лением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, ког­да находят друг в друге воплощения идеала. Правда, иногда такое иде­альное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекатель­ность, — пишет Э. Фромм, — означает красивую упаковку свойств, ко­торые престижны и искомы на личностном рынке».

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви — явление историческое. Время от времени, в зависимости от состоя­ния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском — неж­ное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX до середины XX века в мужском идеальном образе ценилось честолюбие, сила, агрес­сивность, в женском — свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общи­тельный и добрый человек, а идеалом женщины примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств: скромностью и деловитостью.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основана только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недол­говечна, потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляю­щим любовь, но только при ее наличии. «Самозабвенное помешатель­ство друг на друге—не доказательство силы любви, а лишь свидетель­ство безмерности предшествовавшего ей одиночества» (Э. Фромм). Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на са­мом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чув­ствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАН ИЯ

1. В чем состоит особенность интимных отношений?

2. В чем отличие дружбы от других видов интимных отношений?

3. Объясни возникновение и развитие дружбы.

4. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение: попробуй разобраться в этом «синтезе».

5. Любовный идеал и его исторический характер: расскажи об этом само­му себе.

6. Рискни определиться со своими чувствами, пройда тест «НАСКОЛЬКО ВЫ ЕГО (ЕЕ) ЛЮБИТЕ».

1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться?

а) Почему бы и нет, собственно, это и есть настоящая любовь;

б) Так не бывает, это не любовь;

в) Иногда подобное случается.

2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением?

а) Безусловно;

б) Думаю, что да;

в) Никоим образом.

3. Пошли бы Вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели?

а) Если бы он (она) попросил бы об этом, пошла (пошел) бы;

б) Был (а) бы счастлив (а) сделать это;

в) Вы могли бы встретиться и после кино.

4. Если он или она несимпатичны компании Ваших друзей, то, что Вы бу­дете делать?

а) Выясню отношения с друзьями;

б) Усомнюсь в правильности своего выбора;

в) Не могу представить себе такого.

5. Когда Вы рассказываете о нем (о ней), то, что упоминаете прежде всего?

а) Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы;

б) Ум, образованность, воспитанность, умение вести себя, бойкую мане­ру разговора, иногда бескорыстие;

в) Что придётся, потому что всех достоинств моего избранника (избранни­цы) я не е силах перечислить.

6. Знаете ли Вы, чем: занят (а) он (она), когда вы не вместе?

а) Пока Вы уверены, что у вас нет соперника (соперницы), Вы не забива­ете себе голову подобными пустяками;

б) Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось у каждого из нас со времени последней встречи;

в) Мы оба свободны, поэтому он (она) может делать все, что вздумается.

7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец?

а) Я не смею об этом думать:

б) Рано или поздно это все равно произойдет;

в) Мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может.

8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем?

а) Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может;

б) Да в одиночку скучно;

в) Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга.

9. Если Вы наедине друг с другом, говорите ли Вы о «великих» вопросах жизни?

а) На это почти не хватает времени;

б) А зачем?

в) Да, много.

10. Если у Вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, ког­да Вы познакомились?

а) Это именно тот человек, каким Вы его себе представляли;

б) Это оказался другой человек, но таким он (она) Вам нравится еще больше;

в) Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту.

 

Ключ к тесту (в баллах)

1. а= 10 6=8 в=7
2. а =7 6=3 в=1
  а=6 6=7 в=3
4. а= 10 6=2 в=7
5. а=2 6=7 в=10
6. а=4 6=7 в=0
  а=9 6=4 в=7
8. а=9 6=1 в=7
9. а=3 6=1 в=7
10. а =10 б=7 в=5

Интерпретация результатов

Менее 30 очков. Возможно, дружеские отношения д ля Вас дороже и важнее его (ее) личности. Может быть, Вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью «Вот какую по­беду я одержал (а), кого завоевал (а)». Иногда такое состояние и прият­но, но будьте осторожны: ведь Вы выбираете себе пару не для посторон­них, а прежде всего для себя!

От 31 до 65 очков. Такова идеальная любовь. Вы любите и внешность, и ха­рактер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) доб­родетели и достоинства, но принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем Вам интересоваться, как не тем, с кем бы Вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем Вы способны сделать все.

Более 65 очков. Прекрасная вещь—любовь! Но она может дольше длить­ся в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы на­столько увлечены своим предметом, что самого человека не видите, а ос­новываетесь на своем представлении о нем Вы наверняка не разочаруе­тесь в своем возлюбленном, ее ли попытаетесь поближе узнать его самого, а не созданный Вашей фантазией идеальный образ

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. А. Личность и общение.— М„ 1983. — С. В5—200.

2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987 — С. 110—130.

3. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — М„ 1994. — С. 507—513.

4. Психологин. Словарь. — М., 1990.

5. Фромм Э. Искусство любви. — М„ 1964. — С. 19,40.76,114,115.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Атракция — процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Идентификация — отождествление себя с другими.

Интеракция — организация, взаимодействие межу общающимися индивидами

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного воспри­ятия причин и мотивов поведения других людей.

Кинесика — своеобразный алфавит телодвижений человека, помогающий пол­ностью раскрыть смысловую сторону информации

Коммуникация — в широком смысле — общение.

Паралингвистическая система (экстралингвистическая система) — включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, сме­ха, наконец, самого темпа речи.

Перцепция — восприятие, непосредственное отражение действительности.

Проксемика— специальная область знания, занимающаяся нормами пространст­венной и временной организации общения.

Репрезентация — представительность, мера возможности восстановить, вос­произвести представление в целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое.

Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимает­ся партнером по общению,

Фасцинация — совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющее действие фильтров «доверия» и «недоверия».

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

 

6.

Социально-ролевое общение

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является пред­ставление о личности. Человек — не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяю­щий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного ин­дивида ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Лич­ность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обус­ловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я».

Социальная роль

В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определен­ные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга по­колениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получа­ет роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меня­ющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела.

В отличие от робота, функционирующего по заложенной извне программе, человек всегда остается самоуправляющим существом — не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он мо­жет ничего не подозревать о предписанной ему функции. Он действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для не­го способе разрешения возникающих проблем. Как поступит индивид в затруднительной обстановке, зависит от многих факторов. Несомненно, однако, что он не станет игнорировать опыт решения подобных проблем другими людьми. Прошлые поколения отобрали и передали нынешнему образцы поведения в типичных социальных ситуациях. Образцы пове­дения усваиваются благодаря целенаправленному инструктированию, либо в результате случайного научения (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут действовать совместно.

Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполня­ет множество социальных функций. Например, служебные: началь­ник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, со­сед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т. д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что «положено» на данном месте при данных обстоятельст­вах. «Положено» — это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой — нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.

Всему, что «положено», нас учат с детства, а когда делаем «что не положено» — наказывают. В конце концов, ребенок не только на­учится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его пове­дение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.

Поскольку тому, что «положено», учили не меня одну, всякий человек вправе ожидать от меня выполнения моих социальных функ­ций, иными словами, общество возлагает на меня определенные «со­циальные роли». Действуя согласно этим ожиданиям, я исполняю свою социальную роль. Конечно, мое понимание того, что я обязана и что не обязана делать в данной социальной роли, может расходиться с пони­манием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негатив­ные роли, криминальные). Роли безличны: они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им «партии». Это влечет за собой известные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда и слово «должность») поступать на «общих основаниях» — в соответ­ствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им пози­цией. Если он стал мужем, ему придется теперь отказаться от многих молодецких забав. Человек становится тем, за кого его принимают ок­ружающие. И. Кон, авторитетнейший специалист, замечает в своей работе «Открытие «Я», что «казаться — это тоже «быть», но только не для себя, а для других. Трус, который сумеет достаточно долго «ка­заться» храбрым, может, в конце концов, стать им».

Не надо сводить роль к внешнему представлению. Поцелуй не всегда продиктован притворством. Роль содержит в себя чувства, мыс­ли, стремления. Важно, что все они были определены еще до того, как появился конкретный исполнитель. Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, стро­го говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной деятельности. Отсюда две важные для нашего рассуждения особенно­сти человека: ощущение индивидом личной ответственности перед партнером и бдительное наблюдение за его поведением. Наблюдение неравнодушное, эмоционально окрашенное.

Итак, социальная роль — это выработанная обществом и усво­енная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, по­добающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

Межличностная роль

Помимо социальных ролей, мы играем роли «межличностные». У каж­дого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отно­шении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого — в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то По­кровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то пред­мет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с «преды­сторией» нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него — ко мне. Межлич­ностная роль — это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения ме­няются и межличностные роли распределяются по-новому.

Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане — роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас «актерами поневоле». Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: «Весь мир — театр»:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Поистине — «не одну»! Ведь, кроме социальных и межличност­ных ролей, мы играем еще «внутригрупповые». Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка.

Внутригрупповые и индивидуальные роли.

Собственное «Я »

Внутри групповая роль — это поведение, которое ожидается от меня членами группы, куда я вхожу, в соответствии с репутацией, приобре­тенной мною в этой группе. Человек входит одновременно и последова­тельно во многие группы. И в каждой из них его внутригрупповая роль может оказаться разной. Лидер в одной среде может считаться Чуда­ком в другой и т.д.

Внутригрупповые роли, исполняемые нами с детства, решаю­щим образом формируют наш характер. Согласно «теории зеркально­го «Я» Чарльза Кули, мнение группы о субъекте формирует у него со­ответствующее представление о себе, или «Я - образ». Но мы, как уже говорилось, принадлежим на каждом этапе жизни многим группам сразу. И поэтому в нашей памяти откладывается целый набор «Я - обра­зов». Вести себя в соответствии с каким-либо из «Я - образов» — значит проявлять себя, или играть индивидуальную роль. Это то поведение, которое я ожидаю от самого себя (согласно своему авторитету) при оп­ределенных обстоятельствах, воспроизводящих прошлый опыт при­способления к социальной среде (группе).

Множество «Я - образов» отнесены в нашей голове к единому пунк­ту: самосознанию. Они как бы нанизаны на одну ось. С детства у нас фор­мируется особая психологическая инстанция, задача которой — интегри­ровать разные «Я - образы», нанизывать их на эту ось. Эту инстанцию можно назвать «Психологический автопортрет» — под таким именем она фигурирует в работах грузинских психологов школы Узнадзе.

«Психологический автопортрет» использует два весьма любо­пытных механизма для своей интегративной деятельности. Первый из них «вытеснение», второй «компенсация».

Вытеснение заключается в том, что из моих «Я - образов» изы­мается все, что противоречит друг другу или наносит травму моему самолюбию.

Компенсация состоит в том, что противоречивые и травмиру­ющие черты моих «Я - Образов» становятся непротиворечивыми и лестными благодаря моей фантазии.

В отношениях помимо социальной и межличностной роли я играю также внутригрупповую. При всем этом я играю и какую-то из своих ин­дивидуальных ролей, следуя определенному «Я - образу», хранящемуся в памяти. Более того, вы угадываете другие мои «Я - образы» по интона­циям, по манере двигаться, по костюму и т. д. И все роли, которые я одно­временно исполняю перед вами, складываются в мою актуальную роль, т. е роль, избранную мною для данного коммуникативного акта.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Что такое «социальная роль»?

2. Верно или неверно?

«В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно».

3. Выбрать правильный ответ: — Социальные роли связаны:

а) с социальным положением;

б) с повелением, которого жнут от человека другие члены группы:

в) с фактическим поведением человека;

г) все ответы верны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. Вып. 3. —М., 1970.

2. Берн Э. Я. Концепция и воспитание. — М., 1968. — С, 53, 71—77..4. Кон И. С. Открытие Я. — М., 1978. — С. 133—166.

4. Столпи В. В. Самосознание личности. — М., 1904. — С 34—J7.

5. Тилинский Я. И. Стадии социализации индивида /Человек и общество Вып. 9. — Л.. 1Э71. — С. 20, 21.

 

7. С оциалъно-психологический климат коллектива

Что такое коллектив

В предыдущих вопросах данной темы была рассмотрена психология межличностных отношений с позиций индивидуальной и социальной идентичности. Индивидуальная идентичность — это «образ Я» обусловленного психофизиологическими интеллектуальными, волевыми и духовно-нравственными качествами личности. Социальная иден­тичность формируется из тех сторон «образа Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенной социальной груп­пы коллектива. В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношении. Рассмотрим же некоторые его характерные черты.

Прежде всего, уточним, что же мы понимаем под термином «коллектив». Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимо­действующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения дру­гих. В отличие от других социальных общностей коллектив характе­ризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочно­сти, и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированности — определенной степенью четко­сти и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенно­му порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельнос­ти; 6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.

Понятие социально-психологический климат коллектива

Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием социально-психологический климат коллек­тива. По мнению известного российского психолога Е. Д. Парыгина, понятие социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон об­щественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и дру­гими факторами.

Социально-психологический климат коллектива связан с оп­ределенной эмоциональной окраской психологических связей кол­лектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Ученые отмечают двойственную природу социально-психоло­гического климата коллектива. С одной стороны, он представляет со­бой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей со­вокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей сре­ды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приоб­ретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллек­тива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллекти­вообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На вто­ром этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциаль­ный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.