Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Г. Ярошевский 4 страница




10. Селье Ганс. На уровне целого организма. — М., 1972.

11. Сосновникова Ю. Е. Психические состояния человека, их классифи­кация и диагностика.— Горький. 1975.

12. Стресс жизни. Сборник, — С.-Пб,. 1994

13. Стресс и его патогенетические механизмы. — Кишинев, 1973.

14. Эмоциональный стресс. — Л.. 1970.

4.

Специфические состояния психики человека

В этом разделе будут рассмотрены психические состояния человека, обладающие определенной спецификой. С одной стороны, это нормаль­ные состояния, например, в целом «сон-бодрствование», а с другой состояния, находящиеся между психической нормой и патологией, например, состояние дисфории. Однако следует учитывать, что само понятие психической нормы («психика в норме») весьма условно и не имеет четко обозначенных критериев.

Бодрствование — сон

Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование — состояние, характеризующееся активным взаимо­действием человека с внешним миром, и сон — состояние, рассматриваемое, прежде всего как период отдыха.

В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электро­энцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование.

Сон относится к так называемым измененным состояниям со­знания, полностью отрезающим человека от физического и социаль­ного окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» («медленноволновый») сон и «быстрый» («парадоксальн ый») сон. В фазе «медленного» сна на последней его стадии (глубоко­го сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лу­натизма») — состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна индивид, как пра­вило, вспоминает в сновидениях (субъективно переживаемых пред­ставлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На «быстрый» сон приходится 20Я всего периода сна.

Медитации и гипноз

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых, измененное, по желанию индивида, особое состояние со­знания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концент­рации внимания на каком-либо объекте или мысли, а, во-вторых, тех­ника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса). Возможно наступление и того, что у буддистов называется нирваной — состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души со Вселенной.

Существует несколько техник (приемов) медитации, а) Йога — древнеиндийская техника, состоящая в полном отключении от внеш­ней реальности благодаря целому ряду приемов (восьмичленная йога), во многом связанных с владением телесными позами (84 позы или «аса­ны») и контролем дыхания (пранаяма). б) Зазен — японская техника, состоящая в отвлечении от предметов, пассивно концентрируя внима­ние на них («смотрю, но не вижу»). Йога, зазен, как и даосизм в Китае, с точки зрения восточных религий предполагают при медитации рас­творение сознания индивида в безличном океане абсолюта («соляная кукла, растворяющаяся в воде моря»), В христианстве медитация трак­туется как слияние человеческой и божественной личностей.

Близок к состоянию медитации в данном плане и экстаз — вы­зываемое проповедью и молитвами состояние, е котором находится ве­рующий, как бы вышедший из себя. При этом чрезмерная активация мозга явно находится в контрасте с неподвижностью тепа и выражени­ем возвышенного счастья, в) Техника дервиш-турнеров заключается в том, что дервиш-турнеры (мусульмане-проповедники, как правило, персы и сирийцы, принадлежащие к этому братству) пением псалмов и ритмическими танцами вызывают у себя наступление измененного со­стояния медитации. Близка к этому и техника камлания шаманов, а также приемы, применяемые в некоторых христианских сектах («пя­тидесятники», «хлысты» и др.). г) Техника трансцендентальной меди­тации основывается на использовании мантры — социального слова выбираемого обычно «учителем» («гуру») для ученика и состоящего из звуков О, М, Н, легко вступающих в резонанс с электрической активно­стью мозга. Ученик повторяет свою мантру сперва вслух, а потом про себя, пока не достигнет полной релаксации и состояния «чистого созна­ния». Из этого состояния, по мнению некоторых приверженцев данной техники, исключены все восприятия внешнего мира, и оно граничит с «чувством вечности», д) Специфическими, несвязанными с какими-либо религиозными идеями, техниками медитации являются системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эф­фект (аутогенный тренинг Г. Шульца, «системы биологической обрат­ной связи» и т. д.).

Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет два значе­ния: а) временное состояние сознания, связанное с сужением его объе­ма и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять.

Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызван­ное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Вну­шение — процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализа­ции внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправ­ленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, пред­намеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгип­нотическом состоянии.

В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечат­ление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей (К. И. Платонов, Д. Н. Узнадзе и др.), при отсутствии у испытуемого абулии (патологического безволия) никогда нельзя добить­ся, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы об­щему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Боль и анальгезия

Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Болевые ощу­щения носят гнетущий, тягостный характер, характер страдания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, их обусло­вивших. Воль — симптом нарушения нормального течения физиологи­ческих процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое

значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрали­зации со стороны высших психических образований, зависящих от на­правленности личности, ее убеждений, ценностных ориентации и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущении или снижающих чувствительность к боли), путем концентрации вни­мания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т. д.), посредством внушения, самовнушения, гипноза, а так же методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

Вера

В психологии вера имеет два значения: 1) особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом ка­ких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальней­шем выступить основой его «Я», определять его поступки и отношения; 2) признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логических доказательств (Вл. Соловьев).

Вера всегда выступает как результат предварительной работы

сознания, опирающегося на антиципацию (способность предвидеть результаты действий до того, как они осуществлены), каузальную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие ин­теллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах рацио­нального мышления, она имеет свое основание вне теоретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охва­тить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру без всяких до­казательств.

Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физи­ческом мире. Здесь человек включает в свой образ мира существование внематериального мира.

Эйфория и дисфория

Эйфория — психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечнос­ти, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эйфории наблюдается мимическое м пантомимическое оживление, психомо­торное возбуждение. Дисфория — противоположное эйфории психи­ческое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздра­жительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувстви­тельностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительнос­тью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболевани­ях головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий. По­этому дисфория — это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и анализ абстиненции, бреда, галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рам­ки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.

Дидактогения и ятрогения

Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вы­званное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учи­теля, тренера, воспитателя, руководителя и т. д.). К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустра­цию и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межлично­стных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов—наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по сво­ей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением бо­лезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижения жизненных целей, невосполнимости потери и т. д.

Ятрогения (внушенная болезнь) — отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например, при неосторожном ком­ментировании особенностей его болезни), способствующее возникно­вению неврозов.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем состоит отличие бодрствования от сна?

2. Что такое «медленный» и «быстрый» сон?

3. Медитация: явь или мистика?

4. Назови известные тебе техники (приемы) медитации.

5. Гипноз и его отличие от медитации.

6. Внушение: что это такое?

7. Покажи значение боли для жизнедеятельности человека.

8. Анальгезия: как она достигается?

9. Вера: нужна ли она?

10. Что лучше: эйфория или дисфория?

11. Дидактогения и ятрогения: в чем виноваты педагог и врач?

12. Пройди тест «ПОДДАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ ВНУШЕНИЮ?»

Легко ли тебя переубедить, легко ли ты поддаешься внушению, достаточ­но ли ты оптимистичен—все это, надеемся, тебе поможет узнать этот тест. Выбери один из ответов на каждый вопрос. Дан мужской вариант, жен­щины вносят необходимые коррективы.

1. После каждого нового сообщения о какой-то диете или более рацио­нальном образе жизни ты:

а) сразу пересматриваешь или даже меняешь свой образ жизни, режим питания;

б) задумываешься, что из всего этого может пригодиться и тебе;

в) никогда не обращаешь внимание (по твоему мнению, человечество и уцелело потому, что никогда об этом не задумывалось).

2. Если на твоем лице выступила сыпь или ты поранил лицо при бри­тье... ты:

г) не выходишь из дома, пока лицо не заживет, так как тебе кажется, что, если ты выйдешь в гаком виде, все будут обращать на тебя внимание;

д) ты пытаешься каким-то образом скрыть это, а как только встреча ешь кого-то из знакомых, сразу же объясняешь, что с тобой случилось;

е) ты не будешь обращать на это внимание, любопытство посторонних тебя не интересует.

3. Если ты почувствовал, что кто-то идет за тобой и чуть ли не наступает на пятки, ты:

б) ускоряешь шаг;

в) тебе все равно, но из любопытства ты оглядываешься и смотришь, кто это.

4. Тебе нужно принять важное решение, и ты:

г) не говоришь с другими потому, что боишься получить противоречивые советы, которые собьют тебя с толку;

д) ищешь совета, но, в конце концов, поступаешь по-своему;

е) слушаешься только самого себя.

5. Ты слегка заболел, ноне идешь к врачу;

а) там много больных, которые станут рассказывать о своих недомогани­ях, а это тебя раздражает;

б) врач может сказать тебе что-то неприятное;

в) у тебя просто нет для этого времени, ты уверен, что всей пройдет само собой.

6. Если на новом месте работы (учебы) все вдруг начинают твердить, что ты очень симпатичный человек, а на предыдущем месте у тебя были про­блемы в общении с людьми, то ты подумаешь;

г) новые коллеги (студенты) правы, на старом месте тебя просто не пони­мали;

д) они менее требовательны;

е) Они более спокойны, философски ко всему относятся.

7. В театр, кино ты идешь сразу, как только поймешь, что герой, о кото­ром идет речь;

а) похож на тебя, у него те же проблемы и тебе интересно, как он их раз­решает;

б) герой, обстановка совершенно не похожи на твою и поэтому тебе это интересно, чтобы сравнить с собой;

в) ты смотришь с одинаковым удовольствием фильмы, спектакли, не со­поставляй героев с собой.

8. Если станут утверждать, что в последнее время твоя работа (учеба) не отличается в лучшую сторону, то;

г) это сильно травмирует тебя, ты начинаешь работать еще хуже;

д) так как ты сам не замечаешь такого спада в работе (учебе), то реша­ешь, что тебя хотят сбить с толку;

е) ты сам попробуешь подвести итог своей работы (учебы) и заметишь, что она небезупречна, но ты работаешь с интересом и не хуже других.

9. Если шофер такси взглянет на тебя с плохо скрываемой досадой, то ты:

в) решить, что он, вероятно, человек, вечно всем недовольный;

б) что, может быть, он устал;

а) решишь, что ты ему просто не понравился.

10. Как только ты вспоминаешь о твоей бабушке и дедушке, с которыми ты не живешь вместе, или о своих пожилых родителях:

е) ты видишь расположение комнат в их доме;

д) тебе даже иногда «слышатся» их голоса;

г) тебе, прежде всего, вспоминается запах в их доме, ты его буквально «чувствуешь».

 

Если твои ответы составили, прежде всего, группу «б» и «д», то можно сказать, что ты достаточно спокойный, достаточно оптимистичный че­ловек, который не лишен известной доли самокритики. Ты способен ре­агировать на перемены, но сначала старательно их осмысливаешь, об­суждаешь. Ты поддаешься внушению, прежде всего по отношению к тем вещам, которые больше всего тебя волнуют.

Если же в твоих ответах больше всего (или даже все) «в» и «е», то боим­ся, ты слишком самонадеян, слишком часто бываешь излишне упрям. Ты слишком легкомысленно относишься ко многим важным вещам. Ино­гда ты готов из вызова принять важное решение чуть ли не метанием «орла» и «решки», каким-то другим совершенно случайным путем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж., Что такое психология; В 2-х т. Т. 1. — М 1992

— С. 137—180.Т.2- — М.,1992.— С, 46—50,318—350.

2. Психологические тексты для деловых людей. — С. 136,137.

3. Психологический словарь. — С.6,7,38,39,51, 52, 73, 74,95,144 145,205 206,315,31в,ЗУ0.

4. Психология. Словарь. — С. 5, 20, 24, 43,44,49, 50, 56, 57, 75, 79—81,150, 156,157, 204, 228, 22Я, 242, 336, 338, 366, 370, 371, 405,429, 455.476.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории, — М., 1994. — С. 420—508.

тема 7

Субъективный мир психики человека

1. Психологическая сущность самосознания

2. Самосознание и человеческое «Я».

Структура и функции самосознания

3. Идентификация и рефлексия

Человек — существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутрен­ний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания.

 

I.

Психологическая сущность самосознания

В современной науке существуют три взаимоисключающие точки зре­ния на генезис самосознания, принципиальные различия между кото­рыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, сколько несовпадающими определениями самого предмета изучения. Тради­ционным для большинства направлений психологических исследова­ний является понимание самосознания как исходной, генетически пер­вичной формы человеческого сознания.

Сторонники этой концепции ссылаются, прежде всего, на перво­начальную, на уровне чувствительности, самоданность младенца, то есть на психологический уровень его самоощущения. На основе пер­вичной самочувствительности и должен, по их мнению, происходить в дальнейшем синтез двух различных систем представлений: о себе как «Я», и обо всем остальном, «не - Я». Затем начинает складываться целост­ное представление о своем теле, еще позже развивается предметное сознание, включающее не только пространственный, но и временные координаты и, наконец, завершающая ступень характеризуется нали­чием способности к целенаправленному самопознанию.

Действительно, психологический механизм индивидуального самосознания включает в себя основные формы первичного самоотра­жения психических реакций («интропсихические чувствования»), да­ющие информацию о биологическом мире человека. Ощущения состо­яния собственной активности, самоидентичности в данный момент или на протяжении определенного отрезка времени поддерживают у ин­дивида обязательный для любого типа деятельности минимальный уровень способности к саморазличению.

Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я», благодаря которому человеку задается его психосоматическая целостность — неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что «чувство Я» развивается органично, само по себе, независи­мо от внешних раздражи гелей и поэтому должно считаться исходной формой человеческой психики в целом. Конкретный анализ того, как именно образуются у детей представления о собственном физическом облике, позволяет выделить два следующих основных канала их фор­мирования: первый — самоощущение, самочувствительность, тесно связанные с жизнедеятельностью организма; второй — информация о собственных телесных признаках, поступающая в результате комму­никативных взаимодействий с окружающими.

Возникновение в сознании ребенка топогностической схемы собственного тела становится возможным только в результате влия­ния этих двух информационных потоков. Следовательно, нет доста­точных оснований, чтобы рассматривать «чувство Я» как нечто совер­шенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) факторов.

Исходя из концепции «первичности» нелегко объяснить единство высших и низших форм (высшие как бы привносятся на определенном этапе извне) и опредмеченный характер самосознания. Способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной само­сознания, которая его порождает, определяет механизм функциониро­вания и едва ли не детерминирует остальные, дискурсивно-организованные формы психического самоконтроля.

Существует и диаметрально противоположная точка зрения (Л.Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание — высший вид со­знания, возникший как результат предшествующего развития послед­него. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом».

В конечном счете, эта концепция построена на предположении об исключительно внешней (экстроспективной) направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, только в какой-то момент в друг обнаруживающей способность к самовосприятию. Но экстроспективная гипотеза никогда и никем не была убедительно доказана и она мало помогает удовлетворительному объяснению многих накопленных в психиатрии фактов, например, случаев интравертивного поведения детей в младенческом возрасте.

Те, кто отрицает активность интроспективного полюса психи­ки в начальный период ее развития, вынуждены относить к более по­зднему сроку и образование личностного начала нашей психики. Но тогда встает далеко не легкий вопрос о том, на какой структурно-пси­хологической основе происходит синтез и присвоение (интернализация) продуктов начального опыта, а исходный момент активного са­мообращения субъекта приобретает характер внезапного скачка.

Именно поэтому убежденному стороннику первичности исключительно экстроспективного сознания А. Валлону исчезновение у трехлетнего ребенка «слияния с окружающим миром» кажется, по его собственным словам, чем-то «неожиданным».

Действительно, анализирующее самообращение на уровне по­нятийного мышления немыслимо без достижения определенной доста­точно высокой степени социализации индивида. Но все дело в том, что для дискурсивного определения, например, ощущений как «своих», кроме всего прочего, обязательно еще и функционирование (следова­тельно, предварительное наличие) устойчивой интегративной систе­мы аффективного самовосприятия.

Отражение внешнего мира — универсальный канал социализа­ции, определяющая сторона сознания. Но из этого еще не следует, что эта доминирующая сторона обладает первичностью и вне рамок дина­мического и функционального взаимодействия основных элементов структуры психики. То есть нет оснований утверждать, что сознание в своем развитии проходит через «чисто» экстроспективный этап, кото­рый предшествует (в смысле существования «до» и «без») интроспек­тивному.

Элементы первичного различения себя и окружающего мира существуют уже у многих животных («...все функции человека имеют свои зачатки в животном мире»), базируясь на характерных для жи­вого организма «обладании самостоятельной силой реагирования» и наличии центрирующей основы восприятия. Это делает правомерным вопрос о системных предпосылках (таких, в частности, как единство нервной системы и синестезия) нашего самосознания.

В современной психологии эта проблема традиционно разраба­тывается преимущественно представителями психоаналитических школ. З. Фрейд считал самоотношение личности исключительным продуктом удовлетворения либидных и агрессивных инстинктов. Он рассматривал человека как изолированную систему, которая приво­дится в действие двумя импульсами; к выживанию (инстинкт «Я») и к получению удовольствия сексуального типа, связанного с разрядкой напряжения, которое локализуется в эрогенных зонах, прежде всего в гениталиях. И только необходимость удовлетворить свои сексуаль­ные потребности заставляет человека вступать в контакты с другими людьми, отношения между полами уподоблялись 3. Фрейдом рыноч­ной ситуации. Каждый озабочен только удовлетворением своих по­требностей, но как раз ради их удовлетворения он и вынужден всту­пать в отношения с другими людьми, предполагающими то, в чем он нуждается, и нуждающиеся в том, что он предлагает.

В основе поведения человека, по мнению Фрейда, лежат сексу­альные влечения. Эти явления — важнейший элемент человеческой «природы». «Нужно быть упорным лицемером, — писал едва ли не са­мый правоверный фрейдист Биттельс, — чтобы не замечать, что пья­ница гладит свою бутылку с теми же нежными чувствами, с какими влюбленный свою возлюбленную. Ростовщик перебирает свое золото,

как какой-нибудь Ромео волосы своей возлюбленной. Словом, самое важное единственно серьезное дело на белом свете — это любовь. Мы прекрасно знаем это. Все остальное, чтобы мы не предпринимали, до­ставляет нам радость, если мы его сексуализируем...» (Ф. Виттелъс. Его личность, учения и школа, — С. 138, 139). «Собственность, — вос­клицает Виттельс, — насквозь пропитана сексуальностью».

Современные последователи З. Фрейда высказываются на этот счет несколько осторожнее, но, по сути, остаются на близких позициях. Например, X. Гартман (известный немецкий психолог) считает, что специфику элементов первоначальной активности, образующих пер­вичную «сферу Я», составляет их способность находить удовлетворе­ния в самих себе. А один из самых знаменитых американских психо­аналитиков Д. Нейджер обусловливает формирование человеческого «Я» развитием аутоэротизма. По его мнению, на первой ступени раз­вития организм ребенка постигает, что можно уклониться только от внешних воздействий (стимулов), а сделать это по отношению к своим внутренним импульсам невозможно. Так начинает формироваться способность отличать (выделять) именно себя. Возможность аутоэро­тики на следующем этапе, считает Д. Нейджер, закрепляет и углубляет способность к такому различению, так как в ее ходе вся собственная активная деятельность ребенка ориентирована лишь на себя, на свое собственное тело.

Проявления и реализация содержания первичных психичес­ких реакций (когда практически отсутствует понятийное мышление) отличаются особым своеобразием. Эта специфичность и вынужден­ная односторонность коммуникативных каналов обусловливают недо­статочность адекватной информации о субъективном мире младенца. Поэтому исследователи вынуждены ограничиваться более или менее обоснованными интерпретациями своих наблюдений. Еще сложнее изучать внутреннюю сторону первоначальной субъективности, ис­ходный уровень самосознания, что и заставляет специалистов по воз­растной психологии строить, в основном, описательные модели.

В отличие от первых двух, третье направление современной психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и само­сознание возникли и развивались одновременно, едино и вэаимообусловленно. Классической для этого направления можно считать теорию И. М. Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложе­ны в том, что он называл «системными чувствованиями».

Эти «чувствования» носят психосоматический характер и со­ставляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов че­ловека. «Первая половина чувствования, — отмечал И. М. Сеченов, —имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувст­венные состояния собственного тела — самоощущения».

По мере объединения «предметных» ощущений складывается наше представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощу­щений — о самих себе. Взаимодействие этих двух центров координации и следует считать решающей исходной предпосылкой способности человека осознавать себя, та есть специфически человеческим обра­зом дифференцировать свое бытие.

На начальном этапе своего становления личность восприни­мает конкретное условие своего бытия в формах «исходной», своего рода «прединтеллектуальной», психической активности, которая пробуждается еще до раздельности внешнего опыта и знаний о себе самом и не имеет субъектно-объектной формы. Функционально это выражается в недифференцированности между адаптацией к внеш­нему миру и аккумуляцией информации о себе, о своем состоянии. Но очень быстро начинают формироваться два противоположных полюса этой активности. Один из них направлен на внешние зоны ре­альности и связан с развитием аппарата гомеостазиса, второй полюс аккумулирует данные самочувствительности, то есть базируется на способности организма к локализации своих интероцептивных ощу­щений. Эти полюса неразделимы и взаимообусловлены. Одним из важнейших стимулов адаптации к тем или иным условиям является, в конечном счете, актуализированная в соответствующем полюсе информация о предшествующих, специфичных для подобных усло­вий состояний организма. Например, нарушение интеграции пред­ставлений ребенка о собственном теле может послужить, согласно современным представлениям, причиной раннего детского аутизма, характеризующегося, прежде всего, стремлением активно уйти от внешних контактов, целиком погрузиться в сферу собственных пе­реживаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.