Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Г. Ярошевский 1 страница




2.

0 12 24


 

Сравните полученные ответы с предлагаемым ключом, за каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте 1 балл.

Корректурная шкала «скрытость-откровенностъ» (L):6 — да, 12— нет, 18 — нет, 24 —да, 30 —нет, 36 — да, 42 — нет,48 — нет, 54 — нет. Если по этой шкале наберется 5 и более баллов, результат следует диагностировать, как склонность давать себе завышенную оценку с целью нра­виться окружающим. Дальнейшей обработке в данном случае ответы не подлежат. В случае же набора менее 5 баллов, следует переходить к об­счету 2 других шкал.

Шкала (Е) «интроверсия-экстраверсия» (горизонтальная ось на графике): 1 —да, 3 —да, 5 — нет, 8 — да, 10—да, 13 — да, 15 — нет, 17—да, 20 —нет, 22 — да, 25 — да, 27 — да, 29 — нет, 32 — нет. 34 — да, 37 — нет, 39 — да, 41—нет, 44 — да, 46 — на, 49 — да, 51—нет, 53—да, 56 — да. Шкала (N) «эмоциональная устойчивость» — нейротизм (вертикальная ось на графике). В ключе все ответы «да»: 2,4,7, И, 14,16, 19,21,23, 26. 28,31, 33, 35, 38, 40, 43, 45,47,50, 52, 55, 57.

Подсчитай сумму по каждой из шкал и соответствующее цифровое зна­чение отложи на осях графика. Полученные координаты укажут на сочетание характеристик, по которым устанавливаются типы темперамента (на графике показаны результаты Е-14, N-16—холерик). Опросник дает возможность охарактеризовать человека по следую­щим параметрам:

1. Экстраверты (свыше 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонталь­ной оси графика) — люди, ориентированные на окружающий мир, непо­средственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любя­щие движение и риск. Для экстравертов характерны импульсивность, гиб­кость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно они активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные биз­несмены и организаторы. Обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстраверты имеют предраспо­ложенность к несчастным случаям.

2. Интроверты (менее 12баллов по шкале Е, отложенных на горизонталь­ной оси графика) — люди, для которых наибольший интерес представля­ют явления собственного внутреннего мира: для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к разным мнениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и не испытывают за­труднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно лучше, чем экстраверты, распознают цвета, звуки, более осторожны, ак­куратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам ин­теллекта, лучше учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотон­ной работой. Начальники. Занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

3. Эмоционально устойчивые (стабильные) — люди, не склонные к беспо­койству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству (менее 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика).

4. Нейротики (эмоционально нестабильные) — чувствительны, эмоцио­нальны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраи­ваться по мелочам (более 12 баллов по шкале N, отложенных на верти­кальной оси графика).

По опроснику устанавливаются типы темперамента человека (холерик сангвиник, флегматик, меланхолик), проанализированные выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск 1ЭЭ0

— С. 20—52,102—112.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — С. 234__256.

3. Гомезо Т. В., Домашенко А. И. Атлас по психологии. С. 217_225

4. Мерлин В. С. Очерк теории эксперимента —М 1964 _С 3_33

156—223,254—276.

5. Вемов Р. С. Психология.. Кн.1. — С. 332—341.

6. Общая психология. — М., 1У86.— С. 401—418.

7. Психология индивидуальных различий—-М., 1982._С. 148__178

8. Психологический словарь. — С. 337,356—366.

9. Психология. Словарь, — С. 14.15,297,344,353,367 394 395 428 438 430 459.460. 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии В2-хт Т II — М 1984

— С. 211—235.

11. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологиче­ских различий. — М., 1979. — С. 6—22,163—148.

12. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США). — Вороне, 1932. —С. 14—19.

 

4.

Характер

Определение характера, его основных черт

В самом общем виде характер может быть определен как система ус­тойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сто­ронам действительности. Впервой подсистеме содержатся черты, прояв­ляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудо­любие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме откосятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема — это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость - скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на дости­жение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по­следовательность и др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непо­средственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластич­ность-ригидность и т. д.).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих ос­новных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека прояв­ляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случайны­ми. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера:

1. Конституционные теории, связывающие особенности харак­тера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт ха­рактера и их совокупностей, представляющей крайние варианты пси­хической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. Социальная типология характеров, в основе которой — отно­шение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип — таких людей характеризует чрезвычай­ная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем, они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт­ность, не многословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические сме­ны настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но s то же время они способны изво­дить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мы­шление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, ли­цемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и за­ряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют мно­го друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлека­ются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внут­ренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубо­комыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зави­симость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причи­няют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они бес­прекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип созна­тельных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что проду­мано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны ос­таваться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольст­вием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает все большую популярность типо­логия, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее поло­жения в порядке дополнения к уже приведенной типологии.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних усло­вий (традиции и образование). Мыслители—экстраверты становятся го­сударственными деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» - не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие так считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результа­том оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жиз­нью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди ре­дакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» собы­тий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начи­нает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, непо­датлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фак­там, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся

обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррацио­нальны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испы­тывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной спо­собностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человечес­кой личности не умещаются даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.

Формирование характера. Личность и характер

Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптималь­ное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицатель­ные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформ­ляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяет­ся круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в под­ростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера — в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Раскрой содержание понятия характера.

2. Покажи взаимодействие характера и темперамента

3 Что входите структуру характера?

4. Какие существуют типологии характеров?

5. «Принимать на себя чужие волнения» — черта человека какого типа?

6. «Стараться быть логичным и непредубежденным» — к какому типу ха­рактера можно отнести эту черту?

7. Если тебе слона «оживленный» и «компанейский» ближе к сердцу, чем сло­ва «спокойный» и «сосредоточенный», то к какому типу можно отнести твой характер?

8. Вспомни характеристические черты наиболее ярких литературных пер­сонажей и попытайся дать им типологическую оценку.

9. Как формируется характер?

10. Каково соотношение личности и характера?

11. Попробуй с помощью небольшого теста ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ХАРАКТЕР (от­веть «да» или «нет» на следующие вопросы):

1) Уважаешь ли ты дружбу?

2) Привлекает тебя что-то новое?

3) Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4) Притворяешься ли довольным безо всякой на то причины?

5) Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собирался выбрать?

6) Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

7) Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

8) Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку, если ты ответил «да» на вопросы 1,3,7, и столько же за ответы «нет» на вопросы 2,4—6, В. Затем подсчитай набранные очки. Свыше 6 очков. Ты уравновешенный человек; родителям, преподавателям, друзьям грех жаловаться на тебя; у тебя легкий, хороший характер. От 3 до 6 очков Твой характер не назовешь легким, твое хорошее на строе­ние весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразить­ся на учебе, семейной жизни, в дружеских отношениях. Не забывай, что, только проявляя настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни. Менее 3 очков. Почему ты не веришь в свои силы?Нужно больше доверять людям и искать себе друзей среди тех, кто тебя окружает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. Т. 2. — М-, 1980— С. 52—103.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М., 1988. — С. 11—24.

3. Гиппенрейтер Ю. Б - Введение в общую психологию. — С. 257—280.

4. Гомезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — С- 217—218. э. Казанский О. А. Игры в самих себя. — М., 1995.

6. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. — М., 1995.

7. Левитов Н. Д. Психология характера. — М„ (У69. — С.) 8—2В 42—54

57—86,117—127,332—377.

8. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

— Л., 1983. —С. 6—10.

9. Мерлин В. С. Структура личности. — С. 3—26.

10. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. —С, 341—357.

11. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера. — Тбилиси 1989

— С. 6—1В.

12. Общая психология. — М., 1986. — С. 41 в —43В.

13. Психология личности. Тексты. — С. 4R—54.

14. Психологический словарь. — С. 159,160, 396,397.

1 5. Психология. Словарь. — С. 1 Г). 16, 43li. 437.

16. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. Т. П. — С. 211—235.

17. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов, 1970. — С. 3—80.

18. Фромм 3. Характер и социальный прогресс. //Психология личности Тексты.М„ 1982.

19. Юнг К. Психические типы//Психология индивидуальных различий

— М„ 1982.

 

5. Воля

Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая прояв­ляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенчес­кого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутст­вие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в ре­зультате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разрабо­тать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека, как реакции человека на внешние и внутрен­ние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого по­ведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наде­ленным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптималь­ной мобилизованности личности, потребного режима активности, кон­центрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Эти м волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, соверша­емых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществле­нию принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенчес­ких актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), сме­лость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради дости­жения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самооб­ладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим об­разом связанные с нравственными: ответственность (качество, харак­теризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение свое­го поведения общепринятым нормам, установленному порядку), прин­ципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последо­вательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнитель­ность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязан­ностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт воле­вых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие ре­шений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления ит.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые тре­буют значительных волевых усилий в течение долгого времени-

Формирование волевых качеств личности можно рассматри­вать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает ис­толкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психо­логическом плане — это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социаль­ным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравст­венных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен за­нять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуслов­ливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ля он условиям (В. Франкл). В этом плане свобо­да — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский).

Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вмес­те с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих лю­дей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагород­ные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - не­совершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность се­мей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зави­симости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАН ИЯ

1. Каковы понятия и основные признаки воли?

2. Покажи значение воли в организации Деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить у себя СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ СИЛЫ ВОЛИ.

Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один на трех ответов: «да», не знаю (иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинте­ресна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют ото­рваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на де­журство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию — на работе (учебе) или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные со­блазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было заплани­ровано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх, предстоящий полет на самолете или посе­щение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда пре­одолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения.

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты чело­веком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую по­ездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня; время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выпол­нение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не пока­зались тебе слова «противной стороны»?

 

 

Варианты ответа Номер ответа Итого

                                 
Да                                
Нет                                
Не знаю, иногда                                

Ключ к опроснику




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.