Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Г. Ярошевский 3 страница




— С. 189—206.

5. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990

— С. 122—179.

6. Мекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.. 1986.Т. 1, — С. 12—405.

7. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. — С. 75—99,

8. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. -— С. 200—230.

9. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — С. ЗЙ9—130.

10. Психологический словарь. — С. 10, 17, 25, 27, 30, 31, 99, 198, 199, 332, 374,378,379,394,395.

11. Психология. Словарь, — С. Э, 10,18,29,30,34,35,110,111,196,197,219, 220.352,407,408,417,433,434.

12. Сборник текстов по отбору кандидатов при приеме на работу (Методика США). — С. 35—37.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. — М, 1982. — С. 52—83.

14. Симонов П. В. Мотивированный мозг. — М.. 1987. — С. 43—60.

15. Фресс П., Плаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III.

— М., 1970. — С. 147—196; Вып. IV, — М„ 1975, — С. 15— ПО.

 

 

тема 6

Психические состояния человека

1. Понятие психических состояний

2. Типичные положительные состояния человека

3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение

4. Специфические состояния психики человека

1. Понятие психических состояний

Определение психических состояний

Психические состояния представляют собой целостные характерис­тики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людь­ми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека су­ществуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, об­ществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — обществен­ное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человеческих общностей характери­зуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свой­ственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способ­ность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

В дальнейшем будут рассматриваться только психические состояния конкретного человека.

Свойства психических состояний

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с пси­хическими процессами и свойствами личности, индивидуальным свое­образием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических со­стояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся до­казательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, на­конец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их измен­чивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динами­ка и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчиво­стью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаи­мосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психи­ческие процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирова­ния качеств личности, прежде всего характерологических. Напри­мер, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою оче­редь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качест­вом личности — сосредоточенностью.

Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельно­сти возможна также перестройка или даже ломка относительно устой­чивых качеств личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическо­му состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустра­ция — толерантность и т.д.).

Классификация психических состояний

Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно клас­сифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонен­тов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — состоя­ния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затянутые, длительные и т. л; о) в зависимости от влияния на личность — положительные и отри­цательные, стенические. повышающие жизнедеятельность, и астени­ческие; 6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; и 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Сформулируй определение психического состояния.

2. Чем отличаются психические состояния отдельного человека от «массовидных» психических состояний?

3. Что такое целостность, подвижность и относительная устойчивость психических состояний человека?

4. Какова взаимосвязь психических состояний человека с психичес­кими процессами и свойствами личности?

5. В чем заключаются индивидуальное своеобразие и типичность, много­образие и полярность психических состояний человека?

6. Какие классификации психических состояний ты знаешь?

ЛИТЕРАТУРА

1. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, ли­шенного свободы. — М.. 1968. — С. 7—10.

2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.

3. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний чело­века. — М., 1934.

4. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М., 1977. — С. «8—110.

5. Психология. Словарь / Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990. — С. 302, 372.

6. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.. 1983. — С. 287, 2

7. Сосновникова Ю. Е Психические состояния человека, их Классифика­ция и диагностика-— Горький, 1975.

 

 

2.

Типичные положительные психические состояния человека

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств. предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкрет­ной ситуации и т. д.

Однако можно выделить типичные положительные и отрица­тельные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профес­сиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экс­тремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда следует отнести психические состояния профессиональ­ной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Профессиональная заинтересованность

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности име­ет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивирован­ный, сильный интерес к профессиональному труду является важ­нейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профес­сиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создает эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна професси­ональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого ин­тереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Специа­лист же, имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессио­нальной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

Для состояния профессиональной заинтересованности характер­ны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтере­сованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается при­ятными эмоциональными переживаниями.

Но следует отметить, что во избежание узкого профессионализ­ма, для предотвращения профессиональной деформации личности со­стояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любо­знательность здесь, будет выступать и в качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражаю­щего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отно­шением к действительности.

Творческое вдохновение

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повы­шении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригиналь­ных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями нал конкретным делом. Вдохновение профессионала — это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности профессиональной дея­тельности имеет психическое состояние готовности к ней в делом и к отдельным ее элементам — в частности.

Решительность

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психи­ческое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность — это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходи­мыми условиями решительности являются широта мышления, прони­цательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое не­достатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты небла­гоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

ПРОВЕ РЬ СВОИ ЗНАН ИЯ

1. Что такое типичные положительные психические состояния человека?

2. Покажи роль психического состояния профессионально-заинтересо­ванное и в труде.

3. Что такое любознательность?

4. Творческое вдохновение, в чем оно выражается?

5. Каково значение, психического состояния готовности к профессио­нальной деятельности?

6. Решительность как психическое состояние человека: всегда ли она полезна?

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. — М.,1991.

2. Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека, — М., 1D64.

3. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний чело­века.— М., 1984.

4. Платонова К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М„ 1977. — С. 98—110.

5. Психологический словарь. — С. 287, 283.

6. Психология. Словарь. — С. 302, 372.

7. Сосновникова Ю. Е. Психические состояния человека, их классифика­ция и диагностика.— Горький, 1975.

 

 

3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение

Психическая напряженность

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут воз­никать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в се­бе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизнен­ной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия при­водят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (опе­раторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (труд­ности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зри тельно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экс­тремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями ит.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мысли­тельных задач вообще невозможно без определенного эмоционально­го напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. созна­тельной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное реше­ние» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как. эмоциональное предвосхищение нахождения основного принци­па решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словес­ных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно вер­ным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позво­ляет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность яв­ляется «его деятельностью», б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называе­мое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже отри­цательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситу­ацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологи ческой напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Понятие стресса в современной психологии является много­значным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явле­ния, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появ­ления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психи­ческой напряженности (а ее крайние формы — стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил че­ловека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «пло­хих» (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протека­ние деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрес­сом или эмоциональным стрессом Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ­ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отли­чие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне за­висимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре­деленных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирова­ние», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбужде­ния, и поведение человека становится (в большей или меньшей степе­ни) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще боль­шее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как пра­вило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздра­жители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь крити­ки или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональ­ных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрес­сора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс — это, прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с ин­теллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллекту­альном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии». После стресса, как и после иных Сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической кон­цепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство — тревога

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться та­ким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «трево­га», «тревожность». Тревожность — это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностя­ми, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и дея­тельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения по­коя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состо­яние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мо­тива. Условиями, вызывающими беспокойство — тревогу («нару­шителями спокойствия») будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возмож­ность различных неприятностей, обусловленных спецификой дея­тельности или общения; ожидание (иногда длительное) определен­ного результата и т. д.

Как показывают данные многих исследований, «тревожные» ис­пытуемые превосходят «нетревожных» в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре­вожности, а с другой — от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или Отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревож­ность будет положительным психическим состоянием, если она вы­зывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Бег подобного состоя­ния вообще невозможно успешное осуществление многих видов про­фессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием чело­века, но и чертой его личности, свойством его характера.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сиг­нала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах,

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, не­адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрица­тельно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при опреде­ленных условиях могут привести к возникновению у человека не толь­ко психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фру­страции. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизнен­ным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состоя­ние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и обще­ния и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъ­ективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного чело­века, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т. е. препятствий, раздражи­телей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступ­ление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, от­нося сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, за­диристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не толь­ко на лиц, виновных в создании «барьера», ной на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их пре­увеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой — фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме де­прессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного по­ведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям. В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прико­ванность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотип­ность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приво­дить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представ­ляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его лич­ность может приобрести деформационные черты: агрессивность, зави­стливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность

Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, кото­рые могут возникать у человека в процессе его деятельности и обще­ния, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персевера­ции и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г Айэенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действи­тельно много общего. Однако персеверация — пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригид­ность — более активное состояние, характеризующееся сопротивле­нием изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в пер­вую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертнос­ти, «застойности», вторые— вследствие такой «подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются форми­рование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконт­роля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологи­ческих, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная трени­ровка и др.).

 

 

ПРОВ Е РЬ СВОИ ЗНАН ИЯ

1. Что такое состояние психической напряженности?

2. Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

3. Что характерно для состояния тревожности, беспокойства?

4. Что ты знаешь о фрустрации как психическом состоянии?

5. Чем персеверация отличается от ригидности?

6. Пройди тест "Скрытый стресс».

Часто даже незначительные повседневные неприятности самым суще­ственным образом действуют на нервы молодого человека. На первый взгляд кажется, будто они не оставляют следа в психике, однако их регу­лярное повторение приводит к серьезным ос лож пениям. Boт девять обычных ситуаций, когда эти неприятности возникают. Пометь, какие из них тебя больше всего нервируют.

1. Ты хочешь позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят

2. Когда ты сам ведешь машину, а кто-то непрерывно дает тебе советы.

3. Когда ты замечаешь, что кто-то наблюдает за тобой.

4. Если ты с кем-то разговариваешь, а кто-то другой постоянно вмеши­вается в вашу беседу.

5. Когда кто-либо прерывает ход твоих мыслей.

6. Если кто-то без причины повышает голос.

7. Ты плохо чувствуешь, если видишь комбинацию цветов, которые, по твоему мнению, не сочетаются друг с другом.

8. Когда ты здороваешься с кем-либо за руку и не ощущаешь ни малей­шего ответного чувства.

9. Разговор с человеком, который все знает лучше тебя. Если ты пометил более пяти ситуаций, это означает, что повседневные не­приятности оказывают влияние на твои нервы. Попытайся избавиться от них, чтобы они не укоренились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы стресса. — Кишинев, 1976.

2. Годфруа Ж., Что такое психология: В 2-х тт. Т. 1. ~ М., 1992.

— С. 124—126, 318—350.

3. Кита ев-Смык Л А. Психология стресса.— М., 19R3.

4. Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека. — М., 1964.

5. Леонова А Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.— М.,1981

6. Платонов К. К., Голубев ГГ. Психология. — М., 1977. — С.98— ПО.

7. Психологические тесты для деловых людей — М., 1994.— С. 132.

8. Психологический словарь, — С, 9,10, 33, 34,158, 159,230,271,344,374, 336,387,407,433,434.

9. Психология. Словарь. — С. 29.145,25в, 327, 359,374, 394, 395.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.