Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкалограммный анализ Гуттмана




Читайте также:
  1. CASE-инструментарий объектного моделирования и анализа
  2. CASE-инструментарий системно-объектного моделирования и анализа
  3. CASE-инструментарий системного моделирования и анализа
  4. GAP-анализ.
  5. I.2. Философский уровень методологического анализа педагогических конфликтов
  6. I.3. Общенаучный уровень методологического анализа педагогических конфликтов
  7. I.4. Конкретно-научный уровень методологического анализа педагогических конфликтов
  8. I.5. Методико-технологический уровень анализа педагогических конфликтов
  9. II вид. Индукция через анализ и отбор фактов
  10. II. Введение в математический анализ
  11. IX. Дисперсионный анализ
  12. LR-анализаторы

Американский психолог Луи Гуттман в 1941 году предложил методику шкалограммного анализа. Цель Гуттмана заключалась в построении гомогенных (однородных) шкал посредством кумулятивных высказываний. Он критиковал все существующие шкалы за их «многомерность» и отмечал, что если мы имеем ряд каких-то показателей, то в нем наблюдается определенная последовательность. Шкалограммный анализ Гуттмана предполагал такой порядок расположения пунктов по шкале, чтобы в зависимости от ответов все опрошенные могли быть размещены на ней в один ряд — «по ранжиру». Это означает, что балл установки респондента однозначно отображается на шкальном континууме. Все отвечающие положительно на данный опрос размещаются в начале ряда, а отрицательно — в конце. Он выделил пять типов людей, склонных всегда на любые опросники отвечать следующим образом:

Человек Ответы

1 + + + +

2 + + + –

3 + + – –

4 + – – –

5 – – – –

В основе шкалирования по Гуттману лежит схема ответов, допускающая следующие операции:

1. Балл установки респондента равен сумме положительных реакций (числу знаков «+») на высказывания.

2. Балл установки позволяет воспроизвести реакции на отдельные суждения.

Годными для шкалирования признаются лишь те суждения, которые дают монотонную последовательность ответов.

Методика Гуттмана состоит из восьми этапов.

Первый этап. Подбор суждений. Исследователь априори выбирает суждения, относящиеся к установке людей на изучаемый объект или явление. В состоянии ли эти суждения образовать шкалу решается экспертной проверкой. Требования к суждениям следующие:

– наличие двух альтернативных ответов — только «да» или «нет»;

– нацеленность на изучение какой-то одной специфической области;

– расположение по кумулятивной (накопительной) шкале, т.е. если респондент дал положительный ответ на первое суждение, то существует большая вероятность того, что и на последующие он даст положительные ответы. Гуттман считает, что реакции на суждения образуют одномерный континуум.

Можно привести следующий пример анкеты, построенной согласно процедуре Гуттмана:

1. Новая общественная система, сложившаяся в России после 1991 года, несомненно, способствует повышению производительности труда.

Согласен Не согласен

2. Если брать в целом, эта система лучше той, что была раньше.

Согласен Не согласен

3. Некоторые стороны новой общественной системы плохо продуманы.

Согласен Не согласен

4. Как и любая другая система организации общественной жизни, новая система имеет немало минусов.

Согласен Не согласен

5. Новая система удачно сочетает материальное и моральное стимулирование работников.



Согласен Не согласен

6. Аргументы в пользу новой системы очень убедительны.

Согласен Не согласен

7. В прежней системе было немало хорошего, что утрачено в новой системе.

Согласен Не согласен

8. Преимущества новой системы организации жизни общества совершенно не ясны.

Согласен Не согласен

Согласие с суждениями 1, 2, 5, 6 и несогласие с суждениями 3, 4, 7, 8 означает благоприятное отношение к новой общественной системе. Идеальная шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен повлечь за собой определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Главная задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли ответы на эти вопросы образуют одномерный континуум.

Второй этап. Подбор экспертов.

Третий этап. Экспертная оценка предложенных суждений.

Четвертый этап. Процедура обработки данных. Данные опроса экспертов заносятся в таблицу так, чтобы упорядочить опрошенных по схеме: от суждений, выражающих благожелательное отношение к объекту оценивания, до суждений, выражающих неблагоприятное отношение. Составляется первичная таблица плюсов и минусов. Каждый столбец представляет суждение, каждая строка — ответы экспертов. Из этой таблицы необходимо построить шкалограмму. Шкалограмма — это такая картина, когда люди и их ответы ранжированы. То есть расположены так, что первый человек отвечает положительно на все вопросы (первая строка состоит из одних плюсов), второй человек отвечает положительно на все вопросы, кроме последнего, третий — на все, кроме последних двух и т.д.

В шкалограмме нужно провести наклонную прямую, отсекающую плюсы от минусов. Но практически так никогда не получается. Представляя строки и столбцы, можно составить только приблизительную шкалограмму, где наклонная прямая не рассекает таблицу на часть с плюсами и часть с минусами, а представляет лестницу.

Например, мы опросили 12 экспертов и получили следующую шкалограмму.

 





Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.