Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Читайте также:
  1. I. Организация и этапы статистического исследования
  2. I.1. Проблема научного познания педагогических конфликтов
  3. I.14. Туризм как объект исследования
  4. II. Объясните клиенту, что существует большой выбор клубных карт. Их более 40. Затем пригласите его посетить клуб, и тогда пообещайте сообщить ему эту информацию.
  5. II. Организация и этапы статистического исследования
  6. II. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  7. III. Выбор метода оплаты труда.
  8. III. Выбор метода оплаты труда.
  9. III. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. IV. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
  11. TComboBox - раскрывающийся список выбора
  12. VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к оп­ределенному научному направлению или к научной проблеме. Под науч­ным направлением понимается наука, комплекс наук или научных про­блем, в области которых ведутся исследования. Например, научные ис­следования, выполняемые юристами, охватываются общим направлением «юриспруденция» (юридические науки). Внутри его можно выделить кон­кретные направления, основой которых являются специальные юридиче­ские науки: конституционное право, гражданское право, уголовный про­цесс и т.д.

Научная проблема - это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. К примеру, проблема борьбы с наркотизмом является не только межотрас­левой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы мирового сооб­щества.

Научная тема - это сложная, требующая решения задача. Темы мо­гут быть теоретическими, практическими и смешанными.

Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использо­ванием литературных источников. Примеры подобных тем: правовое го­сударство, право и нравственность, понятие и виды юридической ответст­венности, социальная ценность и оценка в уголовном праве.

Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобще­ния и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики. Например, такими темами являются: криминологическая характеристика краж чужого имущества; проблемы расследования преступлений, скрытых инсценировками; судебная практика по делам о превышении пределов не­обходимой обороны.

Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический ас­пекты исследования. К примеру, к ним можно отнести следующие уго­ловно-правовые и криминологические темы: борьба с терроризмом и за­хватом заложников; преступные посягательства в сфере труда; кримино­логическая безопасность корпораций; групповая преступность; крими-

84 См.: Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. М., 2001. С. 351.


нальный наркотизм в Российской Федерации и особенности его проявле­ния в Южно-Уральском регионе.

Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может ох­ватывать некоторый круг вопросов. Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме. Например, тема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ может распадаться на следующие вопросы: общественная опасность нар-котизма; криминологическая характеристика распространения наркотиков и наркотизма в России; причины и условия распространения наркотиков и наркотизма; личность наркомана; уголовная ответственность за незакон­ный оборот наркотических средств и психотропных веществ.



Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспе­чивает успешное ее выполнение.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных сочинений, магистерских диссертаций) определяются кафедрами. Темати­ка должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При ее составлении целесообразно учитывать сложив­шиеся на кафедрах научные направления и возможность обеспечения сту­дентов квалифицированным научным руководством. Желательно доби­ваться того, чтобы темы обладали актуальностью, новизной, практической и теоретической значимостью.

Темы выпускных квалификационных работ должны доводиться до сведения студентов в начале последнего года обучения, но не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студентам предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей с необходимым обосно­ванием ее разработки. При выборе темы рекомендуется учитывать: ее ак­туальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, соответ­ствие профилю работы после окончания вуза, наличие или отсутствие ли­тературы и практических материалов, наработки самого студента по теме в виде курсовых работ и научных докладов, а также интерес студента к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.

Выбор темы могут облегчить консультации с преподавателями и про­фессорами, ознакомление с литературой по избранной специальности, пере­смотр уже известных юридической науке положений и выводов под новым уг­лом зрения. Так, по теории уголовного наказания имеется немало работ и, ка­залось бы, все изучено и едва ли можно сказать что-либо новое. Но вот проф. В.А. Никонов в своей книге, посвященной уголовному наказанию, пересмот­рел понятие наказания с точки зрения уголовного закона, рассмотрел сущность наказания с точки зрения христианства, наказание и наказываемость - с точки зрения филологии, его функции и цели - с точки зрения теории связи, обще-


предупредительное влияние наказываемости - с точки зрения математической статистики, наказание и преступление - с точки зрения теории измерения и, наконец, уголовно-правовую норму - с точки зрения символической логики85.

Выбрав тему письменной работы, студенту необходимо встретиться с предполагаемым научным руководителем и получить его согласие на руко­водство ее выполнением. Для закрепления за ним выбранной темы диплом­ной работы (магистерской диссертации) студент должен написать заявление по установленной вузом форме (см. прил. 3). Эта тема, а также научный ру­ководитель утверждаются приказом ректора учебного заведения. По отдель­ным частям работы, если, например, в ней будут рассматриваться междис­циплинарные вопросы, относящиеся к различным отраслям права, диплом­нику могут быть назначены научные консультанты. Научными руководите­лями (консультантами) назначаются, как правило, профессора и преподава­тели, имеющие ученую степень или ученое звание, а в отдельных случаях опытные высококвалифицированные юристы - работники судов, прокура­туры, органов внутренних дел и других организаций.

Научный руководитель:

1) выдает студенту задание на выполнение дипломной работы (см.
прил. 4);

2) помогает студенту составить план работы;

3) рекомендует основную литературу, справочные и архивные мате­
риалы;

4) консультирует относительно выбора методов исследования, сбора,
обобщения и анализа материалов практики, оформления работы;

5) контролирует выполнение задания;

6) проверяет выполненную работу, составляет на нее отзыв.

§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬ СКОЙ РАБОТЫ

Планирование научно-исследовательской работы имеет важное зна­чение для ее рациональной организации.

Научно-исследовательские организации и образовательные учреж­дения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплекс­ных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных за­казчиками. Например, при планировании научных исследований уголов­но-правового, уголовно-процессуального, криминалистического и крими­нологического характера научно-исследовательские учреждения МВД, Минюста, Генеральной прокуратуры РФ, других министерств, комитетов

85 См.: Никонов В.А. Уголовное наказание. Поиск истины. Тюмень, 2000.


и служб должны были учесть мероприятия, содержащиеся в Федеральной це­левой программе по усилению борьбы с преступностью на 2001 - 2003 гг., в специальных федеральных целевых программах, посвященных, в частно­сти, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Аналогичные программы приняты и субъектами РФ. Так, в Об­ластной комплексной программе по усилению борьбы с преступностью в Челябинской области на 2001 - 2003 гг. предусмотрены мероприятия на­учно-исследовательского характера. В частности, Челябинскому государ­ственному университету и Челябинскому юридическому институту МВД РФ поручено провести социологические исследования по оценке населением со­стояния преступности и влияния правоохранительных органов на ее снижение.

Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуаль­ным планам.

Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы ра­боты учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по те­мам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа- это изложение общей концепции исследова­ния в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.

Методологический раздел включает:

1) формулировку проблемы или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели и постановку задач исследования;

4) интерпретацию основных понятий;

5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема - это противоречие в развитии общественной системы или отдель­ных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффек­тивность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.

Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между


знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удов­летворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является раз­работка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования -это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наибо­лее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, осо­бенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема на­учной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследова­ния является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом - основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования -это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на кото­рые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи. Научная цель - создание тео­ретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель -прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной дея­тельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и харак­теристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнози­рования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уго-ловно-правового регулирования и др.

Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируе­мых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями87. Напри­мер, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном ис­следовании.

См.: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование: Автореф. дис ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1992. С. 5. 87 См.: Социология права. С. 309.


Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических зна­чений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Предположим, изучается практика квалификации хищений по признаку «с причинением значительного ущерба гражданину». Какое содержание вкладывается в понятие значительного ущерба гражданину? Чтобы отве­тить на этот вопрос, необходимо определить эмпирическое значение на­званного понятия.

Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, явля­ется важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и ги­потезы-следствия 88.

Процедурный раздел рабочей программы включает:

1) принципиальный план исследования;

2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического мате­
риала.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципи­альному плану, который строится в зависимости от количества информа­ции об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналити­ческие (описательные) и экспериментальные.

Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую ги­потезу. Цель составления такого плана - уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутст­вует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно выделить объ­ект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (право­вого) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы науч­ная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана - определение при­чинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурной части программы обосновывается выбор методов ис-

88 См.: Социология права. С. 312 - 317.


следования, показывается связь данных методов с целями, задачами и ги­потезами исследования. При выборе того или иного метода следует учи­тывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим дос­тижение поставленной цели и необходимую степень точности исследова­ния; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и сред­ства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответст­вующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов рабочие программы научных исследований не раз­рабатывают, но планы подготовки учебных работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (во­просы), и заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соот­ветствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы те­мы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследо­вания; г) тема была исследована всесторонне.

План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и ре­шения научной задачи.

Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской ра­боты в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами, составляется рабочий план (план-график) выполнения работ (прил. 5).

Студент должен уметь так выстроить логическую очередность вы­полнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо вы­делить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. «Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое - в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, - это очень важное качество ученого»89.

89 Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 22.


Глава V. СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ





Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.159.113.182
Генерация страницы за: 0.009 сек.