Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и общена учные методы на учного исследования 3 страница




д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

Например, исследователь анализирует документ, содержащий данные государственной статистической отчетности по отдельным преступлениям. Следует иметь в виду, что эти данные являются неполными, т.к. в отчет­ность не попали латентные (незаявленные, неучтенные, неустановленные) преступления.

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем

73 См., например: Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учеб. Киев, 2000. С. 93 - 118.

74 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 335.


объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных доку­ментов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: 1) употребленные в тексте понятия, собы­тия, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания; 2) пред­ложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.); 3) совокупность высказыва­ний на определенную тему75.

Для количественного анализа составляют вопросник, содержащий на­бор вопросов на определенную тему, ответы на которые могут быть полу­чены из документов. В юридических исследованиях используют вопросники по уголовным и гражданским делам, материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, иным документам правоохранительных и контролирую­щих органов, материалам печати на правовые темы и др. Например, для изучения уголовных дел криминологи применяют вопросник, состоящий из четырех частей. Первая часть содержит вопросы о преступлении (квали­фикации, характере деяния, последствиях, обстоятельствах совершения); вто­рая - о личности преступника (её социально-демографических, нравствен­но-психологических свойствах, состоянии здоровья); третья - о содержании вины, целях и мотивах содеянного, условиях их формирования, в том числе о прошлом поведении и принимавшихся к лицу превентивных мерах; четвер­тая - о воспитательном воздействии на преступника в уголовном процессе (выяснении причин и условий совершения преступления, внесении представ­лений об их устранении, мере наказания и др.)76.

Методы опроса. Опрос может проводиться заочно путем распро­странения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме бесе­ды с опрашиваемым (интервьюирования). Эти методы широко используются при изучении личности преступника, причин и условий совершения престу­плений, правосознания и правовой информированности населения, общест­венного мнения о действии правовых норм и других государственно-правовых явлений.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состо­ит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит оп­
рос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату,
гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по со­
циально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы
помещают в конце анкеты;

См.: Лазарев Л.В. Контент-аналитическое исследование правовой пропаганды // Сов. госу­дарство и право. 1975. № 2. С. 117 - 122. 76 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 41.


3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента
и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информа­
цию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опра­
шиваемому свободно высказаться по теме исследования (см. прил. 1).

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правди­вости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые предназначены для проверки то­го, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компе­тентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны рас­полагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы за­крытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да - нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

6) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности како­
го-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или не­сколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опра­шиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в неболь­шом количестве и распространяется среди специально подобранных типич­ных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на во­просы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.


После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%)77.

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек78. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генераль­ной совокупностью, обследуют только выделенную по определенным прави­лам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупно­сти должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примерами простой случайной выборки являются жеребьев­ка, лотерейный метод. Механическая выборка состоит в том, что все элементы генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число респондентов. При серийной выборке ге­неральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по опреде­ленному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов про­порционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой вы­борки в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории ве­роятности. Существуют следующие её виды: стихийная (например, почто­вый опрос), основного массива (опрашивают 60 - 70% от генеральной со­вокупности), квотная (в качестве квот выступают данные о признаках эле­ментов генеральной совокупности, например образование, возраст).

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, доста­точно верно отражать содержание и закономерности изучаемого явления. Разность между данными генеральной и выборочной совокупности называет­ся ошибкой выборки79. По мнению социологов, повышенная надежность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная - от 3 до l0%,

ОЛ

приближенная - от 10 до 20%, ориентировочная - от 20 до 40%.

Интервью - это беседа интервьюера с респондентом по определен­ному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его по­мощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или кар-

77 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 88 - 89.

78 См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 67.

79 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 124.

80 См.: Ядов В.А. Указ. соч. С. 62.


точкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашивае­мых.

Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным.

Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по за­крытым вопросам (см. прил. 2), и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.).

Свободное интервью - это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени;

клиническое, т.е. длительное, глубокое;

фокусированное, т.е. кратковременное по какому-либо конкретному во­просу.

Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения спе­циалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 - 30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими эксперта­
ми друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений
экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспер­
тов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материа­
лов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из
перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, оч­ным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирова­ния или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «кругло­го стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специали­стами.

В криминологии этот метод используется при разработке прогнозов преступности, а в правовых исследованиях - при оценке эффективности юридических норм, общественной вредности (опасности) правонаруше­ний и других явлений.

При проведении криминологических и конкретно-социологических ис­следований государственно-правовых явлений используются и другие мето-


Q 1

ды: социометрии, тестов, биографический, психологические и логико-математические82.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический мате­риал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются раз­личные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в ста­тистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсо­лютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению правонарушителей, тя­жести совершенных ими преступлений. Существует три основных вида груп­пировок:

1) типологическая (например, деление преступлений на категории по
характеру и степени их общественной опасности);

2) структурная (например, динамическая группировка удельного веса
краж и других хищений за десять лет);

3) аналитическая (например, группировка данных, показывающих зави­
симость различных преступлений от состояния алкогольного или наркотическо­
го опьянения виновных).

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью назы­вается такая форма причинной связи, при которой причина порождает следст­вие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности 83. Количест­венная мера связи называется коэффициентом корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явле­ния основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) кова-риации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Например, если хулиганство чаще совершается лицами, находившимися в нетрезвом состоя­нии, чем трезвыми, то можно заключить, что это правонарушение связано с признаком «нетрезвое состояние». Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответ­ствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи

81 См.: Панкратов В.В. Указ. соч. С. 53 - 56; Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 89; Оре­
хов В.В. Указ. соч. С. 53; Девятко И.Ф. Указ. соч. С. 44 - 56; Криминология: Учеб. / Под ред.
В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 44.

82 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 44 - 47.

от

См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 310.


между этими рядами. Например, такая связь наблюдается между измене­нием возраста судей и уровнем их профессиональной квалификации84.

Глава IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.