Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работы в России 2 страница




Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузов­ского профессионального образования являются научно-технические, на­учные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, со­искатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работни­кам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведую­щего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента.

Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должно­стей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О выс­шем и послевузовском образовании» в Российской Федерации установле­ны ученые звания профессора и доцента.

В адресованном Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову Парламентском запросе «О практике необоснованного присвоения учено-


го звания академика» отмечается практика необоснованного присвоения ученого звания академика членам общественных академий наук и содер­жится просьба принять меры по ее прекращению. Однако такого ученого звания в России не существует. Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

профессора по кафедре образовательного учреждения высшего про­фессионального и дополнительного профессионального образования;

доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профес­сионального и дополнительного профессионального образования;

профессора по специальности согласно номенклатуре специально­стей научных работников;

доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным ра­ботникам ученых званий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г., предусматривало присвоение ученого звания старшего научного сотрудника по специальности. В настоящее время это Положение утратило силу. Присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника теперь соответствует ученому званию доцента по специальности.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых званий, ут­вержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., уче­ное звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующе­го кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, чита­ют курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет,
из них не менее пяти лет педагогической работы в вузах или учреждениях
повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или
не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние
три года;


г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в моногра­
фии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три
года;

д) подготовили в качестве научных руководителей или научных кон­
сультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены уче­
ные степени 12.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (на­чальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, ла­бораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в на­учных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений по­вышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положе­ния.

Одно из основных условий присвоения ученого звания профессора -наличие у работника ученой степени доктора наук. В соответствии с По­ложением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., ученая степень док­тора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ на основании ходатайства диссертацион­ного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность кото­рых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, ли­бо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обосно­ванные технические, экономические или технологические решения, вне­дрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности 13.

Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключе­ния), работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, крупным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, если их деятельность соответст­вует требованиям п. 6 - 10 Положения о порядке присвоения ученых званий.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности до-

12 См.: Российская газета. 2002. 10 апр.

13 Там же. 6 февр.


цента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководи­теля филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из
них не менее трех лет педагогической работы в вузах или учреждениях
повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или
не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние
три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии)
или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.

Ученое звание доцента по специальности может быть присвоено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовом договору должно­сти старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заве­дующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, ди­ректора в научных организациях, научных подразделениях вузов и учрежде­ниях повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 17 По­ложения от 29 марта 2002 г.

Доцент, как минимум, должен иметь ученую степень кандидата на­ук. Она присуждается диссертационным советом по результатам публич­ной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональ­ное образование.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющее существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны (п. 8 Поло­жения о порядке присуждения ученых степеней).

Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунктах 13 - 16 По­ложения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента мо­жет быть присвоено без защиты диссертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее образование, работникам искусств, специалистам фи­зической культуры и спорта, высококвалифицированным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной области знаний.


§ 3. ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ

В ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» сказано, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и док­торантуре вузов, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кан­дидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работ­ников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время под­готовка научно-педагогических кадров осуществляется еще и в магистра­туре, поскольку согласно Положению о магистерской подготовке (магист­ратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Фе­дерации, утвержденному постановлением Госкомвуза от 10 августа 1993 г., подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и на­учно-педагогическую деятельность.

Основная образовательная программа подготовки магистра юриспру­денции предусматривает научно-исследовательскую работу студента в объе­ме 2 034 часов, в том числе научно-исследовательскую практику - 378 ча­сов, научно-педагогическую практику - 378 часов, подготовку магистер­ской диссертации - 756 часов.

Программа магистерской подготовки в юридическом вузе состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской. К научно-иссле­довательской части программы предъявляются следующие требования:

- магистр должен уметь определять проблему, формулировать гипо­
тезы и задачи исследования;

- разрабатывать план исследования;

- выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследо­
вания;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысли­
вать их с учетом имеющихся научных исследований;

- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;

- представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефера­
тов, научных статей.

В завершающем семестре магистратуры предусматривается сдача выпускных экзаменов и защита магистерской диссертации, являющейся самостоятельным научным исследованием. Результаты выпускных маги-


стерских экзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по ма­гистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидат­ского минимума.

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организаций на кон­курсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и науч­ных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования Рос­сии от 27 марта 1998 г., поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, ино­странному языку, определяемому вузом или научной организацией и не­обходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при по­ступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступи­тельных экзаменов.

Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов при­нимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на кон­курсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогиче­ской работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководи­теля вуза (научного учреждения, организации).

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех лет, по заочной форме - четырех лет.

За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индиви­дуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранно­му языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Согласно Государственному образовательному стандарту послеву­зовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридиче­ские науки» в основной образовательной программе подготовки аспиранта (адъюнкта) должны предусматриваться следующие компоненты: образо­вательно-профессиональные дисциплины, факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, итоговая го­сударственная аттестация, защита диссертации на соискание ученой сте­пени кандидата наук. Всего на научно-исследовательскую работу, вклю­чая подготовку и защиту диссертации, отводится 120 недель (6 480 часов).

Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:

- соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;


- обладать актуальностью, научной новизной, практической значи­
мостью;

- использовать современные теоретические, методические и техно­
логические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

- использовать современную методику научных исследований;

- использовать современные методы обработки и интерпретации ис­
ходных данных с применением компьютерных технологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы,
согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской
диссертации.

Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руко­водитель из числа докторов наук или профессоров. В отдельных случаях по решению ученого совета вуза или научно-технического совета научно­го учреждения, организации научным руководителем может быть назна­чен кандидат наук, как правило имеющий ученое звание доцента (старше­го научного сотрудника).

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюд­жета, обеспечиваются государственной стипендией. Иногородним предос­тавляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, а также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты.

Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учеб­но-методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на ко­мандировки.

Специалисты могут сдать кандидатские экзамены и подготовить дис­сертацию вне аспирантуры на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу (научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей специальности. Прикрепление для под­готовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской диссертации - на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских диссертаций в форме соискательства установлен Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессио­нального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подготовки док­торских диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному уч-


реждению, организации), имеющему докторантуру по соответствующей на­учной специальности.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить ее на кафедру (в отдел, лабораторию, сектор, совет) для полу­чения соответствующего заключения. С целью оказания помощи в прове­дении исследований ему может быть назначен научный консультант из числа докторов наук.

Сотрудники вузов могут переводиться на должности научных со­трудников сроком до двух лет. В период пребывания в этой должности научный сотрудник обязан завершить работу над докторской диссертаци­ей и представить ее на кафедру. По истечении года он должен предъявить ученому совету вуза отчет о работе над диссертацией, по результатам ко­торого совет принимает решение с рекомендацией о продлении его пре­бывания в должности научного сотрудника на следующий годичный срок или о возвращении на прежнее место работы.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более четырех лет. Соискатели представ­ляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласован­ный с научным консультантом план подготовки диссертации. Они перио­дически отчитываются и ежегодно аттестуются кафедрой вуза или отде­лом (сектором, лабораторией) научного учреждения.

§ 4. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» закреплены многочислен­ные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обя­заны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды за­даний, предусмотренных учебным планом и образовательными програм­мами высшего профессионального образования. В Законе не предусмот­рена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской рабо­той. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые со­держат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, кур­совая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учрежде­нии высшего профессионального образования (высшем учебном заведе-


нии) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лек­ций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно-исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (ди­пломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

выбрать тему и разработать план исследования;

определить оптимальные методы исследования;

отыскивать научную информацию и работать с литературой;

собирать, анализировать и обобщать научные факты, материалы су­дебной и иной практики;

теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выво­ды, обосновывать предложения и рекомендации;

оформить результаты научной работы.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной юриспруденцией, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков. Сама профессия юриста (следовате­ля, прокурора, судьи, адвоката и т.д.) носит поисковый, исследователь­ский характер.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессио­нального образования по специальности «Юриспруденция» сказано, что юрист должен уметь: собирать нормативную и фактическую информацию; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; вскры­вать и устанавливать факты правонарушений; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; анализировать судебную и административную практику. Поэтому совре­менный юрист должен владеть не только необходимой суммой юридиче­ских знаний, но и определенными умениями творческого решения прак­тических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) вклю­чает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследователь­ского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные ис-


следования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей 14.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, од­ним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки юристов с высшим образованием.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения го­товых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобре­тение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение на­
учного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследова­
тельской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные
методы научных исследований в юридической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учеб­ным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам
литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследо­
вания;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной
практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во вне-учебное время, включает:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при
кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических
и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

См.: Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / Под ред. В.И. Крутова, В.В. По­пова. М., 1989. С. 37.


г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и респуб­
ликанских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, нагляд­
ных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта юридической практики (след­
ственной, судебной, адвокатской, прокурорской, нотариальной и т.д.);

з) переводы юридических текстов (монографий, статей, законов и др.).

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, со­общение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная ра­бота, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Основная форма организации НИРС - студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является вы­полнение во внеучебное время научных исследований по определенной ка­федрами тематике.

Научным руководителем кружка назначается преподаватель кафедры. Он руководит исследовательской работой студентов, обеспечивает подго­товку ими научных докладов и сообщений, организует их заслушивание и обсуждение на заседании кружка, представление лучших студенческих работ на конкурсы и конференции, привлекает к работе со студентами профессоров и преподавателей кафедры, организует встречи членов круж­ка с практическими работниками.

На первом заседании кружка избирается староста, а в некоторых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут доку­ментацию.

Работа кружка учитывается в журнале, который имеет следующие раз­делы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.

Другая форма организации НИРС - проблемно-исследовательские группы из 3 - 5 студентов, которыми руководят профессора, доценты и другие работники кафедры. Все они работают по одной и той же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование.


Глава II. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

§1. ПОНЯТИЕ НА УКИ И КЛА ССИФИКАЦИЯ НА УК




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.