КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работы в России 1 страница
К8(03) — 02 Сабитов Р.А. Р.А. САБИТОВ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебное пособие Челябинск ББК Ч215я7 С 121 С 121 Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. ISBN 5-7271-0587-0 Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы в России, ее этапах, о методологии научных исследований в области юриспруденции, а также рекомендации по подготовке и написанию научных докладов, курсовых и дипломных работ. Адресовано студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов. Рецензенты: кафедра уголовного права и криминологии Челябинского юридического института МВД РФ; доктор юридических наук, профессор В.А. Лебедев п 1403000000 - 033 ^ _ inn/-™* -7-3 1 С ISBN 5-7271-0587-0 © Челябинский государственный университет, 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 Глава I. Организация научно-исследовательской работы в России 4 § 1. Управление в сфере науки 4 § 2. Ученые степени и ученые звания 14 § 3. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России 18 § 4. Научно-исследовательская работа студентов 21 Глава П.Наука и научное исследование 25 § 1. Понятие науки и классификация наук 25 § 2. Научное исследование 29 § 3. Этапы научно-исследовательской работы 36 Глава III.Методология научных исследований 37 § 1. Понятия метода и методологии научных исследований 37 § 2. Философские и общенаучные методы научного исследования 40 § 3. Частные и специальные методы научного исследования 48 Глава IV. Подготовительный этап научно-исследовательской работы 56 § 1. Выбор темы научного исследования 56 § 2. Планирование научно-исследовательской работы 58 Глава V. Сбор научной информации 63 § 1. Основные источники научной информации 63 § 2. Изучение литературы 68 § 3. Изучение юридической практики 71 Глава VI. Написание и оформление научных работ студентов 74 § 1. Структура учебно-научной работы 74 § 2. Рубрикация 76 § 3. Способы написания текста 80 § 4. Язык и стиль юридической речи 81 § 5. Сокращения слов 83 § 6. Оформление таблиц 85 § 7. Графический способ изложения иллюстративного материала 87 § 8. Оформление библиографического аппарата 89 § 9. Требования к печатанию рукописи 96 Глава VII. Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих работ 97 § 1. Особенности подготовки рефератов и докладов 97 § 2. Особенности подготовки и защиты курсовых работ 98 § 3. Особенности подготовки и защиты дипломных работ 101 Заключение 106 Список рекомендуемой литературы 108 Приложения 113
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях совершенствования российского законодательства, увеличения научной и юридической информации, быстрого обновления правовых и иных знаний серьезное значение приобретает подготовка высококвалифицированных юристов, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку юристов, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать юридическую практику. С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина «Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР (Межведомственным координационным советом) была опубликована рабочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на 90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педагогических, медицинских и других вузов. Однако ни одного учебника для студентов юридических учебных заведений выпущено не было. В настоящем учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел и изложить основы научно-исследова-тельской работы студентов в связи с теорией и практикой юриспруденции. Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ § 1. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ НА УКИ Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-
технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признания науки социально значимой отраслью, определяющей - гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследо - интеграции научной, научно-технической и образовательной дея - поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в - развития научной, научно-технической и инновационной деятель - концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития - стимулирования научной, научно-технической и инновационной Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются: 1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование государственного регулирования в области 3) формирование национальной инновационной системы; 4) повышение эффективности использования результатов научной и 5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического 1 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137. Инновационной является деятельность, направленная на получение нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) - конечный результат такой деятельности.
6)интеграция науки и образования; 7)развитие международного научно-технического сотрудничества3. В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение феде- з См.: Поиск. 2002. 19 апр.
рального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок. Правительством РФ утвержден ряд программных документов о развитии науки в России, например Концепция реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов (постановлением от 18 мая 1998 г.), Концепция инновационной политики РФ на 1998 - 2000 годы (постановлением от 24 июля 1998 г.). В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований 4. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России. Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государ- 4 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035; № 20. Ст. 2012. ственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции. Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности. Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (далее - Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций. В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз - аспирантура - докторантура. Министерство образования РФ разработало Федеральную целевую программу «Развитие юридического образования в России на 2001 - 2005 гг.». В ней указаны цели в области науки: интенсифицировать развитие юридической науки на основе активного использования отечественного и зарубежного опыта в соответствии с новыми общественными потребностями; достигнуть эффективной научной деятельности юридических образовательных учреждений; развивать научное творчество студентов-юристов. В Программе содержатся следующие рекомендации, относящиеся к юридической науке: разработать на государственном и межведомственном уровнях основные направления научных исследований фундаментальных и прикладных юридических наук; установить тесные связи вузовского, академического и отраслевого секторов юридической науки; создать совместные лаборатории для научно-исследовательских работ и выполнения государственных и ведомственных заказов5. Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются: - обеспечение единой государственной политики, осуществление - содействие улучшению количественного состава научных и науч В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразования России: - разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирова - контролирует деятельность диссертационных советов, а также пе - разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора - выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Выс 5 См.: Юридическое образование и наука. 2001. № 1. С. 2 - 8. 6 См.: Российская газета. 2002. 1 июня.
Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями. Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии - 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры7. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство - президента, вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН. На 1 января 2002 г. в академии состояло 473 академика и 697 членов-корреспондентов, в институтах и других научных учреждениях работало около 113 695 человек, из них 9 307 докторов наук и 26 415 кандидатов наук8. Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры. Так, в г. Челябинске действуют Челябинский научный центр 7 См.: Поиск. 2002. 24 мая. 8 Там же. Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный центр Российской академии образования. Весомый вклад в развитие юридических наук вносят отраслевые (ведомственные) научно-исследовательские институты. Так, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правоведения, при Генеральной прокуратуре РФ - Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, МВД России подчинены Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), НИИ противопожарной обороны, научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения. В Москве также функционируют НИИ правотворчества и проблем правоприменения, Исследовательский центр частного права, Научный центр правовой информации. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ присвоен статус государственного научного центра РФ и утверждены положения об условиях государственного обеспечения этих центров. На центры возложены: функции проведения в соответствии с утвержденными программами фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ; подготовка и переподготовка научных кадров; участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве9. Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами). Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения - научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием. Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете - декан или его заместитель по научной работе, на кафедре - заведующий кафедрой (на- 9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1524. чальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы - научно-исследовательские части, сектора, отделы. Так, в Челябинском государственном университете организация научно-производственной деятельности возложена на Научно-исследовательский сектор. В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях. В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Академия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук (РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делегаты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации «Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Председателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кандидатов наук из 51 субъекта РФ. Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой некоммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки, соответствующей запросам демократического и правового государства. Членами академии могут быть физические и юридические лица. Физические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд, Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет. Задачами академии являются: консолидация научных кадров; организация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ в области права; материальная поддержка и поощрение представителей российской юридической науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.11 Помимо академий в России созданы и другие общественные объединения юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация международного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая См.: Черешнев В., Циммерман Я. Эпидемия академий // Поиск. 2000. 22 сент. 11 См.: Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 42 - 46. ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой общественной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудничество между всеми криминологами и другими специалистами, общественными, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступностью в масштабах России, а также на международном уровне. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится: участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти. Так, в Челябинской области эта функция возложена на Главное управление образования и науки Челябинской области (далее - Главное управление). Согласно Положению о нем, Главное управление является государственным органом исполнительной власти области, реализующим государственную и региональную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессионального образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования. Задачами Главного управления в сфере науки, в ча- стности, являются: реализация региональных программ, финансируемых из средств областного бюджета; участие в разработке областной политики в научной сфере, направленной на рост научного потенциала и повышение вклада науки в социально-экономическое развитие области; осуществление контроля за исполнением законодательства РФ и Челябинской области в сфере науки; осуществление комплексного анализа и прогнозирования тенденций развития науки в области; координация деятельности образовательных учреждений, научных учреждений и организаций. § 2. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И УЧЕНЫЕ ЗВАНИЯ Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания - это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |