Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья стадия развития социального интеллекта достигается с пониманием системы человеческих взаимодействий (10—12 лет)




Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Когнитивный

подход ским ученым Жаном Пиаже и амери-

канским психологом Лоуренсом Колбер-гом.

Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети явля­ются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению за­кладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Жан Пиаже (1896—1980) родился в Швейцарии, детство про­вел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет на­блюдал в парке. К 15 годам Жан приобрел столь прочную репута­цию знатока моллюсков, что был приглашен (небывалый слу­чай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея, а в 21 год ему была присвоена ученая степень доктора естественных наук. Позднее, во Франции, он принимал участие в тестировании фран­цузских детей на интеллект. Пиаже был настолько очарован их ответами, особенно неправильными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей. Подробные запи­си о психическом и интеллектуальном развитии собственных де­тей — Жаклин, Люсьен и Лорен — легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов. Более 50 лет он провел в собственном домике


в Альпах, обобщая результаты своих наблюдений, и каждую осень спускался с гор, чтобы передать новые материалы для книг и ста­тей. Умер Ж.Пиаже в Женевской больнице 16 сентября 1980 г.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятель­ности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть актив­ности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, «обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умствен­ного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 боль­ших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления - от 7 до 11 лет; 4) период формально­логического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

Жан Пиаже сравнительно мало исследовал проблемы соци­ального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредото­чился на объяснении умственного (интеллектуального) развития.

Новым и перспективным направлением в психологии разви­тия является разработка проблем формирования так называемого социального интеллекта, который обеспечивает человеку позна­ние и ориентацию в социальной действительности. Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта.

Нулевая, досоциальная стадия — когда ребенок не ориенти­руется в мире социальных отношений, не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диф-ференцировки внешнего и внутреннего мира, когда мысли и чув­ства (свои и чужие) выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.

Вторая стадия согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробу­ет занять позицию другого человека и предлагает партнеру приме­рить свою позицию.


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 39

Четвертая стадия социального развития предполагает осозна­ние разных уровней человеческой близости и умение или способ­ность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману1

 

 

Основная характерис­тика отношений Области социального взаимодействия
Понимание себя Близкие дру­жеские отно­шения Отношения в группе свер­стников Отноше­ния с ро­дителями
0. Эгоцент­ризм Недифферен­цированная психофизио­логическая целостность Случайные, неустойчивые игровые контакты Вещно-телесные связи Прагма­тизм
1. Субъекти­визм Выделение своих намерений, чувств, мыслей Односторон­няя помощь Несиммет­ричные отношения Автори­тарность
2. Рефлек­сивность Самопознание Сотрудни­чество Партнерство Эмоцио­нальное взаимо­понимание
3. Взаим­ность Устойчивая самоиден­тичность Взаимный обмен личностно значимыми содержаниями Гомогенная группа Личная ответ­ственность
4. Глубина Интегриро­ванная сис­тема различ­ных «Я»-сос-тояний Добровольная взаимозави­симость самостоятель­ных личностей Плюралис­тическая организация  

' См.: Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 4 6 - 4 7.


40 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Высший уровень развития социального интеллекта не всегда связан с высшей стадией интеллектуального развития (по Ж. Пи­аже), так как между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответ­ствия.

Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным раз­витием человека. Он различал три основных уровня развития мо­ральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1. Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Мораль­ность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений до­стигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как исти­ну в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3. Постконвенциональный уровень развития моральных сужде­ний достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подро­сткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отли­чаться от норм референтной группы. Выведенные самим челове­ком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отно­шений между людьми и т.д.).

Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что вторая (конвенциональная) стадия развития моральных суждений недостижима для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющая­ся, согласно Ж.Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.

Развитие детской эмоциональности подробно изучалось в ра­ботах Генри Дюпона, который описал шесть стадий этого разви­тия, из которых две последние стадии являются не возрастными, а избранными (элитарными).

1. Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального разви­тия характеризуется слитностью детских самоощущений (удоволь­ствия или неудобства, боль). Ребенок до 3—4 лет называет внеш­ние причины своего настроения: плохая погода, болезнь, отсут­ствие чего-то привлекательного.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.