Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника




Чувства. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тен­денцию их развития — все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персо­наж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удов­летворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Во внеучебное время игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными. Так, активная интеллекту­альная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к воле­вым усилиям пробуждают потребность и соответственно интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм. Они тре-


128 Глава IV. Психология младшего школьника

буют смекалки, вносят элемент соревнования. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игро­вой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отражения в нем разных взаимоотношений между людь­ми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникаю­щих по ходу игры (например, при распределении игровых ролей), развиваются нравственные чувства детей. Однако не следует пере­оценивать возможностей младших школьников. Осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других людей (по ис­следованиям П.М. Якобсона) у них еще далеко не совершенны. Они часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за со­бой и неадекватную ответную реакцию ребенка. Участие в учебной деятельности на уроках и общение с учителем и коллективом в. процессе обучения требуют большой сдержанности в чувствах, что первое время дается ему с трудом. Однако повседневные школь­ные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом, заставляют их вести себя все более сдер­жанно, при этом младшие школьники постепенно учатся контро­лировать свое поведение.

Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться рече­выми. К III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник начиная с I класса старается справиться с сильным волнением, например, сдержать слезы, уже может побороть свои желания, подчиняется требова­ниям учителя. В целом его общий эмоциональный тонус, настрое­ние характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживле­ние. Тем не менее неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при от­сутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные чер­ты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, уви­денные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы.

По сравнению с ребенком дошкольного возраста у младшего школьника проявляется большая дифференцировка в направлен-


§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 129

ности чувств. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эс­тетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Они развиваются в резуль­тате удовлетворения потребности ребят в общении, под влиянием жизни в коллективе сверстников и всей школы, совместной учеб­ной деятельности. В начале обучения все перечисленные выше фак­торы влияют главным образом через личность учителя, являюще­гося авторитетом для первоклассника, позже под влиянием педа­гога и совместной учебной деятельности появляются товарищес­кие и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способ­ствуют развитию у них чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке това­рищей по классу.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, со­мнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как лю­бознательность, чувство нового. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового в соответствии с познавательным интересом. В I классе их интерес вызывают факторы и события, а значит, для развития интеллектуальных чувств важно опираться на яркие представления, наглядность, и тогда радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от п р о н и к н о в е н и я в суть фактов, в причинно-следственные зави­симости.

Работа по экспериментальным программам для начальных классов дала возможность поднять теоретический уровень подачи учебного материала и требует большого умственного напряжения, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных чувств. И если на этом фоне появляются слишком упрощенные задания, то у ребят возникает чувство недоумения, неудовлетво­ренности, пропадает стимул познания. Как показывает опыт шко­лы, интеллектуальные чувства учащихся при правильной органи­зации обучения становятся для них потребностью.

Эстетические чувства младшего школьника, как и у дошколь­ника, развиваются в процессе восприятия литературных произве­дений, причем самым благодатным материалом для их развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.