КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка программы энергосбережения
Концептуальное представление региональной системы управления энергосбережением позволяет сконструировать систему целей, создать аппарат формирования подсистем и их функций в общей схеме управления и определить механизмы функционирования системы в целом. В соответствии с системными принципами целеполагания сформирована следующая иерархия целей: • генеральная цель; • основные цели системы; • частные цели специальных функций управления. Проблемная ситуация, сложившаяся в регионе к настоящему времени, сформулирована следующим образом: В условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей и государственного регулирования тарифов на энергию нарастает зависимость региона от объемов и качества ввозимых энергоресурсов, растут выплаты (дотации) из бюджета, увеличиваются объемы вредных выбросов в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе. Для разрешения проблемной ситуации сформулирована генеральная цель программы: создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов. Обеспечение достижения генеральной цели программы осуществляется путем выработки и реализации управляющих воздействий в сферах деятельности органов управления: в социально-политической и правовой, научно-технической и информационной, в экономике, производстве и экологии. Наиболее общие цели программы по каждому из этих направлений формулируются следующим образом: В экономической сфере: • увеличить поступление финансовых средств в бюджет области и бюджеты органов местного самоуправления за счет увеличения налогооблагаемой базы; • повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности; • повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию; • снизить объемы финансовых ресурсов, уходящих из области в оплату за ввозимые энергоресурсы; • снизить дотационные выплаты из бюджета. В производственной сфере: • снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции; • повысить энергетическую эффективность продукции, выпускаемую предприятиями; • расширить производство и наполнить рынок техническими средствами измерений, учета и регулирования потребления энергоресурсов; • ускорить разработку и организовать производство продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики; • осуществлять метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов. В социальной сфере: • повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой продукции, и как следствие, расширения потребительской корзины; • осуществлять адресную поддержку малообеспеченных групп населения; • улучшить условия труда; • создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В научно-технической сфере: • повысить эффективность использования энергии на предприятиях, в быту, в сельском хозяйстве и т.д.; • создать и внедрить в производство новые, эффективные виды продукции; • повысить научно-технический потенциал области; • повысить энергетический КПД действующих энергетических установок; • снизить потери энергоносителей в инженерных сетях; • повысить теплозащиту зданий, конструкций, сооружений и сетей. В экологической сфере: • сократить вредные выбросы в окружающую среду; • привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам; • повысить эффективность использования недр. В политической сфере: • повысить энергетическую безопасность региона, снизить зависимость от объемов, сроков и качества поступающих энергетических ресурсов; • повысить стабильность политической ситуации в регионе; • повысить удовлетворенность населения результатами деятельности органов управления; • повысить престиж региона в органах государственной власти федерации. В информационной и образовательной сфере: • формировать сознание и энергосберегающее поведение населения; • углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения, в т.ч. временно неработающих лиц. В правовой сфере: • создать нормативно-правовую базу энергосбережения; • совершенствовать механизм эффективного использования энергоресурсов и преодоления их хищений. Частные цели специальных функций управления сформулированы так, чтобы охватить все элементы жизненного цикла энергоресурса. Разумеется, каждый энергоресурс может проходить не все элементы жизненного цикла, и тогда соответствующие цели просто не возникают. Например, электроэнергия не может храниться и накапливаться. Взаимосвязь функций управления и этапов жизненного цикла энергоресурсов представлена на рис. 1. Рис. 1. Взаимосвязь функций управления и этапов жизненного цикла энергоресурсов Матрицу частных целей можно представить в виде табл. 1. Элементами матрицы целей являются задачи, возникающие в системе управления при сочетании частных функций управления с этапами жизненного цикла энергоресурса. Каждая задача формируется в соответствии с алгоритмом [107]. Каждому сочетанию этапа жизненного цикла энергоресурса и частной функции управления должен соответствовать некоторый конечный перечень задач. Например, для (1-2. Анализ-Производство) можно сформулировать задачи: - провести анализ удельных расходов топлива при производстве электроэнергии за предыдущие годы на всех электростанциях системы; - проанализировать себестоимость производства электроэнергии и тепла для электростанций и котельных; - провести анализ расходов на собственные, производственные и хозяйственные нужды; - проанализировать ценовые тенденции на федеральном оптовом рынке электроэнергии; - проанализировать качество электроэнергии в системе в период контрольного замера и т.д.
Таблица 1
Пакет задач управления энергосбережением, построенный по предлагаемому алгоритму, представлен в Приложении 2. Генеральная цель программы энергосбережения в регионе, основные цели и частные цели функций управления однозначно вытекают из основных целей управления территорией: • повышение уровня и качества жизни населения региона за счет повышения эффективности и управляемости хозяйственного комплекса территории в условиях рынка. Достижение целевых установок осуществляется через: • создание нормативно-правовой базы; • совершенствование производственно-экономических отношений; • разработку и реализацию региональной бюджетно-кредитной, инвестиционной, тарифной, социальной политики, создание рыночных инфраструктур и иных экономических механизмов энергосбережения; • формирование структуры и механизмов управления энергосбережением, сочетающих экономическое самоуправление предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления; • формирование общественного мнения по проблемам энергопотребления и энергосбережения; • проведение первоочередных мероприятий по программе энергосбережения малозатратного характера, осуществление энергетических обследований, внедрение средств учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов. Важным элементом работоспособности программы энергосбережения является выработка объективных, чувствительных, измеряемых и надежных критериев, показателей эффективности. Дело в том, что сама по себе абсолютная величина потребляемых энергоресурсов не дает оснований для выводов об энергосбережении или перерасходе ресурсов. Только удельные показатели энергопотребления, связанные с объемами производства, выпуском продукции, оказанием услуг или валовым внутренним продуктом в целом, являются достаточными для уверенной оценки эффективности энергосбережения. Анализ многочисленных показателей, ориентиров, индикаторов позволил выработать индикаторы региональной программы, позволяющие обеспечить их статистическое наблюдение и контроль. Требования к показателям эффективности и конкретная их реализация рассмотрены в разд. 5.3. Индикативный способ оценки эффективности энергосбережения позволяет учесть сбережения (перерасход) энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих проектов, научно-технических достижений, перестройки структуры экономики, изменений в ненормируемой части энергопотребления (коммунально-бытовой сектор и т.п.) [71]. Формирование механизмов управления включает определение уровней и видов управления и установление базовых принципов и методов получения, обработки и анализа исходной информации для выработки управляющих воздействий. Оно базируется на рациональном взаимодействии уровней управления, при котором нижний уровень делегирует часть своих прав, ресурсов и функций более высокому уровню, а более высокий уровень с помощью выполнения распорядительных функций осуществляет необходимый сервис для нижнего. Управляемость системы на данном уровне обеспечивается наличием или созданием документальной основы управляющих воздействий: • нормативно-правового характера; • социально-экономического характера; • организационно-технического характера. В формировании механизмов управления центральным звеном следует считать создание работоспособного органа управления. В системе управления энергосбережением наиболее эффективным может быть орган управления, представляющий собой организационно-методический и научно-технический центр, формируемый администрацией региона. Структура центра может быть различной в зависимости от объема и характера задач. Решение задач управления энергосбережением должно опираться на комплексную стандартизацию, под которой понимается система стандартов всех уровней, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих управление. Существующая система стандартов далеко не в полной мере обеспечивает такую связь, и поэтому она нуждается в совершенствовании. Для реализации сформулированных целей в первую очередь необходимо разработать: • правовые основы для реализации экономических механизмов энергосбережения и функционирования создаваемых органов управления; • экономические механизмы энергосбережения; • первоочередные мероприятия и технологии по программе энергосбережения; • новую организационно-технологическую структуру предприятий и организаций, сориентированную на широкомасштабное внедрение ими энергосберегающих технологий; • структуру системы управления разработкой и реализацией программы. Для управления разработкой программы администрация региона назначает департамент, ответственный за координацию работ по созданию программы, и формирует консультативную межотраслевую группу из ведущих специалистов (рис. 2). Рис. 2. Схема управления разработкой программы Для разработки программы постановлением администрации назначается головная организация по разработке программы, определяется порядок ее работы и финансирования. При головной организации формируется научно-техническая группа специалистов, которая занимается разработкой программы, осуществляет координацию работ, выполняемых отдельными экспертными группами, организует экспертизу и обобщение предложений, подаваемых для включения в программу. В программе энергосбережения выделены следующие разделы: Правовое и финансовое обеспечение программы. Оно включает Законы - «Об основах энергосбережения» и «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией», «Положение о региональном рынке энергии», пакет Постановлений областной администрации о финансовых и экономических механизмах программы, о метрологическом обеспечении, сертификации и аттестации, о введении энергетических обследований, о мониторинге инженерных сетей, зданий и конструкций, о тарифной политике и оснащении средствами учета, контроля и управления потреблением энергоресурсов, о подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, о борьбе с расточительным использованием и хищениями энергоресурсов, об органах управления разработкой и реализацией программы и др. Формирование общественного сознания по проблемам энергосбережения. Здесь дается описание рекламной кампании в средствах массовой информации, которая должна постепенно, но достаточно быстро сформировать в сознании населения области, рабочих и служащих, домохозяек и студентов, школьников и пенсионеров, руководителей промышленности и бизнесменов энергосберегающее поведение. Комплекс перспективных мероприятий. В этом разделе дается краткая характеристика проектов по энергосбережению, предложенных предприятиями, научными учреждениями и авторскими коллективами. Мероприятия сгруппированы по виду энергоресурса: электроэнергия, тепловая энергия, газ, нефть и нефтепродукты, уголь и торф, строительство, вода, альтернативные источники энергии. Комплекс первоочередных мероприятий включает быстрореализуемые и эффективные мероприятия, не требующие значительных финансовых затрат. К их числу отнесены: • энергетические обследования, внедрение средств и систем учета, контроля и регулирования использования энергоресурсов; • мероприятия по формированию общественного сознания по проблемам энергосбережения и др.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |