Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к практической частик итоговой аттестации 4 страница




 

22. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Национальная библиотека Беларуси, г. Минск

Национальная библиотека Беларуси, являясь особо ценным объектом культурного наследия белорусского народа, выполняет свою миссию – собирать, хранить и предоставлять в пользование обществу универсальный фонд документов, отражающих знания человечества и имеющих, прежде всего, отношение к Беларуси и ее национальным интересам.Еще в 1989 г. был проведен международный конкурс на лучшее архитектурное решение здания. Победителем конкурса стал проект творческого коллектива М.К. Виноградова и В.В. Крамаренко, предложивших оригинальное сочетание функциональности и эффектности "белорусского алмаза". Проект был реализован только через 13 лет.7 марта 2002 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал Указ "О строительстве здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси". Закладка фундамента нового здания библиотеки состоялась 1 ноября 2002 г.В новом здании созданы все не обходимые условия для сохранности уникальных фондов библиотеки, неисчислимые богатства которой вобрали в себя мудрость человеческой цивилизации. Сегодня Национальная библиотека Беларуси – главная библиотека страны, удовлетворяющая информационные потребности общества. С развитием современных информационных технологий на библиотеку возложены новые задачи и требования. В равной степени важно сохранять как электронные, так и печатные документы, чтобы не потерять наше культурное наследие в ущерб детям и внукам. Новая библиотека – современный информационный центр, осуществляющий формирование и эффективное использование информационных ресурсов, надежный инструмент информационного обеспечения всех сфер деятельности общества.Национальная библиотека Беларуси выполняет также миссию социокультурного центра, предлагающего своим посетителям широкий спектр услуг в данной области.Интеграция страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, содействие информатизации общества вы водят библиотеку на качественно новый уровень информационного обеспечения интеллектуального потенциала общества.

Архитектурное решение

Храм знаний в алмазе. Именно так выглядит новое здание Национальной библиотеки Беларуси. Не случайно двадцатипятиэтажное строение задумано архитекторами в образе драгоценного камня, символизирующего хранящиеся в библиотеке духовные и материальные ценности, собираемые человечеством тысячелетиями.Здание библиотеки можно разделить на две части: высотная - центральная и нижние этажи - стилобат. Понимая, что фондохранилище - сердце библиотеки, авторы проекта разместили его в высотной части, напоминающей шарообразный многогранник-"алмаз". Архитекторы исходили из того, что шар является самой компактной в природе формой. Это свойство шара и легло в основу проекта библиотеки. Из размещенного в эпицентре здания компактного хранилища благодаря системе телелифтов читатель может оперативно получить заказанную литературу - всего за 15 мин.Построение нижних этажей библиотеки выполнено уступами. Это сделано для того, чтобы зрительно раскрыть формы "алмаза". Здесь размещаются читальные залы, вестибюли, справочно-информационная зона с генеральными и читательскими каталогами, производственные, административные и технические помещения.Главный вход для читателей, находящийся со стороны проспекта Ф.Скорины, ведет в центральный вестибюль, где осуществляются функции контроля, располагаются гардероб, справочно-регистрационная служба, отдел абонементного обслуживания. По парадной лестнице из вестибюля читатель попадет в главный зал читательских каталогов и картотек, справочно-библиографический отдел, в том числе и электронный, расположенный в самом центре под фондохранилищем. По всем трем этажам читательской зоны вокруг центрального ядра предусмотрены кольцевой коридор-рекреация и холлы. По периметру главного фондохранилища и главного каталога размещаются читальные залы, конференц-зал на 500 мест, кафе, музей книги, выставочные помещения. Читальные залы расположены радиально по отношению к центру, что обеспечивает четкую ориентацию в библиотеке. Вокруг главного зала предусмотрена кольцевая распределительная галерея, из которой читатели и сотрудники могут легко попасть в любой необходимый блок здания.Читальные залы ориентированы на ландшафтные дворики-сады под открытым небом. Из окон библиотеки открывается вид на природный ландшафт Слепянского водохранилища. Зеленая зона, окружающая библиотеку, предохраняет помещения от шума и создает комфортную атмосферу для работы.Блоки административно-служебных, хозяйственных и вспомогательных помещений запроектированы со стороны Староборисовского тракта. В них организованы самостоятельные входы, предусмотрены хозяйственные внутренние дворы для погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет изолировать эти процессы от ландшафтной среды, не нарушая ее. Схема построения библиотеки создана таким образом, чтобы здание органично сливалось с природой. Наверху, на высоте 72 м, устроена обзорная площадка, откуда гости и жители города могут обозревать окрестности Минска.

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Кревский замок

 

Термин «замок» происходит от слова «закрывать» и под нм понимают хорошо укреплённый оборонительный комплекс, который выполнял функции резиденции феодала. Их появление на Беларуси связано с усложнением общественных отношений, когда старая планировка города с детинцем, окольным городом и пасадом перестала соответствовать изменившимся условиям. Появилась необходимость в небольших, но мощных каменных цитаделях, которые бы контролировали целые районы. Образцом для них стали замки крестоносцев в Прибалтике. По композиции они относились к типу «кастелей», что в переводе с французского языка означает – небольшой замковый комплекс. В Беларуси их возведение начинается по приказу великого князя Гедимина.

В начале XIV века замок-кастель был возведён в д. Крево Сморгоньского района. Он был расположен на искусственно созданной насыпи в месте слияния рек Кревянка и Шляхтянка и в плане напоминал четырёхугольник (85-109-72-97). Его стены были 3 м толщиной и 13 м высотой, имели каменную основу и кирпичную боевую галерею в верхней части. Две башни были расположены по диагонали и были возведены поздней. Северная 5-ти пятиэтажная «Княжеская» вежа-донжон выступала за общий периметр и имела большие размеры (18, 7\17 м). Вход в неё был возможен только с боевой галереи. Верхние ярусы предназначались под княжеские покои и имели большие оконные проёмы со стрельчатыми завершениями. Вторая четырёхэтажная «Малая» вежа (11\10, 7) была пристроена к стенам изнутри. После Гедимина Кревский замок принадлежал Альгерду и Ягайло. В 1382 году по приказу последнего был убит великий князь Кейстут. В 1385 году в замке была заключена Кревская уния. В 1503 – 1506 гг. его осаждали крымские татары, а в 1519 г штурмом взяли московские войска. В дальнейшем замок утратил стратегическое значение и пришёл в упадок. В годы первой мировой войны линия фронта проходила через Крево и замок был разрушен русской артиллерией. Несмотря на это, ещё и теперь в Крево сохранились большие фрагменты стен и остатки башен.

 

24. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Коссовский дворец.

 

Коссовский дворец, памятник архитектуры ретроспективно-готического стиля. Размещается в 1,5 км от г. Коссово Ивацевичского р-на Брестской обл., в урочище Меречёвщина. Проект дворца разработан в 1838 архитектором Франтишком Ящольдом по заказу помещика и предпринимателя Вандалина Пусловского. Строительство закончено во 2-й половине 19 в. Завершал работы варшавский архитектор Владислав Маркони. Состоит из центрального 2-этажного корпуса и 2 боковых крыльев. На углах центрального корпуса гранёные башни с зубчатыми завершениями. Углы боковых крыльев дворца фланкированы башнеобразными контрфорсами. Фасады ритмично делятся стрельчатыми арками, оконными проёмами и др. Перед дворцом был разбит парк на 3 террасах с прудами. С дворцом связаны многие легенды, например, о подземном ходе с дворца Сапег в Ружанах. Напротив дворца размещается восстановленная усадьба Костюшек. Дворец является популярным тур. объектом. Хотя у него было несколько владельцев, но всегда называют его по имени основателя - дворец Пусловских. Своими формами дворец напоминал европейские оборонительные замки. Во дворце насчитывалось больше 100 комнат, и не было ни одной похожей. В Белом зале, например, проводились балы, в Черном - играли в карты. Говорят, что стены Черного зала были облицованы черным мрамором, пол одного из залов дворца был стеклянным, а под ним плавали экзотические рыбки. Парадный зал на втором этаже был расписан художником Жмурком. Не менее уникальными и роскошными были сад и оранжерея в усадьбе Пусловских. Замок Пусловских, строительство которого началось в 1830 году, единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым «регулярным» дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция ― яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая ― особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом ― музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев. Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.25-километровый подземный ход, по легенде, связывал резиденцию Пусловских с Ружанским дворцом. Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко. Сегодня Коссово ― средоточие ценнейшего исторического, культурного, архитектурного и градостроительного наследия. В 1999 году на месте бывшего имения был установлен мемориальный камень. Восстановлено родовое гнездо Костюшко. Накрытый двухъярусной камышовой крышей дом, в точности повторяет изображенное в XIX веке художником Наполеоном Ордой строение на фоне дворца Пусловских.

 

 

25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Мемориальный комплекс «Хатынь»

 

История человечества донесла до нас немало крова­вых событий: гибель Карфагена и древней Иудеи, на­шествие гуннов и набеги орд Чингисхана, крестовые по­ходы и суды инквизиции. Но ничто не может идти в сравнение с теми зверствами, которые чинили немецко-фашистские изверги на временно оккупированной ими советской земле. Среди этих преступлений самым ужа­сающим и чудовищным было обращение с мирным насе­лением и военнопленными.

Среди многих десятков белорусских деревень, сож­женных вместе с жителями в годы войны фашистски­ми палачами, небольшая лесная деревня Хатынь Логойского района Минской области. В настоящее время на место сожженной деревни сооружен большой мемориаль­ный комплекс.

Еще издали мы слышим этот памятник. Это не оговорка: именно слышим! Колокольный звон звучит в на­ших ушах, он, как реквием, плывет над окрестностью, справляя вечную тризну по погибшим, он как бы подго­тавливает каждого к восприятию мемориала. Но вот пе­ред нами раскинулась обширная поляна. Мы теперь не только слышим, мы видим все элементы этого мемориаль­ного комплекса.

На тех местах, где до 22 марта 1943 г.— страшной да­ты уничтожения Хатыни и ее 149 жителей — стояли до­ма хатынцев, возвышаются 26 стел — столько дворов на­считывала деревня,— знаменующих остатки печей и труб. На каждой стеле — печальный синодик, перечис­ляющий людей, живших в этом доме,— стариков, жен­щин, детей. Стелы увенчаны колоколами. Они печалятся днем и ночью. Стелы окружены нижними венцами прямо­угольных «срубов». К каждой такой маленькой частичке хатынской трагедии от главной дороги, выложенной чер­ными шпатами, ведет мемориальная калитка.

В центре мемориала возвышается монументальная скульптура старика, держащего на своих больших заско­рузлых руках поникшее тело мальчика. Голова старика горделиво поднята, глаза смотрят вдаль, суровое лицо ды­шит гневом и ненавистью к убийцам. Фигура старика воспринимается как символ непокоренного советского человека. В идейном и композиционном отношении она яв­ляется связующим звеном всего комплекса.

Скульптура старика с мальчиком стоит на площадке рядом с тем местом, где фашисты совершили свое черное дело и где уложены плиты из черного мрамора, имитирую­щие рухнувшую крышу сарая, под которой нашли муче­ническую смерть хатынцы. От скульптуры идет «Дорога смерти» — последний путь невинных жертв. Она упирается в «Венец памяти» — место захоронения хатынцев. Заживо сожженные обращаются к живущим: «Люди, берегите жизнь. Заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, плодородные нивы от опусто­шения молохом войны и никогда больше но допустите этого!»

Хатынский мемориал стал как бы общим памятником всем разрушенным и сожженным белорусским деревням в годы войны. Об этом говорит «Кладбище деревень». В строгом порядке расставлены мемориальные знаки с над­писями деревень и урны с землей, взятой на местах по­жарищ и братских могил. Здесь же, на небольшом возвы­шении под склоненными тонкоствольными березками, го­рит Вечиый огонь — символ неугасимой, всепобеждающей жизни. Недалеко от Вечного огня расположена «Стена памяти жертв концлагерей». Это внушительное сооруже­ние, имеющее в длину 128 метров, рассказывает о фашист­ском терроре, о лагерях смерти, о других местах массо­вого уничтожения фашистскими вандалами мирных со­ветских людей. В ниши вмонтированы железные решетки. Тексты на мемориальных плитах указывают названия лагерей смерти и число погибших. Числа здесь в основном трех- и четырехзначные: в годы Великой Отечественной войны в Белоруссии погиб каждый четвертый человек.

Хатынский мемориал — хороший пример, синтеза трех искусств: архитектуры, скульптуры и музыки. Он, не­сомненно, является значительным достижением белорус­ского искусства. Его авторы — архитекторы 10. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. Мемориал был открыт в дни, когда белорусский парод отмечал два­дцатипятилетие освобождения своей республики от не­мецко-фашистских захватчиков — 5 июля 1969 г.

Художественные качества Хатынского мемориала вы­соко оценены: его авторскому коллективу присуждена в 1970 г. Ленинская премия.

 

26. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Мемориальный комплекс «Брестская крепость герой»

 

Брестская крепость была построена в 1830-1842гг. на месте Брестского замка как мощный форпост России на ее западных границах. Брест­ская крепость, о которой в старину знали разве только военные и жители города, в наши дни приобрела славу бессмертия, стала символом неугасимого советского па­триотизма и верности солдатскому долгу.

Гарнизон крепости в то памятное раннее утро воскрес­ного июньского дня 1941 г. первым принял на себя удар вооруженных до зубов фашистских захватчиков. Пылал металл, плавились камни, трескалась земля, но советские люди продолжали жить и вести смертельный бои с нена­вистным врагом. Больше месяца длилась героическая эпо­пея обороны крепости. «Я умираю, но по сдаюсь! Прощай, Родина! 20.VII.41 г.» — эти последние слова безымянного героя, нацарапанные штыком на стене одного из казема­тов крепости, лучше всего раскрывают силу духа и муже­ство защитников твердыни над Бугом.

Героическая оборона крепости воспета в песнях, кам­не и бронзе, о ней написаны книги, пьесы, поэмы, карти­ны. В сентябре 1971 г., спустя 30 лет после ставшего ле­гендарным события, был открыт большой мемориальный комплекс защитникам крепости.

Одна из центральных улиц Бреста — Московская — подводит нас к главному входу мемориала — монолитному бетонному блоку, врезанному в крепостной вал с высе­ченной в нем пятиконечной звездой. Тут же, у входа, на стене каземата, прикреплена доска, па которой начертан текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о при­своении крепости звания «Крепость-герой». Таким обра­зом, главный вход, его формы и образное решение заранее подготавливают к тому, что мы увидим за земляным валом.

За входом, минуя мост через рукав Мухавца, мы увидим силуэт главного монумента ансамбля — скульптурную композицию «Защитник цитадели». Она расположена на Центральном острове крепости, образованном рукавами Мухавца и Западного Буга.

Главный монумент представляет собой голову воина с развернутым знаменем. Это обобщенно-собирательный образ солдата бессмертного гарнизона, образ многих из­вестных и неизвестных, погибших и выживших героев обороны.

«Работая над монументом,— рассказывает руководи­тель авторской группы мемориала народный художник СССР А. Кибальников,— я стремился выразить в суровом взгляде воина, его опаленных губах и напряженных мускулах мужество, большую силу воли, непреклонную решимость держаться до конца». Это памятник солдату.

На оборотной стороне монумента размещены барельефы, «Штыковая атака»,

«Последняя граната», «Ум­рем, по не сдадимся», «Артиллеристы», «Пулеметчики», «Партсобрание».

Справа от монумента вознесся ввысь 100-метровый штык-обелиск Штык — извечный символ русской храбро­сти, воинской сланы и доблести. Серебристый (он сделан из титана), сверкающий на солнце штык прославляет си­лу нашею оружия, мужество героев гарнизона, не раз от­ражавших натиск врага штыковыми контратаками.

На площади Церемониалов, между главным монумен­том и штыком, уступами расположены плиты, на которых значатся имена павших героев обороны. Общую композицию дополняет Вечный огонь.

Привлекает внимание скульптурная композиция «Жажда». Она расположена у реки Мухавец и является наиболее законченным и выра­зительным элементом мемориала. Скульптура иллюстри­рует один из наиболее трагических моментов обороняю­щихся — борьбу за воду. До реки — несколько шагов, по этот короткий путь стоил жизни многим смельчакам. Опа­ленный огнем и дымом, под яростным вражеским обстре­лом, с потрескавшимися от жажды губами, воин, опираясь на автомат, напрягая последние силы, ползет к воде, что­бы наполнить каску живительной влагой, которую с не­терпением ждут раненые, женщины, дети...

В общий ансамбль мемориала включены как органи­ческие его части руины крепостных сооружений: иссечен­ные пулями и осколками бомб кольцевые казармы, инже­нерное управление и др. Эти немые свидетели разыграв­шейся трагедии подвергнуты консервации и сохранены в таком виде, в каком они остались после войны.

Специфической особенностью мемориала является то,что новое создавалось с учетом старого. Масштабы и объемы глав монумента, штыка-обелиска и других элементов ансамбля согласуются с существовавшими ранее
элементами. В этом его оригинальность и неповторимость.

Впечатление от комплекса усиливается музыкой. При­ближаясь к главному входу, мы слышим монотонный гул фашистских самолетов, прерываемый мелодией песни «Священная война». У плиты мемориала, где похоронены останки героев обороны, мы слышим мелодию «Грез» Шумана.

Крепость над Бугом и сегодня в строю. Здесь впервые ребятам повязывают пионерские галстуки, вручают дипломы, здесь клянутся в верности Родине молодые воины.

 

27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Монумент-обелиск на площади Победы.

Примером синтеза архитектуры и скульптуры являет­ся также памятник-обелиск «Победа» в Минске. Он расположен на площади того же на­звания, имеющей круглую форму (раньше площадь име­новалась «Круглой»). Свободное пространство площади было довольно велико, и построенные здесь еще до войны жилые дома не могли служить для нее достаточно силь­ной оправой, т. е. композиция площади требовала закреп­ления ее центра. Этому могла служить только вертикаль. И сооруженный позже памятник-обелиск, благодаря своей внушительной высоте (общая высота сооружения дости­гает 40 м)и идентичности всех сторон, хорошо фиксирует центр площади и заодно организует прилегающий район города. Памятник-обелиск «Победа» состоит из развитого ступенчатого основания, кубической формы цоколя, па кото­ром покоится четырехграппый ствол из серого гранита, завершающийся орденом Победы из смальты.

На проект памятника был объявлен конкурс. Проекту минских архитекторов В. Заборского и Б. Короля при­судили первую премию. Памятник задуман ими как до­вольно сложная архитектурно-скульптурная композиция. Над осуществлением проекта в натуре работали также известные белорусские ваятели 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов и С. Селиханов. Они создали главное скульп­турное убранство памятника-обелиска — четыре монумен­тальных тематических горельефа, оформляющих его цо­кольную часть. Расположение горельефов, принцип их по­строения, тематика каждого из них строго продуманы и осмыслены.

Западный горельеф (исполнитель А. Бембель) занима­ет наиболее ответственное место в общем композиционном решении памятника. Он посвящен исторической победе советского народа в войне. Идейным и геометрическим центром здесь является фигура офицера Советской Армии, в одной руке держащего древко развевающегося Красного Знамени, энергичным жестом другой приветствующего мирное население. Но сторонам расположены солдаты-танкисты, партизаны, женщины, дети. У многих из них цветы.

Заложенный в западном горельефе композиционный принцип построения, его замкнутый характер, можно на­блюдать в противоположном —- восточном, где изображе­но прощание народа с павшими героями (исполнитель З.Азгур). Здесь также подчеркнуто центровое построение. Горельеф решен сдержанно, движения людей — военных, штатских, молодых и стариков, женщин и детей — скупы. На их лицах — печать скорби и суровости. Люди с досто­инством, в торжественно-траурном молчании прощаются с павшими героями.

В другом плане решены северный и южный горельефы. Первый из них (исполнитель А. Глебов) показывает само­отверженную борьбу белорусских партизан в тылу врага. Рельсовая война — таково конкретное содержание горель­ефа. Группа партизан во главе со своим командиром в центре разбирает железнодорожное полотно: одни работа­ют ломами, другие — кирками и лопатами, третьи — от­стреливаются от наседающих гитлеровцев. Движение фи­гур в горельефе направлено слева направо, что имеет свое оправдание. Это соответствует положению горельефа в об­щем объемно-пространственном решении памятника.

Движение фигур в четвертом, южном, горельефе (ис­полнитель С. Селиханов), наоборот, направлено справа налево. Это вызвано той же причиной — положением го­рельефа в общей композиции памятника-обелиска. Горель­еф изображает эпизод наступательного боя одного из со­единений Белорусского фронта. Замысел композиции рас­крывается главным образом в центральной группе, где боевое знамя части из рук смертельно раненого автомат­чика переходит к другому бойцу, призывающему идти вперед на врага. Расположенные с обеих сторон этой груп­пы остальные участники события — офицеры, солдаты, санитарка, поддерживающая поникшее тело раненого, под­черкивают и усиливают основной замысел горельефа.

Памятник-обелиск «Победа» твердо вошел в художе­ственную летопись Белоруссии, стал эмблемой нового Минска, его главной достопримечательности (памятник был открыт 3 июля 1954 г.— в 10-ю годовщину освобожде­ния Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков).

 

28.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Курган Славы

 

Курганы. Издревле седые курганы в народных сказаниях овеяны славой. Веками хранят они свою тайну. Хоронят тайны и многочисленные курганы белорусской земли.

...Тысячи людей учувствовали в сооружении Курга­на Славы.

На том месте, где поднялся ввысь на целых 35 метров курган, произошло одно из памятных сражений Великой Отечественной войны, приведшее к полному освобожде­нию Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Именно здесь, в окрестностях Минска, на 21-м километре Московского шоссе, в начале июля 1944 г. войска четы­рех фронтов замкнули кольцо вокруг многотысячной вра­жеской группировки и разгромили ее. В память об этом историческом событии и воздвигнут монументальный па­мятник, названный «Курганом славы».

Основанием кургана служит пятиугольная площад­ка — стилобат, на которую ведет широкая лестница. От­сюда к верхней видовой площадке, как бы обнимая холм двумя гирляндами, спиралью идут две лестницы.

В центре верхней площадки массивный блок-основание, из кото­рого вырастают и устремляются вверх четыре мощных штыка из нержавеющей стали, символизирующие четыре фронта, под натиском которых немецкая армия откаты­валась на Запад. На основании штыков два боевых орде­на — Отечественной воины и Славы. Выполненные в технике рельефной мозаики, они выразительны и величе­ственны.

Нижнюю часть штыков опоясывает внушительных раз­меров кольцо — «Венец победы». Его внутренняя плос­кость имеет красно-золотистый цвет. На этом фоне четко

вырисовываются слова: «Слава Советской Армии — Армии-освободительнице»

Если стать у бровки площадки. то хорошо видно оформление наружной плоскости «Венца». На нас смотрят неустрашимые герои воины — пехотинец, летчик, танкист и партизан. Скульптурные изображения из цвет­ной смальты отличаются большой выразительностью и эмоциональностью.

Впечатляет и цветовое решение памятника — днем, когда зеленый ковер кургана, светлые ступени лестниц, серебристая сталь штыков, яркая гамма кольца создают приподнятое, торжественное настроение, и вечером, когда лучи прожекторов превращают яркую зелень в сплошной изумруд, а подсвеченные снизу серебристые штыки с коль­цом словно парят в ночном небо. Зрелище позабываемое.

Авторам этого большого мемориального памятника — архитектору О. Стаховичу и скульптору А. Бембелю — удалось создать оригинальное по замыслу и исполнению монументальное архитектурно-скульптурное произведение, вошедшее в историю белорусской художественной культуры. Им присуждена Государственная премия БССР в обла­сти архитектуры за 1971 г.

«Курган славы» был открыт, как и Хатынский мемо­риал, в день празднования 25-летия освобождения Бело­руссии от немецко-фашистских захватчиков.

 

29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Ружанский дворцовый комплекс

 

Дворец Сапег, Ружаны

Дата строительства, перестройки: 1-я половина XVIII в. / 1784—86 гг. / 1930

 

Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1,5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы.

Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя — украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано также в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами. Ружанский дворец сильно пострадал в первую мировую войну: сгорел и частично обрушился. Однако и сейчас его крупномасштабные формы вместе с культовыми зданиями в значительной степени определяют силуэт поселения

 

30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

 

Здание театра (авторпроекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в день празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Однако, от первоначального проекта отказались и здание театра было построено по проекту другого известного архитектора - И. Лангбарда в 1934-1938 гг.В 1933 году спектаклем "Кармен" в Минске был открыт Государственный театр оперы и балета. Но его история началась еще в 1920-е годы на сцене первого государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.