Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к практической частик итоговой аттестации 5 страница




Новый театр был создан на базе студии оперы и балета, а его спектакли вплоть до 1938 г. шли на сцене БДТ-1 (Белорусского драматического театра).10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Михась Подгорный" открылось собственное здание театра на Троицкой горе, построенное по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда.Здание Театра оперы и балета находится в парке, на возвышенности. Парк ограничен улицами: М.Богдановича, А.Пашкевич, Куйбышева, Я.Купалы. Площадь вокруг театра названа именем Парижской коммуны 1871 г. Это название она получила в 1919 г., до этого называлась Троицкой горой, Троицким рынком, Троицким предместьем. До реконструкции 1935 г. здесь был рынок, постройки. В 1949 г. вокруг Оперного театра, на месте разрушенных в годы войны жилых построек, был заложен парк.
Во время войны театр пострадал незначительно. Во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, разрушившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб. В уцелевших помещениях была устроена конюшня. Восстанавливался театр в 1948 г. под руководством автора.В 1940 году в Москве прошли Дни белорусского искусства. На сцене Большого театра были показаны национальные спектакли, высоко оцененные музыкальной общественностью столицы. Восхищение москвичей вызвал первый белорусский балет "Соловей". Театр наградили орденом Ленина, и он получил право называться Государственным Большим театром оперы и балета. Опера Богатырева "В пущах Полесья" была удостоена Государственной премии.Во время войны коллектив театра. состоящий из 50 человек, работал в Горьком, а затем в Коврове. После освобождения Минска коллектив сразу же вернулся в родной город. Здание театра было повреждено, поэтому первое время спектакли шли в Окружном Доме офицеров. Первые постановки минчане увидели уже осенью 1944 года.

Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь - одному из архитектурных символов столицы – в настоящее время вернули черты, изначально заложенные его автором - зодчим Иосифом Лангбардом. Работу по реконструкции над таким объектом разделили на два этапа. Первый - максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов, одним словом внутреннего убранства театра. Второй компонент - полная замена сценического оборудования.

За счет рационального проектирования удалось в промежуточном ярусе заложить три этажа, где размещаются костюмерные, живописный цех. Увеличился уклон партера, что улучшило видимость происходящего на сцене. Кроме того, на одном из эскизов Лангбарда искусствоведами УП "Белреставрация" были обнаружены в нишах второго яруса фасада скульптуры. Многие ведущие мировые театры украшены скульптурами, и это придает им особую торжественность и театральность. По центру фасада театра установлена скульптурная композиция. Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними бронзовая лента с нотным станом, на одной ее части фрагмент из первых постановок балета и оперы. Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.Еще две музы Г. Буралкина украшают здание театра. Это Мельпомена – покровительница театрального искусства – держит маски, и Полигимния – покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским. Это – Каллиопа – покровительница эпической поэзии и Терпсихора – покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Все статуи тонированы по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета. В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

 

31. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Комайский костел

Монументальный костел Иоанна Крестителя в деревне Комаи Поставского района Витебской области является одним из наиболее поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Здание было построено в 1603—1606 гг. на средства Яна Рудомина Дусяцкого, героя Хотинской битвы с турками. Имя строителя-архитектора неизвестно, но, судя по всему, это был местный мастер. Вначале здание было трехапсидным со свод­чатым перекрытием над нефами, которое опиралось на четыре колонны. В середине XVII в., в годы войны между Речью Посполитой и Русским царством, костел сильно пострадал во время пожара. Своды рухнули, колонны были разобраны и заменены деревянными. Вместо трех апсид была сделана одна.

Оборонительный характер зданию придают две цилиндри­ческие башни, замыкающие фасадную стену. Ярусы бойниц позволяли вести активный огонь и фланкировать вход. Верх­ний ярус давал возможность защитникам храма стрелять на дальние расстояния. Два нижних яруса бойниц редкой чаше­образной формы имели большой сектор обстрела и использо­вались для обороны подступов к зданию.

Комайский костел отличается лаконичным декором с эле­ментами готики. Фасад завершает скромный треугольный щит с четырьмя плоскими нишами. Здание было отреставрировано в XVII в., а также в 1726-1736 и 1778 гг.

Как напоминание о многочисленных войнах, которые редко обходили Комаи, в середине XVII в. по приказу сына Петра Рудомина в стены костела были вмурованы ядра от шведских пушек. В 1778 г. к костелу пристроили часовню, что значи­тельно изменило его внешний вид. Комайский храм по своим размерам значительно больше Сынковичского и Маломажейковского. Очевидна родственность плановой композиции этой группы инкастеллированных хра­мов, в которой Комайский костел является последним звеном. Это сооружение вначале было задумано как четырехбашенный оборонительный храм.

 

32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Николаевская церковь в г. Могилеве

 

Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими особами, имевшими непосредственные отношения к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку Свято-Никольского храма. В 1646 году мещане Могилева получили королевскую привилегию, которая, обеспечивала православным спокойное существование церкви и монастыря от насилия униатов и замковой администрации.

Строительство Никольского летнего собора началось в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен.

В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, в подорожных записках отмечал: «За городом – монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры». Женский монастырь существовал до 1719 года, затем в него были поселены монахи.

В 1754 году мужской монастырь был закрыт. С тех пор Николаевская церковь стала приходской.

Во время пожара города 8 сентября 1708 года обгорели купола, сгорели колодки колоколов, хоры, двери, но алтарь удалось сохранить. В 1823 году был подновлен иконостас, а в 1857 году вызолочен.

Храм функционировал до 1924 года. После смерти его старого настоятеля Плещинского, 34 года прослужившего храму и прихожанам, его закрыли. После войны в церкви была расположена книжная база. В 1954 – 55 годах стены и своды были перетерты цементным раствором и оштукатурены.

Во время реставрационных работ в наше время частично были вскрыты прежние ранние росписи второй половины XVII века на своде купола, в алтарной части.

В советское время монастырь был закрыт. 6 июля 1989г. Могилевская епархия была восстановлена.

Сегодня мы можем видеть отреставрированный архитектурный комплекс, который сложился из каменных зданий Никольской и «теплой» (зимней) Онуфриевской церкви, 2-х этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами.

Никольский храм – самый древний памятник города. Главный фасад собора отличается ярусным построением, выделяется своей нарядностью. Такой прием был характерен для архитектуры костелов. Две башни на фасаде – это тоже элементы культовых зданий западноевропейской архитектуры. Однако художественное оформление фасада основано на местных белорусских приемах, оно далеко от архитектуры костелов и находится в родстве с декорацией памятников московского зодчества. Каждый ярус оформлен пилястрами и колоннами, которые покрыты лепным орнаментом, изображающим растения.

Никольский храм внесен ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных европейских памятников XVII века архитектуры барокко.

Интерьер некогда был богато разрисован фресковыми росписями. Свод купола украшала фресковая композиция «Троица новозаветная» (XVIII ст.). Стены между оконными проемами разрисованы на 2-х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1-й половине XVIII-го столетия. Но жаль, обновить удалось только фрески на своде купола. Самое выдающееся художественное творение знаменитого храма – 4-х ярусный иконостас, выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками в XVII ст. в технике художественной деревянной резьбы с позолотой. Он сейчас полностью обновлен и отреставрирован в первоначальном виде. Его деревянные колонны покрыты удивительной резьбой – виноградные лозы переплетаются друг с другом в самых замысловатых узорах. По характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами, среди которых работал и Клим Михайлов, уроженец Шклова и как предполагают создатель иконостаса Николаевской церкви.

 

33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Гольшанский замок.

Поселение Гольшаны с его деревянным замком, известное с XIII в, возникло на высокой горе над рекой Корабль на севе­ро-востоке от современных Гольшан. Князья Гольшанские вла­дели замком до 1525 г. После того как княжна Елена Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была перенесена на берег речки Лусты (Жиганки).

Гольшанский каменный замок был возведен в первой по­ловине XVII в. Своей композицией он отдаленно напомина­ет Мирский замок и представляет собой прямоугольное зда­ние (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах обра­зуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Гольшанах уже нет воротной башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера. В них в основном находились жилые и хозяй­ственные помещения. Основой обороны замка стали мощные земляные валы и рвы, наполненные водой. Проезд в замок находился по центру одного из зданий, фасад которого отли­чался монументальной простотой. Арочный портал был об­рамлен архивольтом. Напротив въезда на противоположной стороне двора находилась небольшая каплица, встроенная в жилое здание.

Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напо­минает некоторые голландские замки под Антверпеном. Та­кое сходство объясняется тем, что Беларусь, находясь в со­ставе Речи Посполитой, ощущала достаточно мощное влия­ние голландско-фламандской архитектуры. Это результат оживленных культурных и торговых связей со странами За­падной Европы. С конца XVI в. до начала XVIII в. на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфилад­ной планировкой помещений, аркадными галереями и угло­выми башнями. По такому принципу, в частности, построены в конце XVI — начале XVII в. польские замки Баранов, Красичин, Суха.

Многое из того, что было в Гольшанах, разрушено и навсег­да утрачено. Можно только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды. Когда-то эти стены украшали портреты представителей рода Сапегов, живопис­ные полотна и оружие. В окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные плиты пола гар­монировали с роскошными коврами, креслами, мраморными столиками, бронзовыми подсвечниками. Небольшие комнатки в башнях были украшены богатой лепкой.

Стены других залов и жилых покоев замка, колонны и окон­ные проемы украшали росписи. Под замком находились гро­мадные сводчатые подвалы. Современники считали Гольшанский замок самым красивым в Беларуси и Литве.

В годы Северной войны замок был разрушен шведами. В 1880 г. его последний хозяин Горбанев взорвал башни и сте­ны, а кирпич использовал для строительства корчмы. Частич­но уцелели две башни и восточное крыло дворца.

 

34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Новогрудский замок

 

Новогрудские замки –памятники оборонительного зодчества 11-16 вв. Возведены в древнем центре Новогрудка как великокняжеская резиденция. Существовали так называемый замок на детинце и Малый замок.

Первым укреплением деревянного детинца, расположившегося на крутой (Замковой) горе, был опоясавший его в ХІ веке вал высотой около 6 м и шириной у основания 25 ¾27 м. Неприступность детинца усиливал ров глубиной 10 м и шириной 10 ¾12 м. Ров в случае опасности заполнялся водой ¾ об этом, в частности, рассказывает Ипатьевская летопись. Вал и ров дополняли острокол и деревянные срубы-городни. В средине ХІІІ века из крупных камней на извести построена квадратная (12х12) в плане 5-ярусная башня –брама с фундаментом 3,3м. и толщиной стен 3м. Она была поставлена возможно при Миндовге и Войшелке, или чуть позже. Не исключено, что строили ее мастера с Волыни, когда город принадлежал галицко-волынскому княжеству.

Башня замыкала кольцо земляного вала, выступая немного вперед. Немалая заслуга башни в том, что в конце ХІІІ ¾ ХІV веков новогрудский замок так и не был взят врагами, хотя нападали на город часто и галицко-волынские князья, и татары, и крестоносцы: К концу ХІV века башня-донжон была повреждена, и тогда же ее отстраивают, но не из камня, а из кирпича. В ту пору пятиярусная кирпичная башня имела въездные ворота, к которым спиралью поднималась проезжая дорога. В высоту она достигала 25 м. Сначала была покрыта гонтом, а с ХV века ¾ черепицей.

Башня Щитовка по форме четырехгранная призма, которая постепенно суживалась по высоте. Толщу стен прорезали бойницы стрельчатого очертания. В толще южной стены шла каменная лестница. Ярусы между собой соединялись деревянными лестницами. На восточной стене на уровне четвертого этажа видны остатки эркера[i], где, возможно, висел набатный колокол, созывавший население города в случае опасности. До конца ХІV века Щитовка оставалась единственным каменным сооружением замковых укреплений.

С конца ХІV столетия, уже при Витовте, в Новогрудке начинаются большие строительные работы, совпавшие с подготовкой государства к решающему разгрому рыцарей Тевтонского ордена. В этой битве под Грюнвальдом принимала участие и Новогрудская хоругвь. Таким образом, вслед за Щитовкой поднимаются три 3-ярусные башни ¾ Костельная (по соседству со Щитовкой), Малая брама (еще один въезд в замок, она частично воспроизведена в последнее время) и Посадская, обращенная к древнему торгово-ремесленному посаду города ¾ так называемому Малому замку.

Тогда же у основания Замковой горы, где били ключи, возводится Колодезная башня (в замке не было колодца). В прясле стены, соединившей эту башню с колодцем, шел тайный проход к воде. Наконец, в конце ХV ¾ начале ХVІ века встает самая мощная башня ¾ Дозорная. Башни соединялись между собой стенами восьмиметровой высоты и толщиной в 2,6 м. Нижняя часть их была выложена комбинированной кладкой ¾ из кирпича и камня, а вверху шла кирпичная облицовка.

Монолитный, суровый и одновременно неповторимо живописный облик приобрел новогрудский замок к началу ХVІ столетия. Это была мощнейшая в Беларуси цитадель, которая впитала в себя лучшие достижения западноевропейского фортификационного искусства, органично соединенные с местными строительными традициями. Европейская готика на национальной почве дала всходы, удивляющие монументальностью и лаконизмом форм. Непоправимые разрушения, нанесенные замку войнами середины ХVІІ ¾ начала ХVІІІ столетия, сыграли свою роковую роль ¾ замок неуклонно разрушался с той поры и до наших дней, теряя одну за другой свои грозные башни, пока от них уже в прошлом веке не остались руины только двух башен ¾ Щитовки и Костельной.

 

35. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Бобруйская крепость

Бобруйская крепость, развалины которой дошли до наших дней, возникла на месте древнего замка в 1807-1836 годах уже после того, когда город вошел в состав Российской империи. Ее строительство началось летом по императорскому указу Александра 1 от 10 августа 1810 года. А уже 4 июня 1811 года над крепостью был поднят российский флаг. Она считалась самой сильной и неприступной крепостью, причислялась к первоклассным военным укреплениям на территории Российской империи и была оснащена по последнему слову военного искусства. К началу Отечественной войны 1812 года было построено 5 основных бастионов, часть внутренних сооружений, насыпаны валы, выкопаны рвы.Руководил строительством инженер генерал-лейтенант К. И. Опперман – граф, выходец из дворянского рода герцогства Гессен-Дармштадт. В 1795 году он разработал проект укрепления западных границ Российской империи. В разработанной Опперманом программе значилась и Бобруйская крепость.Все фортификационные сооружения соответствовали новейшим достижениям оборонного искусства того времени.

Мощное строение с почти симметричными очертаниями было приближено к форме квадрата, который лишь слегка «изгибался» внутрь, повторяя очертания реки Березины.

В северной и восточной частях укрепления были добавлены кварталы, где и построили казармы, госпиталь, склады и пороховые погреба. Парадная площадь, с каменным собором и домом коменданта, находилась на краю крепости.

Во время боевых действий в 1812 году: гарнизон крепости стойко выдержал 4-месячную осаду наполеоновских войск.

В 1817 году Бобруйскую крепость посетил сам император Александр I. По его указу в течение года внутри крепости должны были быть снесены все деревянные дома. На их месте, согласно проекту архитектора Штаурберта, было приказано отстроить новые – каменные.

.Уже в апреле 1818 года Александру I был представлен отработанный план Бобруйской крепости с новой планировкой. Старый вал был «уничтожен», общая застройка отнесена к фортификационной линии. Из-за внесенных корректив претерпел изменения и внешний вид крепости – строение получило нерегулярные очертания.Основное строительство укреплений было закончено лишь к 1836 году. Но «игра стоила свеч». В 1840-х годах Бобруйская крепость была признана лучшей крепостью Европы.С расширением границ Российской империи на запад Бобруйская крепость оказалась отодвинутой от линии обороны.В 1868 году она была переведена из первого класса во второй, а в 1886 – преобразована в крепость-склад.

В XIX веке Бобруйская твердыня служила государству политической тюрьмой. Здесь находились в заключении декабристы С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, И. С. Павало-Швековский, которые готовили план убийства императора Александра I, но так и не смогли его реализовать.В окрестностях и поныне существующей Бобруйской крепости сохранились башня, жилые дома и казармы того времени. Дополнен военно-архитектурный ансамбль бастионами: с «башенкой», «полукруг», «малый», «тюрьма». В последней и отбывали каторжные работы упомянутые декабристы.

От крепости под землей идет много длинных туннелей. Есть длинною в несколько километров, которые уходят под рекой в окрестные леса.

В настоящее время предполагается разместить на территории Бобруйской крепости на месте казарм и складов ледовую арену, на которой смогут проходить соревнования международного уровня. Параллельно идет реконструкция самой крепости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.