КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие методические указания 1 страница
Задания практикума составлены в соответствии с программой и тематическим планом курса криминалистики. Они должны выполняться Слушательами и слушателями под руководством преподавателя и в часы самостоятельной работы над усвоением материала темы. Последовательность выполнения лабораторных работ должна соответствовать порядку отработки практических заданий. Лабораторные работы выполняются обучающимися в аудитории или в кабинете криминалистики в часы учебных занятий или самоподготовки по учебно-методическим пособиям и материалам, полученным от преподавателя, или по индивидуальным тематическим комплектам, выдаваемым начальником кабинета кафедры криминалистики. Комплекты предназначены только для работы на территории университета. Черновые записи при выполнении заданий следует вести в отдельной тетради; на учебных материалах делать какие-либо пометки и записи запрещается. Фрагменты протоколов и постановлений должны составляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению данных документов. При описании объектов следует использовать криминалистическую терминологию. В протоколах нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, составляющих их, а также делать сокращения кроме общепринятых. В конце каждого фрагмента протокола или постановления должна быть подпись лица, его составившего с указанием занимаемой должности и специального звания. В начале каждого плана или схемы указывают, приложением к какому процессуальному документу она является (наименование документа и дата его составления). Под рисунками указывают следующие сведения: что нарисовано (наименования объекта); что показано стрелками или отмечено линиями. Под схематической зарисовкой указывают, кто выполнил зарисовку, подпись участников следственного действия. Слушательы и слушатели обязаны в назначенный преподавателем срок, в соответствии с графиком выполнения лабораторных работ, отчитываться по всем заданиям, предъявляя практикум для проверки по каждой теме. Практикум для итоговой проверки сдается не позднее, чем за неделю до зачета.
При подготовке практикума использована следующая литература: 1. Криминалистика: схемы и комментарии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2001. 2. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г.Филиппова.– 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. 3. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Высшее образование, 2006, 2007. 4. Следы на месте происшествия: Справочник следователя / Под ред. В.Ф. Статкуса. М., ВНКЦ МВД СССР, 1991. 5. Описание объектов криминалистического исследования. Справочное пособие / Под ред. В.В. Филиппова. М.: ЭКЦ МВД России, 1995. 6. С.И. Поташник. Криминалистическая экспертиза замков. М., 1969. 7. Н.И. Порубов. Практикум по криминалистике. Минск, “Высшая школа”, 1988.
Лабораторная работа № 1 Задание № 1. Составьте схемы: _____________________________________________________________________________________________________ Предмет криминалистики
______________ Система курса криминалистики
_____________________________________________________________________________________________________ Задачи криминалистики
____________________________________________________________________________________________________ Связь криминалистики с другими науками
Слушатель ___ группы ____________________ /____________________________/ (Фамилия и инициалы)
Задание № 1. По указанию преподавателя письменно перечислите общенаучные методы, используемые в криминалистике и раскройте их содержании: Общие, или общенаучные, методы — это методы, используемые во всех (или в очень многих) науках и сферах практической деятельности. Не отличаясь от них по существу, общие методы криминалистики и процесса доказывания имеют некоторые особенности, определяемые характером тех закономерностей, которые составляют предмет криминалистики, целями этой науки, содержанием процесса доказывания как разновидности человеческой деятельности, т. е. особой формы практики. К числу общенаучных относятся в первую очередь чувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное, и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных, изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом. Рассмотрим эти методы подробнее. Наблюдение, под которым понимают восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно. Описание, при котором указываются признаки объекта. Сравнение — это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов. Эксперимент — воспроизведение явления или события с целью установить природу наблюдаемого явления, его сущность и происхождение, пути и методы управления им. Посредством эксперимента исследуемое явление выделяется из многообразия других явлений и фактов и может изучаться изолированно от связанных с ним причин и следствий, а из многообразия взаимоотношений причинных связей выделяется интересующая исследователя зависимость, которая и будет объектом изучения. Моделирование, суть которого состоит в замене объекта-оригинала моделью, т. е. специально созданным аналогом. Вторая группа общенаучных методов объединяет математические методы: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование. При измерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей (обычно принимаемой за единицу измерения и называемой мерой) устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин. Для установления этих параметров часто используются вычисления. Необходимы они и при проведении математического моделирования.Составление планов, чертежей, схем в криминалистике невозможно без применения общенаучного метода, использующего геометрические построения. Этот метод необходим, когда проведение непосредственных измерений затруднено (например, на месте происшествия имеется крутой обрыв и нельзя просто измерить расстояние между объектами).
Слушатель___ группы ______________________ /____________________________/ (Фамилия и инициалы)
Лабораторная работа № 2 Задание № 1. Составьте схемы: _____________________________________________________________________________________________________ Виды идентификации
_______________________________________ Объекты идентификации
______________________________________________________________________________ Этапы идентификационного исследования
Задание № 1. По указанию преподавателя письменно ответьте на контрольные вопросы: 1. Что такое «свойство предмета» и что такое «признак предмета»? Приведите примеры. 2. Что такое идентификационное поле предмета? 3. Что такое идентификационный период? 4. Что такое «группификация» и «диагностика» 5. Что значит «установить тождество объекта»? 1. В свойствах проявляется сущность какого-либо объекта, явления, свойство это его качество; признак составляющий отличительную особенность. Признак это примета, показатель, знак, по которым узнается объект.[1] Посредством признака можно судить о свойстве, свойство проявляется через признаки. Таким образом, в философском смысле категории «свойство» и «признак» соотносятся как «сущность» и «проявление». По мнению Р.С.Белкина:[2] «Свойства выражаются в признаках; признак это проявление свойства. Каждая вещь обладает множеством свойств, каждое свойство может выражаться во множестве признаков». 2. Идентификационное поле предмета это тот участок на объекте, который обладает наиболее информационным значением для идентификации. То есть, на данном участке имеется комплекс общих и частных признаков по которому будет производится идентификация. 3. Идентификационный период это период в течении которого возможно произвести идентификацию. 4. Установление групповой принадлежности в криминалистике это прежде всего исследование, в результате которого объект относится к определенной группе уже известных объектов. При этом (по аналогии с идентификацией) различают устанавливаемые и устанавливающие образцы. Если при идентификации происходит установление одного конкретного объекта из множества ему подобных объектов, то при установлении групповой принадлежности определяется группа (вид, род), к которой относится данный объект. Установление групповой принадлежности осуществляется в основном по общим (групповым) признакам. С увеличением количества признаков сужается круг объектов, входящих в эту группу (например, пятно на одежде преступника оставлено кровью, кровь человеческая, относится к такой-то группе, происхождение ее от такого-то места и т.д.). Сущность криминалистической диагностики может быть определена как учение о закономерностях распознавания криминалистических объектов по их признакам (пола человека по почерку, дистанции выстрела по следам применения огнестрельного оружия, роста человека по следам ног, возраста записей по свойствам штрихов, группы крови по смазанным потожировым следам, типа огнестрельного оружия по следам на гильзах, вида одежды по составу и свойствам единичных волокон и т.д.). 5. «Установить тождество объекта» означает установление конкретного единичного объекта по совокупности его общих и частных идентификационных признаков, отразившихся на других объектах, с которыми имело место взаимодействие при совершении преступления. (Например, установление пистолета, применявшегося преступником, по следам на гильзах, возникших в результате взаимодействия их с частями механизма оружия и обнаруженных при осмотре места происшествия. Задание № 2. Осмотрите один из простых подручных объектов (авторучку, карандаш, спичечный коробок, очки, носовой платок и т.п.). Установите признаки этого объекта, в соответствии с их характером и внесите эти признаки в соответствующие графы таблицы. После таблицы перечислите признаки описываемого объекта, начиная с общих и групповых и заканчивая частными и индивидуальными так, чтобы образовался индивидуальный комплекс признаков объекта. Учтите, один и тот же признак может относиться к разным классификациям. Объект маркер
Осмотром обнаружено: корпус маркера красного цвета, колпачок маркера черного цвета. Маркер длиной 105 мм., шириной 28 мм., толщиной 15 мм. На одной из сторон корпуса маркера имеет надпись «STABILO BOSS original», на другой стороне цифровой шрихкод 4006381333689. Маркер имеет царапину длиной 4 мм. на верхней части колпачка и потертость надписи «STABILO BOSS original».
Слушатель ___ группы ______________________ /____________________________/ (Фамилия и инициалы)
Лабораторная работа № 3 Задание № 1. Составьте схемы: _____________________________________________________________________________________________________ Система криминалистической техники как раздела науки криминалистики
________________________________________________________________________________________________ Система криминалистической техники как совокупности средств, приборов и инструментов
_____________________________________________________________________________________________________ Субъекты применения криминалистической техники как комплекса материальных средств
__________________________________________________________________________________________ Формы применения технико-криминалистических средств и методов
Способы фиксации следов
Задание № 2. Укажите сведения, которые отражаются в протоколе следственного действия по факту применения криминалистической техники: Согласно п. 5 ст. 166 УПК РФ в протоколе должны быть указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств. Задание № 3. Перечислите содержимое комплекта «Кремний» (ИФТЖ.321454.001), с указанием целевого назначения каждого объекта:
а) набор технических средств для обнаружения следов: фонарь светодиодный с одним большим светодиодом и питанием от аккумуляторов типа АА (ААА), лупа 4х, 8х; лупа с подсветкой (2.5х, стекло), зеркало смотровое телескопическое с магнитом, ультрафиолетовый осветитель (используется для обнаружения следов биологического происхождения – спермы, крови), инфракрасный осветитель (используется для обнаружения следов близкого выстрела); б) набор технических средств для выявления следов: порошки, кисти-флейц, магнитная кисть; пипетка глазная, шприц одноразовый 5 мл в) набор инструментов, используемых для осмотра и измерения отдельных следов, предметов: Линейка масштабная пластиковая с надписью «Следственный комитет при прокуратуре РФ», рулетка 5 м (металлическая, с фиксатором), штангенциркуль 0-125 мм; линейка офицерская, указка лазерная, набор этикеток (с липким слоем) для разметки мест происшествий, набор пластиковых бирок с номерами (0-9),
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |