КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Первобытное искусство
Первобытное искусство ЭПОХА БРОНЗЫ МЕЗОЛИТ И НЕОЛИТ ПАЛЕОЛИТ ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Эпоха первобытного общества Современные формы организации дизайнерской деятельности Современное искусство и дизайн. Феномен японского дизайна Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в. Раймонд Лоуи — пионер коммерческого дизайна Становление промышленного дизайна в США. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. 23 Производство и продажа красивых книг. Уильям Моррис 24 Главная задача Баухауза 25 Производственное искусство в Советской России: теория практика. 26 Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. 27 История культуры и искусства Западной Европы 28 Развитие дизайна в XX в 30 Пионеры американского дизайна 31 История дизайна, науки и техники 33 Теория дизайна 34 Европа в Новое время 36 Материальная культура 37 Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв. 39 История культуры и искусства Западной Европы 41 Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии. 42 Текстильное производство 43 Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции. 44 Поп-арт и хай тек 45 Культовые сооружения 46 Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. 48 Керамика 49 Джон Рёскин (1819-1900) 50 Россия в международных промышленных выставках. 51 Земледелие 52 Готфрида Земпера (1803-1879) 53 Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX — начала XX в. 54 Поселение 55 Франц Рёло (1829-1905)
56 Важные технические достижения эпохи ранних государств 57 Производящее хозяйство 58 Уильям Моррис (1834-1896) 59 Основные сферы материальной культуры ранних государств 60 Присваивающее хозяйство 61 Модерн. Сельское хозяйство Греции и Рима. 62 Производство 63 Уильям Моррис: теория и практика 64 Эпоха Раннего Средневековья. 65 Собирательство 66 Виктор Орта (1861-1947) 67 Декоративно-прикладное искусство в России X-XVIII вв. 68 Технология 69 Анри Ван де Вельде (1863-1957) 70 Примитивность форм промышленной продукции. 71 Транспорт наземный
Искусство с его разнообразными видами (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное) возникло задолго до того, как сложилось само обобщающее понятие искусства. Его существование, как специфи ческой области духовной деятельности чело века, с присущими только ему особенностями и задачами, стало возможным лишь на том исто рическом этапе, когда в результате разделения труда духовная деятельность оказалась при вилегией немногих, в то время как физическая работа поглощала силы почти всех членов об щества. Однако истоки искусства более древни. Мно гочисленные произведения изобразительного творчества давностью десятков тысяч лет — наскальные росписи, статуэтки из камня и кос ти, орнаментальные узоры на кусках оленьих рогов и каменных плитах — появились намного раньше сознательного представления о худо жественном творчестве. Они поражают неповто римой свежестью восприятия, яркостью и си лой выражения и настолько жизненны, что со храняют художественную значительность до наших дней. Зарождение искусства и первые шаги худо жественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закла дывались основы материальной и духовной жизни общества. Исследования историков и археологов дают основание утверждать, что первые памятники искусства относятся к па леолиту. Это была эпоха сравнительной зре лости первобытнообщинного строя, сложения рода, возникновения матриархата. По своим физическим данным человек уже ничем не отли чался от современного. Он владел речью, делал довольно сложные орудия из камня, кости, рога, дерева, охотился на зверей. С расшире нием общественно-трудовой деятельности чело века обогащался его познавательный кругозор. Предшествующие многие тысячи лет развития древних племен дали верность глазу, гибкость руке, воспитали способность выделить главное и характерное, умение видеть присущую при роде красоту и гармонию форм. На этой основе зародились зачатки эстетического чувства. Своим возникновением искусство обязано не биологической природе человека, не религии, магии или игре, как это утверждает идеалисти ческое искусствознание, а развитию обществен ной жизни и ее основе — труду. По словам Г. В. Плеханова, «тр уд с т а р ш е и с к у с с т в а»1. 1 Г. В. П л е х а н о в, Сочинения, т. XIV, стр. 73. Процесс труда — творческий процесс, он пре ображает самого человека, изменяет его приро ду, «развивает дремлющие в ней силы»1, его мозг и чувства. Чтобы могло появиться искус ство, человек должен был научиться видеть и чувствовать: «Образование пяти чувств — это продукт всей всемирной истории»2. Без упражне ния руки при работе в камне человек не мог бы научиться рисовать. Должно было развиться музыкальное ухо, глаз, умеющий видеть кра соту формы и цвета, чтобы родились песня или произведение живописи. Воздействуя на природу, человек познавал ее. У него возникали образы природы, которые находили выражение в слове, в музыкальных звуках, в рисунке. Эти образы не были бездум ным копированием окружающего мира. Они закрепляли результаты трудового жизненного опыта, расширяли и углубляли представление о действительности. Труд пробуждал в челове ке способность видеть качественное многообра зие и богатство окружающего мира. Работая над орудиями труда из камня, дерева, бронзы, люди знакомились с разными видами и свой ствами материалов, приучались четко воспри нимать особенности объема и поверхности. Охота давала возможность наблюдать живот ных, их повадки и т. д. Процесс труда воспитывал в человеке поня тие целесообразности и соответствия формы предмета его назначению и содержанию. С ус ложнением функций орудий труда они приоб ретали более целесообразную и изящную фор му. Ритм движения труда воссоздавался в ис кусстве в повторяющихся линиях, формах. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности—те элементы, которые имеют важное значение в искусстве. Заложенные в самой природе, они начинают воспринимать ся как признаки, во многом определяющие представление о прекрасном. Уже в некоторых каменных плитах (период Мустье, найденных в пещере Ла-Ферраси во Франции) можно видеть элементы эстетиче ского характера — ритмически повторяющиеся красочные полосы и пятна, а также выдолблен ные чашечки, расположенные в определенном порядке. Вещи, создаваемые человеком, не только утилитарно полезны — они начинают доставлять эстетическое наслаждение. 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Сочинения, т. 23, стр. 188. 2 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Сочинения, изд. 1, т. III, стр. 627. Первобытное искусство Палеолит Решающее значение для развития искусства имели сознательность, целеустремленность про цесса труда, наличие предварительного замыс ла, который человек в процессе труда стремится осуществить. Это отличает труд человека от инстинктивной деятельности животных, порож денной биологическими потребностями, напри мер поисков пищи, витья гнезд птицами, построения плотины бобрами и т. д. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача,— писал М аркс,— и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого нача ла отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается ре зультат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеаль но»1. Произведения искусства в эпоху камен ного века были порождены конкретными прак тическими потребностями. Они отражали по вседневную трудовую деятельность древнего 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Сочинения, т. 23, стр. 189. человека и возникшее на ее основе стихийно материалистическое миросозерцание. Труд, ис кусство, мифология, магия и зачатки научных представлений не были расчленены, а выступа ли слитно. Рисуя животное, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный охотник познавал его. В эту пору человек не отделял себя от природы, он отождествлял себя с ее явлениями и силами и наивно при писывал себе возможность магически воздей ствовать на них. В основе этих представлений лежала наив ная вера в возможность преобразования при роды с помощью колдовских заклинаний. По добно охотничьим танцам, инсценирующим сцены охоты, наскальные росписи и рисунки, изображающие животных, были связаны с магическим обрядом, который согласно наив ным представлениям первобытного человека должен был обеспечить удачу на охоте. Овладе вая изображением зверей, человек, казалось, обеспечивал победу над ними. В этом своеобраз ном фантастическом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к завое ванию мира. В нем содержались элементы эсте тического восприятия, из которого развилось искусство. ПАЛЕОЛИТ Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита (древнекаменный век, приблизительно 40—12 тысячелетия до н. э.), когда, согласно данным археологии, появились все виды изобразительных ис кусств. Их памятники в большом количестве найдены в Европе, в Юж ной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в это время занимают росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гро тах. В них наиболее ярко проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни. После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат, благоприятный для развития человека. Не имея постоянных жи лищ, люди ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры жи вотных, знали огонь, заботились о погребении сородичей. Древние охотни ки были наделены огромной энергией и отвагой. Основным содержанием их жизни являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими гроз ными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива, воспитывала настойчивость, она становилась основной темой искусства, в котором преобладали изображения диких зверей — объекта охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практический интерес. Хищный зверь — источник жизни человека, владел его твор ческим воображением. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены произведения палеолита. Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), челове ческой руки, обведенной краской. Позже в рисунках и живописи на сте нах и потолках пещер проходит весь мир животных каменного века: Первобытное искусство Палеолит исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганных ланей, косматых зубров и медведей, грузных бизонов, могучих мамонтов. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи исполь зовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый желез няк, черный марганец и уголь, белая известь. Изредка изображения исполнялись в технике рельефа. Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25—12 тысячелетия до н. э.). В наскальных росписях и рисунках образ зверя приобретает конкретные черты. Появилась точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества на блюдений главное. Животные изображаются в разнообразных положениях, в движениях, пронизывающих тело, в стремительном беге, в борьбе, в жи вых поворотах. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей. В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры живот ных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы. Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они отмечены чувством могучей стихийной силы жизни зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки, различные состояния. Поражает большое разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, поз, полных напряжения. Таковы экспрессивные изображения бизонов, бегущих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира) (илл. 1), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом). В мадленское время встречаются большей частью единичные изображе ния животных почти в натуральную величину. Но они не связаны дей ствием в единую композицию. Однако к этому же времени относятся зачат ки более сложных решений: например, на костяной пластинке из грота Мэрии в Тейжа (Франция) передано с помощью гравировки движение целого стада оленей; полностью изображены только крайние фигуры животных, все стадо дано обобщенно в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и прямых палочек ног. Впервые рождается впечатление множественности. На камне из пещеры Лимейль (Франция) (илл. 3) дан не только образ стада, но и запечатлены повадки каждого оленя. В костяной пластике из грота Лортэ (Франция) показаны олени, переплывающие реку. Неболь шая поверхность украшенного гравировкой предмета заставила думать о композиционном расположении фигур на плоскости, делается попытка воспроизвести пейзажную среду — река обозначена условным изображе нием плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства. В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, де реве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных — медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основ ных объемов, фактуры шерсти и т. д. С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных «венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия) (илл. 2). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранитель нице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жиз ни. Художник подчеркивал в ее образе черты матери, воплощая в ней единство родового коллектива, то, что имело тогда важное значение. Мас Первобытное искусство Мезолит и неолит сивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической вырази тельностью и монументальностью. В фигурах с повышенной экспрессив ностью выявлены градации объемов, их ритмическое чередование. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом про явились его сила и слабость. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость содержания, младенческая примитивность чувств и сознания, развивающегося в непосредственной слитности с ограниченной практиче ской деятельностью. Человек не познал еще самого себя и чаще всего обра щался к животному. Не случайно в первобытных «венерах» черты челове ческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на биологи ческих особенностях тела. В отношении человека к миру преобладало инстинктивное начало, его разум только пробуждался, а жизненные на блюдения сочетались с фантастикой, магией. Проявляя зоркость по отно шению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и при родой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства. МЕЗОЛИТ И НЕОЛИТ Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступает с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век, 12—8 тысячелетия до н. э.) и неолита (новокаменный век, 8—4 тысячеле тия до н. э.). В это время очаги жизни передвигаются на юго-восток (на территории с более теплым климатом, где сложились позже Египет, Индия, Китай). С отступлением ледников в Европе тоже намечается потепление: исчезли мамонты, олени ушли на север. Совершается переход к оседлому образу жизни, от пассивного освоения готовых продуктов природы к активному ее изменению в своих целях. Наряду с занятием охотой и рыболовством люди обращаются к земледелию и скотоводству, к умножению продуктов природы. Совершенствуется обработка каменных орудий, разрабатывает ся гончарное производство и строительное дело, улучшается ткачество. Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с приро дой, что привело к различию путей развития культуры в разных областях. Нарастающее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними, появление патриархата усложнили отношения между людьми. Наивное восприятие природы, такое, каким оно было у людей па леолита, исчезает. Усиливается роль магии, развивается земледельческая мифология, возникает культовое искусство — новая форма осмысления жизни. Продолжает существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью. Характер художественных образов в эпоху мезолита изменяется. В поле зрения человека входят новые явления, делаются попытки к ра скрытию их взаимосвязи, к освоению общих закономерностей жизни. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопро вождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живопи си исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно, одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской, без леп ки объема. И одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир — события показываются в их взаимосвязи. Центральной темой искусства остается борьба с природой, но в росписях впервые Первобытное искусство Эпоха бронзы появляется изображение человека, показываются его поражения или по беды над силами природы — сцены охоты, военных столкновений и т. д. Стремление раскрыть внутренний смысл явлений рождает умелую организацию композиции на плоскости, эмоционально-драматическое действие. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризу ют росписи в Испании и в Северной Африке. Схваченные с птичьего поле та, нанесенные динамичными штрихами стремительные фигуры воинов (Ис пания, Морелли ля Вилла) исполнены решительности целенаправленных действий. Эта полная экспрессии сцена передает напряженный характер жизни древних людей. Тематика росписи обогащается и новыми сюжетами. В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданы легкие движения каждой женщины и вместе с тем единст во стремительного ритма, объединяющего три фигуры. В эпоху неолита распространяются мелкая пластика, художественные ремесла и орнамент, положившие начало декоративному искусству. В то время как статуэтки животных, отличаясь обобщенностью, сохраняют черты реализма, в изображениях женского божества земледелия проступа ют черты схематизма. Изобразительность искусства древнейших охотни ков уступает место искусству отвлеченных геометрических форм. Новые черты ярко проявились в художественном ремесле, развитие которого было тесно связано с осознанием эстетической выразительности трудовых процессов. Чувство закономерности, присущей реальному миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта, в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, вы являющей его структуру. В основе орнамента лежит условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обма занного глиной. В дальнейшем этот мотив сменяется рисунком. Возникают геометрические узоры, покрывающие сосуды и другие предметы быта. Переход к земледелию и скотоводству способствует более систематиче скому наблюдению жизни природы; создается возможность для восприятия выразительности формы, ритма, симметрии, которые образуют основу ком позиции орнамента. Примером орнаментально-керамических изделий мо гут служить трипольские сосуды (4—3 тысячелетия до н. э., юго-запад европейской части СССР и территория ряда Балканских стран) различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд, зигзаги, концентрические круги и т. д., имеющие разно образное смыслов значение. Из повторения одних и тех же геометриче ских знаков возникает правильный и сложный орнаментальный узор, ли нии которого в бронзовый век приобретают большую гибкость и упру гость. В орнамент включаются схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохраняющие значение и в дальнейшем. ЭПОХА БРОНЗЫ В эпоху бронзы (начало 3 и 2 тысячелетие до н. э.), с введением новых форм хозяйства и металлических орудий происходит первое крупное об щественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделяются па стушеские, занимающиеся приручением и разведением скота. Появляется ткацкий станок, совершенствуется производство. На этой основе соверша ется второе крупное разделение труда — ремесло отделяется от земледе лия. В жизни человека происходит перелом, сыгравший большую роль Первобытное искусство Эпоха бронзы на пути цивилизации: совершается дальнейший процесс разложения пер вобытнообщинных отношений, окончательно утверждается патриархат. В долине Нила, в Двуречье возникают рабовладельческий строй, клас совые государства. Объединение нескольких родов в племя, беспрекослов ное подчинение старшему в патриархально-родовом обществе, более вы сокая организация труда, накопление добавочных продуктов создало благоприятные условия для развития искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки. Стонхендж. Реконструкция Преобладающее значение получает монументальная архитектура, связанная в своем возникновении с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились тру дом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мо щи. К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней — по-гречески «мег» — большой, «лит» — камень) относятся: менгиры, дольмены и кромлехи, найденные в различных странах Европы. Одинокие сигаровидные каменные столбы — менгиры, доходящие порой до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитек туры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы, иногда их формы сближались с человеческой фигурой. Здесь намечалась тенденция герои зации образа человека, его коллектива. Менгиры являлись предметом поклонения, возможно, служили надгробиями. Они возводились на воз вышении, были центром округи. Сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающими его небольшими деревянными хижинами или землянками. Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребаль ные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных камней, пере крытых широкой горизонтальной каменной плитой. Внутреннее простран ство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, мегалитиче ские сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5—2 тысячелетиям до н. э. Они возникали и позже. Величественный характер архитектуры этого времени выразился в ал леях менгиров — вертикально поставленных огромных отвесных камнях, количество которых доходит до тысячи. Равномерно расположенные парал лельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочива ли торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный ха рактер. Аллеи менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное ,,История зарубежного искусства“ Первобытное искусство Эпоха бронзы войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлан тического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея мен гиров у Карнака в Бретани (Франция). Более сложные мегалитические постройки — кромлехи. Самый гран диозный из них возведен в Стонхендже (начало 2 тысячелетия до н. э., Южная Англия) (илл. 4) из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане — это круглая площадка диаметром в 30 м, замкнутая четырь мя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находилась большая каменная плита — возможно алтарь,— со ставлено из невысоких менгиров. Второе — сооружено из гигантских семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символи ческого смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца. Кромлех в Стонхендже — решение сложного пространственного по строения, имеющего значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые рождается центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники — взаимоотношения опоры и тя жести. В ритмическом чередовании пролетов и подпор внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады. Вид через пролеты на окружаю щий пейзаж связывает архитектуру святилища с природой. К концу существования первобытного общества, в эпоху железа (на чало I тысячелетия до н. э.) появился новый тип архитектуры — крепо сти, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканском полуострове, Закав казье. «...B их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают уже цивилизации»1. Эти и некоторые другие памятники, например спе циальные погребальные сооружения — большие камеры в курганных погребениях вождей племени,— свидетельствуют о наступающем распаде первобытного общества. В первобытном обществе существовало только безымянное художе ственное творчество, принадлежащее всему обществу, единство которого основано на кровнородовых отношениях. Оно было связано с трудовой деятельностью коллективов, с осознанием эстетической ценности труда и овеяно героизмом. С возникновением классового общества углубляется содержание искус ства, расширяются его познавательные и эстетические возможности, складываются и развиваются различные его виды, появляются художники- профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосред ственности, характерной для искусства первобытного общества
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |