Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Рим 1 страница




Древний мир

Рим

музей) или самое прославленное произведение родосской школы — группа

«Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афи­

нодором около 50 г. до н. э. (илл. 46). Страшная гибель троянского жреца

и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой нагляд­

ностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается

с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла,

отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки

снижают силу воздействия произведения. Начавшийся в 2—1 вв. до н. э.

кризис общественных отношений в эллинистических государствах нашел

выражение и в искусстве.

На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художест­

венного наследия Древней Греции и эллинизма было утрачено. Но в

каждый из этапов расцвета гуманизма впоследствии художники всего

мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли

свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, ут­

верждение ценности человека, представление об огромном воспитательном

значении искусства. Поэтому произведения античного искусства —не

только памятники давно ушедшей эпохи, но и живые образы, шедевры

человеческого творчества, которые до сих пор доставляют нам глубокую

эстетическую радость.

С угасанием эллинистических государств, с конца 1 в. до н. э.,

ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впи­

тав в себя многое из достижений художественной культуры Греции, оно

воплотило их в жизненной практике колоссальной римской державы.

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонима­

ния; суровая проза, точность и историзм мышления лежат в основе их

художественной культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифо­

творчества греков.

Практический склад римской культуры сказывается во всем — в нор­

мативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулез­

ности римского права, учитывающего все жизненные ситуации, в интере­

се к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной

прозы, в примитивной конкретности религии. Божества римлян — это по­

кровители отдельных видов человеческой деятельности, прежде всего об­

щественной (боги удачи, плодородия, добродетели, мира и т. д.). Религия

приобретает государственное значение, в ней большую роль играют тор­

жественные обряды.

Особенности трезвого, рационалистического восприятия действитель­

ности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром

и суровом реализме, который составил основу римского искусства и впо­

следствии восхищал мастеров итальянского Возрождения.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти

тысячелетие — от его зарождения в конце 6 в. до н. э. до конца 5 в. н. э.—

времени падения мировой империи. Его начало относится к периоду рес­

публики, уходящей своими корнями в родовой строй (конец 6 — конец

1 в. до н. э.). Оно достигает расцвета в период образования мировой рабо­

владельческой державы, разнородной по этническому и социальному со­

ставу, сложной по хозяйственной и общественной организации (конец

1 в. до н. э.— 476 г. н. э.). Культура Рима этого периода отличалась

большим разнообразием и пестротой форм.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Древний мир

Рим

Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного

искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь эт­

русков, и более совершенного греческого искусства. Некоторое значение

в его развитии имело искусство народов, вошедших в состав Римской

империи — галлов, германцев, кельтов и др. Вбирая разнообразные эле­

менты, римское искусство сохраняло свое оригинальное художественное

лицо.

Культура и искусство Древнего Рима решали задачи, поставленные

последним этапом развития античного общества. В то время как в грече­

ских полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества,

и соединение личных и общественных интересов было, по словам К. Марк­

са, свободной и естественной формой «активного гражданства», Римское

государство с его строгой системой управления противостояло отдельному

человеку, осуществляя насилие не только над рабами, но и над свободны­

ми подданными. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев-­

победителей, которые мало считались с общенародными интересами.

В период империи сознание разлада между личностью и мировым поряд­

ком нашло выражение в стоической философии. В утверждении превос­

ходства гражданского долга над личными интересами, в подчинении стра­

стей разуму и самосовершенствовании стоики искали выход из противоре­

чий жизни.

Исторические особенности развития определили важнейшее отличие

искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета

ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит

сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства

и рассчитанным на огромные количества людей. Главное место в скульп­

туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем

проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление

о конкретно-историческом характере человека.

Творческая мысль римлян наиболее ярко выразилась в архитектуре.

Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной

мощью. Осваивая этрусскую и греческую технику и формы, используя

эллинистическое наследие, обращаясь к традициям Древнего Востока,

беря наиболее ценное у варварских народов, римляне положили начало

новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитек­

тура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию

типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­

ства. Подлинная красота и мощь римской архитектуры не в пышной

декоративности, по в удовлетворении практических бытовых и обществен­

ных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского

населения. Ее пафос раскрывается в разумной целесообразности, в логике

структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях

и масштабах, в лаконизме архитектурной мысли.

Развитие римской архитектуры отмечено широким градостроительст­

вом. Строго организованная планировка и масштабы города отвечали

новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины

и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских

городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, са­

нитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками

и монументами. Общественная жизнь в большей мере, чем в эллинистичес­

ких городах, протекала на форуме—площади, представляющей архитектур­

ный ансамбль и являющейся центром торговой жизни столицы, ареной

политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.

Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум, к которо­

му сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ора­

торской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.

Древний мир

Рим

ИСКУССТВО

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(конец 6 — конец

1 века до н. э.)

Потребности римского общества породили много новых типов соору­

жений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др.

Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники

и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение. Рацио­

нализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в простран­

ственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских ар­

хитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.

Главным завоеванием римлян в строительстве общественных сооруже­

ний было создание огромных внутренних пространств, свободных от внут­

ренних опор. Необходимость их перекрытия способствовала развитию

мощных сводчатых и купольных конструкций известных, но ограниченно

применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника сводов стала

образцом для последующих этапов развития европейской архитектуры.

Основной формой перекрытий был круглый цилиндрический свод из

бетона и камня. Его боковое давление воспринимает опорная стена,

играющая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух ци­

линдрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах)

и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод,

который при равенстве пролетов дает в плане квадрат. Внутренняя по­

верхность сводов образует в пересечении острые края, ребра, в основании

которых сосредоточивается все давление свода. Это дало возможность

прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену

отдельными столбами, принимающими на себя давление арки. Вытянутые

в длину помещения обычно делились на квадраты и перекрывались цепью

крестовых сводов. Это порождало эффектное расчленение пространства

зал-галерей. Из равномерно поднимающегося перекрытия круглого в пла­

не пространства возник купольный свод, образующий полушарие, покоя­

щееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения

перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сфериче­

ским куполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только

на середину боковых стен, а переход от формы окружности к многоуголь­

нику заполнялся вогнутыми сферическими — «парусами».

Переход к сводчатым конструкциям совершился с введением на рубе­

же 3—2 вв. до н. э. прочного водоупорного римского бетона, состоящего

из известкового раствора, вулканического песка и щебня. Благодаря

прочности материала (обожженного кирпича, туфа, травертина), несокру­

шимой связующей силе раствора и тщательности выполнения памятники

римской архитектуры смогли тысячелетия противостоять натиску при­

роды и общественным потрясениям.

При всех достижениях римской архитектуре свойственны и черты

противоречивые. Гуманистическое начало, благородное величие и гармо­

ния, составлявшие первооснову греческого искусства, в Риме уступают

место стремлению возвеличить государственную власть императоров,

военную мощь. Это порождало устремленность к масштабным преувели­

чениям, пышности, внешним эффектам, приводило подчас к ложному

пафосу громадных сооружений, резко контрастирующих с жалкими ла­

чугами бедняков, тесными кривыми улицами и городскими трущобами.

К концу 6 в. до н. э. Рим — аристократическая рабовладельческая рес­

публика. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем

Средиземноморье, он становится к середине 2 в. до н. э. могучей державой.

Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогащал государ­

ство, способствуя росту имущественного неравенства и углублению клас­

совых противоречий. Восстания рабов, такие, как Сицилийские (2 в. до

н. э.), и восстание Спартака (1 в. до н. э.), потрясали республику.

Древний мир

Рим

В республиканский период сложились основные типы римской архи­

тектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных

войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монумен­

тальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших

дней. Оборонительная стена Рима (возникшего еще в 8 в. до н. э. на

трех холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале) представляет собой одно

из знаменитых произведений инженерного искусства античности. Сложен­

ная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объе­

диняли различные части страны.

К числу

знаменитых сооружений

относится ведущая к Риму Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.) для дви­

жения когорт и гонцов; это первая из сети дорог, покрывших позже всю

Италию. Около долины Ариччи дорога шла по массивной стене 197 м

длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными

арочными пролетами для горных вод. Мощенная толстым слоем бетона,

щебня, плитами лавы и туфа, она была дополнена во 2 в. до н. э. акведуком

(водопроводом). В следующие века Рим становится наиболее богатым водой

городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г.

до н. э.), перекинутые через широкие пролеты, пробегающие десятки

километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его

окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж. К древнейшим свод­

чатым конструкциям относится сточный канал Клоака Максима в Риме,

существующий до наших дней.

С распространением римского владычества на Древнюю Грецию и Вос­

ток в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.

Приток богатств из завоеванных стран в течение 3 — 1 вв. до н. э. изме­

няет нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточи­

тельство. Римские храмы, виллы, дворцы превращаются в своего рода

музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявляется прежде всего в обраще­

нии к ордерной системе. Однако римляне приходят к новому пониманию

ее значения. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конст­

руктивную роль, в Риме он используется главным образом в декоратив­

ных целях. Это происходит потому, что опорные функции в римской архи­

тектуре выполняет стена. Большое место поэтому принадлежит арке,

опирающейся на массивные столбы. Колонны не были способны нести на

себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными

перекрытиями и лишь в аркадах сохраняют конструктивную роль, при­

чем чаще оформляются в пышном коринфском ордере. Кроме того, рим­

ляне заимствовали у этрусков тосканский ордер, колонна которого отли­

чается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного

фриза и каннелюр. В императорский период возникает особая разновид­

ность коринфской капители в виде комбинации ее с капителью ионической.

Древнейшим местным типом римского храма был круглый периптер.

Таков небольшой храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.). Его массивное

со сводчатыми пролетами основание создает переход от каменистой скалы,

которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринф­

ского ордера. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропор­

циям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доми­

нирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют

с бурным каскадом водопада.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа

жилого дома. Лучшие его образцы сохранились в Помпеях («Дом Пансы»,

«Дом Фавна», «Дом Веттиев»). По большей части — это одноэтажный дом,

который состоял из парадного помещения — атриума, открытого двора —

перистиля (одного или нескольких),

замкнутого жилыми комнатами Рим

Декоративная живопись

Скульптура

и мраморной колоннадой; перистиль украшался фонтаном, статуями,

цветниками. В отличие от греческого в римском доме все помещения рас­

полагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Атриум осве­

щался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши

в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мрамор­

ный бассейн. Чувством спокойного бытия веет от помпейских домов,

их перистилей; лишенные фасадной обработки, дома приобретают внутри

привлекательный вид благодаря украшающим их фрескам и мозаикам.

Контрастом одноэтажным домам богатых людей были многоэтажные дома,

сдававшиеся в наем,— в них обитал римский народ, плебеи.

С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат

в римских домах на основе греческой традиции разрабатывается система

стенных росписей. Примеры помпейских росписей знакомят с основными

чертами античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. По харак­

теру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно на­

званные стилями. Первый стиль (инкрустационный), распространенный во

2 в. до н. э., имитирует кладку стен квадрами разнообразного мрамора

и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). В начале 1 в. до н. э. получает разви­

тие второй помпейский стиль (архитектурно-перспективный). В нем стены

расчленяются живописно-иллюзорно исполненными колоннами и порти­

ками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространст­

во интерьера. Между колоннами появляются картины, часто воспроизво­

дящие произведения греческих художников. В их композициях раскры­

ваются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин («Вилла ми­

стерий» близ Помпей) (илл. 58). Третий стиль

(ориентализирующий)

(илл. 59) получает развитие в эпоху империи с конца 1 в. до н. э. Его

отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные компо­

зиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены.

Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины

какого-нибудь древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, юве­

лирно выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнат («Дом

столетней годовщины»). Четвертый (декоративный) стиль распространяется

позже — в 1 и 2 вв. н. э. Фантастические и динамичные архитектурные

декорации разрушают замкнутость стены. Художник вводит росписи

в виде театральных декораций, воспроизводящих фасады дворцов, вид­

неющихся через окна садов («Дом Веттиев» в Помпеях).

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятни­

ков, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскры­

тием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф

с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф

являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­

лики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э.,

Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экс­

прессивностью (илл. 49). Однако лучшее из художественного наследия

римской скульптуры — портрет. В Риме возникает его новое понимание.

В отличие от греческих мастеров, подчиняющих даже в портрете инди­

видуальный образ идеальному типу, римские художники пристально

и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами.

В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм,

острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обоб­

щить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в порт­

—3568

66.

Древний мир

Рим

ИСКУССТВО

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

(конец 1 века до н. э.—

476 г. н. э.)

ретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за кото­

рыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей.

Зарождение римского портрета связано с древним заупокойным куль­

том предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с лиц

умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных

торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные про­

цессии. Позже эта традиция питается практической потребностью сохра­

нения для потомства точного изображения данного лица как индивидуаль­

ности, прославления участников исторических событий.

Стиль римских портретов эволюционировал. Он последовательно отра­

жал изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов, идеалов.

Портретам республиканской эпохи, при документальной точности вос­

произведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость

линий. Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но

запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной

общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравствен­

ной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей. Идеалом

эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического

склада ума, хранитель строгих нравов. Остро индивидуален портрет рим­

лянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скеп­

тической складкой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин,

Музей). Гражданственные идеалы республиканской поры

воплощены

в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего

возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга. Образ

Авла Метелла (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей)

(илл. 48) овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент

обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой

собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено

в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые

движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок

и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблест­

ного оратора.

Скульпторы эпохи Республики создавали не только портретные бюсты,

но и групповые портреты семьи и родственников. Их возникновение объ­

ясняется строгим семейным укладом древнеримской общины. Примером

такого группового портрета является изображение в надгробной стеле

римлянина Вибия и членов его семьи (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан)

(илл. 50)

Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю

замкнутость. Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к ок­

ружающей среде. Как и в греческом искусстве, человек находит опору

в себе самом.

В конце 1 в. до н. э. Римское государство из республики превращается

в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в классо­

вой борьбе, наступившее в начале принципата Августа,— стимулировал

высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки ха­

рактеризуют период правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.)

как «золотой век» Римского государства. С ним связаны прославленные

имена Витрувия — архитектора и теоретика, историка Тита Ливия, поэтов

Вергилия и Горация.

Официальным направлением в искусстве становится «августовский

классицизм». Римские художники ориентируются на великих мастеров

Греции времен Фидия, но естественность греческой классики сменяется

рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной.

Древний мир

Рим

Архитектура

7 Hi-

Рим получает совершенно новый облик, необходимый для престижа

мировой столицы. Умножается количество общественных зданий, строятся

форумы, мосты, акведуки, возрастает богатство архитектурного убранства.

По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедли­

вости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мрамор­

ным». Город поражал современников необозримостью площади — ни

с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в рос­

кошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колонные портики,

сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бас­

сейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает

храм в Ниме (начало 1 в. н. э., Южная Франция) (илл. 51), принадлежа­

щий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее про­

странство. В нем сочетаются черты греческого периптера с элементами

итало-этрусского храма, расчлененного на открытый портик и замкну­

тую целлу (святилище). Классические формы коринфского ордера строго

соблюдены, пропорции стройны, целла окружена полуколоннами, сли­

вающимися со стеной; свободно стоящие колонны сохраняются лишь на

фасаде. Они лишены пластической выразительности, присущей греческой

архитектуре. В композиции целого и в каждой детали проступают воле­

вое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок хо­

лодной официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм

поднят на высокий подий (основание). В отличие от греческого храма он

рассчитан на фронтальное восприятие, в нем подчеркнут один вход с па­

радной лестницей и открытым со всех сторон шестиколонным портиком.

Наряду с господствующим классическим течением продолжает разви­

ваться исконная местная традиция архитектуры, имеющая чисто практи­

ческое значение. Она ярко выражена в инженерных постройках. Отмечен

печатью мудрой простоты замысла и умением достигнуть художествен­

ного результата при помощи немногих, но выразительных средств Гард­

ский мост в Ниме. Свободный ритм двухъярусных мощных аркад одина­

ковых размеров и соответствующих членений оттенен частым ритмом арок

(пролет 5 м) третьего, более облегченного яруса. Крупные рустованные

(необработанные) камни выявляют грандиозность размера сооружения

(высота 49 м) и подчеркивают связь с суровой природой.

Искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей

эры, хотя общественные противоречия в это время усиливаются. Импера­

торская власть приобретает тиранический характер, учащаются конфлик­

ты с сенатом, нарастает недовольство низших слоев населения метрополии

и провинций. Однако

финансовые реформы, упорядочение аппарата

управления, приток богатств из провинций, укрепление внешнего поло­

жения, привлечение провинциальной знати различного племенного проис­

хождения к управлению государством — все это не могло не вызвать из­

вестного подъема общественной жизни. Переживают высокий расцвет про­

винции. Рим превращается в империю рабовладельцев Средиземноморья.

Конец 1 и начало 2 в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) —

время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним

республиканским Форумом возводятся предназначенные для торжествен­

ных церемоний

форумы императоров

(илл. 55), стремящихся увеко­

вечить себя пышными сооружениями (Форум Траяна). Строятся много­

этажные дома, которые определили облик Рима и других городов импе­

рии. До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских

дворцов эпохи Юлиев, Флавиев, Северов. Порождением всего склада импе­

раторского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие воен­

ные победы Римского государства. Триумфальные арки и колонны возво­

дились не только в Италии, но и в провинциях.

Древний мир

Рим

У входа на римский Форум в память победы римлян в иудейской

войне была воздвигнута мраморная триумфальная арка Тита (81 г. н. э.)

(илл. 54). Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная

арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной

Императорские форумы в Риме. План

группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива класси­

ческим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступаю­

щий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и те­

ни усиливают пластическую и живописную выразительность ее форм.

Среднюю часть арки замыкают две летящие фигуры богини победы —

Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Пространство арочного

пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверх­

ности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенны­

ми рельефными композициями, изображающими торжественное шествие

триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усиливает

глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров

как бы вторят триумфальной теме архитектуры.

Позднее были воздвигнуты более сложные трехпролетные триумфаль­

ные арки: Септимия Севера (3 в.), Константина (4 в.).

Древний мир

Рим

Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный

тип театра и амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением.

Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зри­

телей вырубались в скалах, то римские театры представляли собой само­

стоятельные здания в центре города. Амфитеатры предназначались для




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.