Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар № 2




Тема: «Методы расчета основных макроэкономических показателей»

(2 часа)

Семинар проводится в интерактивной форме и предполагает работу всех присутствующих по расчету основных макроэкономических показателей Системы Национального Счетоводства (СНС): валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), чистого национального продукта (ЧНП), национального дохода (НД), личного дохода (ЛД) и располагаемого дохода (РД).

Студенты получают от преподавателя индивидуальное задание на расчет (в соответствии с существующей в СНС методикой) тех или иных макроэкономических показателей.

Для этого каждый студент получает, одновременно с заданием, контрольные параметры, характеризующие состояние национальной экономики на заданный период. Затем осуществляется процесс расчета, в ходе которого студенты могут получить необходимые консультации у преподавателя. Итоги расчета оформляется индивидуальной запиской, которую каждый присутствующий сдает для проверки преподавателю.

Ключевые понятия и категории, знание которых необходимо на семинаре:

система Национального Счетоводства (СНС); национальные счета; валовый внутренний продукт (ВВП); валовый национальный продукт (ВНП); повторный счет; конечные товары и услуги; продукция; работы (услуги); измеренный методом потока расходов; личные потребительские расходы; валовые внутренние частные инвестиции; государственные (правительственные) закупки товаров и услуг; чистый экспорт; ВНП, измеренный методом потока доходов; национальный доход (НД); факторные доходы; заработная плата; рентные платежи; процент; прибыль; номинальный ВНП; реальный ВНП; дефлятор ВНП; личный доход; располагаемый доход; резиденты; нерезиденты.

 

Тестовые задания для усвоения и запоминания.

1. Первая макроэкономическая модель была разработана в трудах:

а) Франсуа Кенэ;

б) Альфреда Маршалла;

в) Джона Мейнарда Кейнса.

г) Антуана де Монкретьена.

 

2. Что из приведенного списка не является макроэкономической моделью:

а) торговля на Московской фондовой бирже;

б) валовой внутренний продукт;

в) деловой цикл;

г) национальный доход.

 

3. Все нижеперечисленное относится к основным целям макроэкономического развития в условиях рыночной экономики, за исключением:

а) обеспечения социального равенства;

б) обеспечения роста национального производства;

в) обеспечения эффективной занятости;

г) обеспечения платежного баланса страны.

 

4. Какую из нижеперечисленных проблем не изучает макроэкономика:

а) факторы экономического роста в стране;

б) увеличение объема денежной массы в сфере обращения;

в) динамику продаж на рынке туристических услуг;

г) уровня занятости в стране.

 

5. К основным макроэкономическим показателям относятся нижеперечисленные. Исключение составляет:

а) национальное богатство;

б) издержки производства в добывающих отраслях экономики;

в) национальный доход;

г) располагаемый доход.

 

6. Слово «национальный» в словосочетании «валовый национальный продукт» (ВНП) указывает на то, что при расчете данного показателя учитываются только продукты:

а) произведенные факторами производства, собственниками которых являются граждане страны;

б) потребленные национальными домохозяйствами;

в) созданные национальными фирмами и национальными домохозяйствами;

г) созданные на территории страны.

 

7. Согласно методу расчета ВВП «по расходам», величина ВВП определяется путем:

а) сложения потребительских расходов отечественных домохозяйств и чистого экспорта;

б) сложения инвестиционных расходов отечественных фирм и государственных расходов;

в) сложения потребительских расходов отечественных домохозяйств, инвестиционных расходов фирм и домохозяйств, государственных закупок и чистого экспорта;

г) сложения только расходов домашних хозяйств.

 

8. Прилагательное «внутренний» в словосочетании «валовый внутренний продукт» (ВВП) указывает на то, что при расчете данного показателя учитываются только продукты:

а) произведенные фирмами, расположенными на территории страны;

б) потребленные отечественными домохозяйствами;

в) произведенные из отечественных ресурсов;

г) потребленные всеми субъектами экономики.

 

9. Номинальный ВНП измеряется:

а) в базовых ценах;

б) в рыночных текущих ценах;

в) в экспортных ценах;

г) в ценах импорта.

 

10. Дефлятор ВНП равен отношению:

а) реального ВНП к номинальному ВНП;

б) номинального ВНП к реальному ВНП;

в) номинального ВВП к реальному ВНП;

г) номинального ВНП к реальному ВВП.

Литература:

Основная:

Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Экономика: учебник для ВУЗов – М.: Изд-во «Гелиос АРВ», 2011. Глава 14.

Курс экономической теории: учебник/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 7-е изд. доп. и перераб. – Киров: «АСА», 2011. Глава 16.

Современная экономика: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. О.Ю. Мамедова – М.: КНОРУС, 2010. Лекция 12; лекция 13.

Щеглов А.Ф. Экономика: Альбом схем. Учебное пособие для студентов юридического факультета. – М.: РАП, 2009. Тема 18; тема 19.

Дополнительная:

Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. Глава 8, п. 8.1.

Воробьев Е.М. Экономическая теория: курс лекций – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2009. Тема 13.

Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник/4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. Глава 12.

Липсиц И.В. Экономика: учебник – М.: КНОРУС, 2011 (для бакалавров). Глава 10.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

 

Прохождение дисциплины студентами, обучающимися по «классической» заочной форме и студентами, обучающимися в группе «выходного дня» несколько отличается. В частности, студенты – «классики» начинают изучение дисциплины в ходе установочных занятий уже во 2-ом семестре, когда они обязаны посетить 4 часа лекций и подготовиться к семинару №1 (2 часа). Завершается изучение дисциплины уже в 3 семестре (4 часа лекций, 2 часа семинара №2 и сдача устного экзамена как формы итоговой аттестации по дисциплине). Напротив, студенты, обучающиеся по заочной форме в составе группы «выходного дня» осваивают весь объем дисциплины в ходе одного, 3-го семестра.

Объем дисциплины, как отмечалось во введении, определяется ее статусом – она отнесена к перечню обязательных дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП подготовки бакалавров юриспруденции. Он достаточно велик: 4 зачетные единицы или 144 часа учебной работы. Структурно курс состоит из трех разделов – вводного, микроэкономического и макроэкономического.

Самой важной особенностью образовательного процесса при обучении по заочной форме является то, что доминирующим видом учебной деятельности студента является его самостоятельная работа по освоению программного материала. В учебном плане по дисциплине «экономика» на самостоятельную работу при «классической» форме обучения отведено примерно 92% всего бюджета учебного времени (90 % - при обучении в составе группы «выходного дня»).

Если при оценке роли и значения самостоятельной работы учитывать в первую очередь форму обучения, то лишь у студентов очной формы обучения она имеет некий второстепенный статус (закрепление и углубление знаний, получаемых на аудиторных занятиях в сетке расписания). В случае же заочной формы обучения самостоятельной работе принадлежит первенство активного поиска и приобретения новых знаний.

В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной учебной программой обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати и в Интернете. Зачастую в курсе встречаются категории, требующие уточнения, перевода их смысла на русский язык. Отсюда возникает необходимость использования соответствующих энциклопедий и словарей.

Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует знания общенаучных методов и, прежде всего, методов формальной логики, умения использовать их при изучении процессов реальной экономики. В частности, речь идет о методе научной абстракции, что позволит в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл категорий экономики как науки.

Упомянутые категории взаимосвязаны: уяснение одной из них становится обязательным условием уяснения последующей. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста учебника, но и стремление к их осмыслению, построению тот час же на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию изучаемых категорий.

Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, кроме того, творческий поиск в реальной хозяйственной жизни фактических примеров, подтверждающих и иллюстрирующих теоретические положения курса. И здесь уместно указать на необходимость выполнения каждым студентом предусмотренного учебным планом письменного контрольного задания по тематике, предложенной кафедрой.

Контрольное задание – самостоятельная работа, выполняемая в сроки, устанавливаемые кафедрой (но не позднее месяца до начала экзаменационной сессии). Главной целью контрольного задания является не только демонстрация автором своего знания экономических явлений и процессов, но и умение самостоятельно и творчески мыслить, убедительно и логично анализировать действительность, актуальные проблемы социально-экономической реальности и экономической науки. Предлагаемые темы контрольных заданий (см. Приложение 1) формулируются так, чтобы исключить в наибольшей степени возможность их раскрытия путем достаточно примитивного переписывания текста из соответствующих учебников или «скачивания» из Интернета. Следовательно, при написании текста задания студенту необходимо проявить как определенные способности к самостоятельному поиску и анализу необходимой информации, так и ее осмыслению и лаконичному воспроизведению в письменной форме.

Общий объем работы не должен превышать 10 страниц машинописного текста на бумаге формата А4 шрифтом 14 через полтора интервала. Несмотря на творческий характер работы, ее оформление осуществляется, тем не менее, в строгом соответствии с правилами библиографического стандарта, с постраничными сносками на источники, с приведением списка используемой литературы1.

Имеет смысл привести небольшой план работы, а в завершении – авторские выводы по ней. На первом листе (в «шапке», вверху страницы) указывается кафедра (философии и социально-гуманитарных дисциплин), дисциплина (экономика); ниже, по центру – тема работы, а затем данные о студенте (курс, группа, факультет, форма обучения, фамилия, имя, отчество).

____________________________________

[1] Правила упомянутого стандарта подробно охарактеризованы в изданиях: Организация учебной деятельности студентов – М.; РАП, 2011, Глава 3; Контрольная работа студента: структура и оформление. Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения.

Тема контрольного задания для его выполнения определяется преподавателем на первом аудиторном занятии со студентами курса. Выполняется задание в электронном варианте и в соответствии с установленными правилами, по электронной почте направляется на проверку преподавателю. Результаты проверки проставляются в электронной ведомости.

Особенностью изучаемой дисциплины является использование в экономическом анализе количественных методов, что требует знания элементарных основ математического анализа. Наличие простейшего справочника по математике будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша и бумаги, поскольку экономика активно использует при анализе хозяйственных процессов графические модели.

Из вышесказанного вытекает: на аудиторные занятия при заочной форме обучения отводится менее 10% общего бюджета учебного времени – 12 часов по «классической» форме обучения и 14 часов при обучении в составе группы «выходного дня».

Лекции (8 часов для заочников – «классиков» и 10 для группы «выходного дня») традиционно относят к тем формам учебного процесса, которые в значительной степени определяют его общую направленность и содержание. Их предназначение – вооружить студентов в ходе непосредственного общения с преподавателем знанием ключевых законов и категорий экономической науки. Лекция предполагает не только раскрытие содержания обозначенной темы, но и выдачу методических советов и рекомендаций на самостоятельную работу, ответы на вопросы. Именно поэтому студенту – заочнику настоятельно рекомендуется не только не пропускать ни при каких обстоятельствах столь редкие лекционные занятия, но и с полной отдачей работать на них, внимательно слушая лектора, успевая и переосмысливать сказанное им, и в конспективной форме записывать ключевые положения темы.

Семинары (общий объем их совсем невелик даже при сравнении с лекциями) предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных в ходе самостоятельной работы и на лекциях, выработки у студентов самостоятельного, творческого мышления, приобретения опыта применения теоретических положений при анализе сложных и противоречивых процессов, протекающих в реальной хозяйственной жизни общества. В Государственном федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра юриспруденции содержится прямое указание на необходимость формирования у студентов целого комплекса компетенций, без которых выполнение выпускником юридического факультета своих профессиональных обязанностей после завершения обучения будет весьма проблематичным. Это усиливает значение практико-ориентирующей и контрольной функций семинара. Не случайно стандарт обязывает широко применять в учебном процессе так называемые интерактивные формы обучения, которых должно быть не менее 20% от общего времени аудиторных занятий. Настоящей программой предусмотрено проведение в подобной форме семинарских занятий, что составляет 33,3% аудиторных занятий для заочников – «классиков» и 28,5% аудиторных занятий для заочников группы «выходного дня». Методические указания по их проведению даны непосредственно в планах семинаров.

Изучение дисциплины завершается аттестацией в форме устного экзамена. Вопросы для повторения материала приводятся в тексте данного учебно-методического комплекса. Кроме того, хорошим подспорьем при подготовке к устному экзамену является выполнение тестовых заданий для самопроверки по ключевым темам курса. Перечень заданий приведен в Приложении 2.

 

Литература

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (с изм. и доп.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01 1996 года № 14-ФЗ (с изм. и доп.).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (с изм. и доп.).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (с изм. и доп.).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07 1998 (с изм. и доп.).

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.).

Закон Российской Федерации от 21.03.1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Федеральный закон от 14.01.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Федеральный закон от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральный закон от 08.05.1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Федеральный закон от 17.081995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Федеральный закон от 21.07.1997 года № 1230-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.08.1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Федеральный закон от 26.07.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-Р.

 

 

Специальная и научная литература

А) Основная

Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2010.

Воробьев Е.М. Экономическая теория: курс лекций – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2008.

Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

Кураков Л.П. Экономика: учебник для вузов – М.: Изд-во «Гелиос АРВ», 2011.

Курс экономической теории: учебник – 7-е изд., доп. и перераб. /под ред. проф. Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 2011. *

Липсиц И.В. Экономика: учебник – М.:КНОРУС, 2011.

Математика для юристов /под ред. Д.А. Ловцова – М.: РАП, 2009.*

Организация учебной деятельности студентов: учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011.*

Современная экономика: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. О. Ю. Мамедова. – М.: КНОРУС. 2010.*

Щеглов А.Ф. Экономика: альбом схем. Учебное пособие для студентов юридического факультета. – М.: РАП, 2009.*

 

Б) Дополнительная

Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: практикум – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2011.

Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное. – М.:Эксмо, 2007.

Бём-Баверк О. фон. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. – М.: Эксмо, 2009.

Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса /пер. с анг. – Спб.: Экономическая школа, 2008.

Бункина М.К. Национальная экономика: учебник для вузов. – М.: Издательство «Палеотип»; Издательский Дом «Деловая литература»: Издательство «Логос», 2002.*

Булатов А.С. Национальная экономика: учебное пособие – М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011.

Веблен Т. Теория праздного класса – М.: Прогресс, 1980.

Веблен Т. Теория делового предприятия – М.: Дело, 2007.

Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008.

Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество – М.: Эксмо, 2008.

Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономика как синергетическая сиситема – М.: ЛЕНАД, 2010.

История экономических учений (современный этап) /под.ред. А.Г. Худокормова – М.: ИНФРА-М, 2007.

Касьянов А.А. Словарь-справочник руководителя – Ростов на Дону: Ростиздат, 2007.

Кирдина С.Г. Институциональная самоорганизация экономика: теория и моделирование – М.: Институт Экономики РАН, 2008.

Кондратьев Н.Д. Большие циклы коньюктуры и теория предвидения – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2002.

Коуз Р. Фирма. Рынок. Право – М.: Дело, 1993.

Кругман П. Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата – М.: Эксмо, 2009.

Левита Р.Я. История экономических учений: полный курс в кратком изложении – М.: ИНФРА-М, 2001.*

Леонтьев В. Избранные произведения в 3-х т. – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2006.

Либман А.М. Политико-экономические исследования и современная экономическая теория – М.: Институт Экономики РАН, 2008.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: учебник – М.: ИНФРА-М, 2009.

Маневич В.Е. Кейнсианская теория и российская экономика – М.: Ком Книга, 2010.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т.1. Кн. 1 Процесс производства капитала – М.: Политиздат, 1988.*

Маршалл А. Основы экономической науки – М.: Эксмо, 2008.

Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории – Челябинск: Социум, 2008.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс – Спб.: Питер, 2009.

Назаренко В.И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и Россия – М.: Институт Европы РАН; Русский сувенир, 2009.

Носова С.С. Экономическая теория. Дистанционное обучение: учебное пособие – М.: КНОРУС. 2008.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002.*

Рикардо Д. Начала политической экономики и налогового обложения – М.: Эксмо, 2008.

Российская школа социально-экономической мысли: истоки, принципы, перспективы /под. общ. ред. Ю.В. Якутина – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2010.

Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009.

Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика – М.: ООО «АСА», 2009.

Слуцкий Е.Е. Экономические и статистические произведения: избранное. – М.: Эксмо, 2010.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2008.

Сухарев О.С. Институциональная экономика: теория и политика. – М.: Наука, 2008.

Сухарев О.С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения. – М.:Финансы и статистика, 2010.

Сухарев О.С. Теория эффективности экономики. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Тобин Д. Денежная политика и экономический рост. – М.: URSS, 2010

Физиократы. Избранные экономические произведения: Ф.Кепэ, А.Д.-Ж. Тюрго и др. – М.: Эксмо, 2008.

Фридман М. Капитализм и свобода. – М.: Новое издательство, 2006.

Хайек Ф. Цены и производство. – Челябинск: Социум, 2008.

Хейне П. и др. Экономический образ мышления /-10-е изд. – М.: ООО «ИД». 2007.

Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. /-4-е изд. – М.: Теис, 2010.

Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Эксмо, 2007.

Экономика. Тесты. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

Экономика общественного сектора: учебник. /под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. – М.: ИНФРА-М. 2009.

Эффективный рынок капитала: экономический либерализм и государственное регулирование /под общ. ред. И.В. Костикова: в 2 т. – М.: Наука, 2004.

Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2002.*

Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учебное пособие – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.

 

 

Примечание: звездочкой (*) помечены издания, имеющиеся в библиотеке РАП.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.