Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития психологического знания. Первый этап




Психология прошла определённый путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе (5 век до нашей эры, Платон, Гераклит, Демокрит).

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира. Представители этой ветви толковали душу как животворящее тело, существо или орган, представленную в виде мелких шаровидных подвижных атомов. «Душа состоит из соков, наполняющих тело», говорил Гиппократ. Отсюда появилось учение о темпераментах, где каждый соответствовал своей жидкости: кровь, желчь, слизь…

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАПЫ

Психология прошла определённый путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике.

В этом вопросе мы рассмотрим второй, третий и четвертый этапы развития психологии.

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Он выделил критерии отличия психических процессов от жизненных (физиологических). Рефлекс управляется душой. Позиция Декарта известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция». Он считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остаётся наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «всё то, что происходит в нас», всё то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.

Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Появляется понятие «создание», под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Но тем не менее еще долго сознание рассматривали как отдельный процесс. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевио-ристический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии. В этом заключался третий этап развития науки.

А вот четвёртый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.