КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения Соборного Уложения 1649 года
Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, имел свои источники. Источниками Уложения являются: судебники; указные книги приказов; царские указы; думские приговоры; решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора); "Стоглав"; новоуказные статьи о "разбоях и душегубстве" (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 гг.), которые вошли в корпус правовых норм Уложения уже после 1649 года. 14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Петр I Алексеевич (1682–1725) В начале 1690-х гг. курс первых петровских реформ начал формироваться спонтанно. Они являлись в тот период вынужденными мерами, последовательными оперативными мероприятиями, которые были направлены на укрепление российской армии и флота и создание военной промышленности, достижение победы в Северной войне (1700–1721). В политической сфере выделяют следующие реформы: Преобразования в экономической сфере: 6) на предприятиях Петровской эпохи использовали крепостной труд. Петр I часто прибегал к принудительным методам реорганизации экономики, что привело к 1715 г. к разорению почти половины российского купечества. Преобразования в социальной сфере, дворянство: 4)Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый публичный театр, первая газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Вводится западное платье для дворян, бритье бород, курение, ассамблеи
Политика Петра в отношении крестьянства: 1) с 1705 г. стала действовать рекрутская повинность: деревни каждый год должны были выставлять рекрутов для пожизненной службы в регулярной армии; 2) подушная перепись 1718–1724 гг. позволяла ввести паспортный контроль за передвижениями крестьян; 3) на смену прежнему подворному налогообложению пришло новое подушное – с крестьянской души. Итоги и значение: 2) в большей части удалось преодолеть технико-экономическую отсталость страны; 3) однако основной отраслью хозяйства по-прежнему оставалось сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, что значительно задерживало рост производительных сил в России; 4) отсталость страны по-прежнему проявлялась и в структуре внешней торговли, так как главным предметом русского экспорта оставались не промышленные товары, а сельскохозяйственное сырье. В вывозе товара морским путем по-прежнему лидировали иностранные купцы; 5) малоразвитость станы проявлялась также в низком удельном весе городского населения; 6) несмотря на все негативные стороны, главным образом на то, что реформы проводились на крепостнической основе, преобразования Петра I дали большой толчок для социально-экономического развития страны.
15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России. Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Правление Екатерины (1762-1796). При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. В 1783 г. была основана Российская академия, которая имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице.В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована.В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель. Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. Она была распущена в 1768 г. Екатерина пошла по пути ужесточения крепостного права. Были изданы указы, позволявшие помещикам по своему произволу ссылать крестьян в Сибирь; крепостным было запрещено жаловаться на помещиков. Такая политика привела к мощной крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Крестьянская война заставила Екатерину II провести серию реформ по централизации органов управления. Губернская реформа 1775 г. 7 ноября 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи.» Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных.21 апреля 1785 г., были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворянство освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. В 60-70-е годы XVIII в. она сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. В Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Генеральная линия развития русского просвещения шла по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. 16. Русская культура в ХVIIIв. Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко. В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир,В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе. XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д .Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А .П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник». 17. Европа в ХVIIIв.: Европейское Просвещение и рационализм. Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он характеризовался научно-техническим прогрессом и ролью художественной культуры в нем. С середины XVI столетия в странах Европы развивается стиль барокко, наложивший отпечаток на все виды искусства, особенности научной и философской мысли, на различные стороны жизни и быта. Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, пристрастия к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствие прямых линий. В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах - в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании - в реалистической живописи Х. де Реберы и Ф. Сурбарана. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. В живописи самостоятельными жанрами становится пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт. Настоящий расцвет переживал европейский театр (во Франции работали блестящие драматурги - Корнель, Расин, Мольер). В Европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль классицизма. Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров (от «высоких» до «низких) строгие содержательные границы и четкие формальные признаки. В архитектуре это проявилось в логичности планировки, геометризме объемной формы. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов, сдержанный декор. Для театрального искусства характерны торжественный статичный строй спектаклей, размеренное чтение текста. Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи становится француз Н. Пуссен. Однако XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения; научное знание, распространяется и выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, становится предметом обсуждения людей.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |