Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Александра




Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.

 

Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:
1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;
2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;
3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;
4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Подготовка реформы
В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.
1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.
2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.
3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.
4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.
5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.
Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.
Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Земская реформа 1864 г.:
1) изменила всю систему местного управления;
2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;
3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;
4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;
5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:
1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;
2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;
3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.
1.Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.
2. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.
3. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.
4.Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:
Она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:
В сфере образования произошли значительные изменения;
1) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;
2) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.
Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы.

21. Русская культура ХIХ вв.

XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.
Образование и просвещение. В Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С. петербургский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наиболее известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Лев Толстой и многие другие.
Наука. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.
Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.К Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, которому принадлежат такие произведения как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель таких произведений — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия.
Живопись. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.
Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению нового типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.
Музыка. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.