КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смерть и процесс умирания
Замечали ли вы, что люди стараются избегать употребления слова «смерть»? Друзья и родственники умершей женщины скорее скажут «она нас покинула» или «ее больше нет с нами», чем «она умерла». Даже привыкшие к смерти врачи и медицинские сестры обычно используют формулировку «больной скончался». Возможно, вы когда-нибудь задумывались и над тем, почему страховка, выплачиваемая в случае смерти, называется «страхованием жизни». Многим старым людям приходится пережить смерть своего супруга, друзей, братьев и сестер, а иногда —даже собственных детей. Очень часто старикам бывает необходимо как-то выразить свое горе, но окружающие игнорируют эту их потребность. До недавних пор тема смерти была запретной, и ее старались всячески избегать. Даже если человек был болен неизлечимой смертельной болезнью, его родственники и друзья убеждали его, что он будет жить. Вайсман (Weisman, 1972) назвал это «заговором молчания». Умирающий человек не мог рассчитывать на честный ответ, спрашивая о своих перспективах на будущее. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) многое сделала для того, чтобы смерть перестала быть запретной темой. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов. § Отрицание. Узнав о том, что его болезнь смертельна, больной уверяет себя, что это ошибка. Он уверен, что диагноз поставлен неправильно или врачи что-то перепутали. § Гнев. Потом больной задает вопрос: «Почему именно я?» и начинает роптать на Бога, судьбу или кого-нибудь еще, кого считает вин6ватым. 0чень часто больные обвиняют в своей болезни врачей. § Депрессия, Больной теряет интерес к жизни, его охватывает отчаяние и чувство полной безнадежности. § Торг. Больные обещают все, что угодно, в обмен на продление своей жизни. Некоторые из них обещают своим врачам бросить курить, пить или не есть сахара, если те помогут им сохранить жизнь. Другие обещают Богу начать праведную жизнь. § Приятие. На последнем этапе у больных наступает внутреннее опустошение. Хотя они не становятся веселыми, у них в душах воцаряется мир, и в концов они смиряются с неизбежностью смерти. Кастенбаум и Коста (Kastenbaum and Kosta, 1977) подвергли критике предложенную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. Они утверждали, что не все умирающие проходят через каждый из этих этапов. Кроме того, не всегда охраняется очередность этапов. Они также выражали озабоченность тем, что друзья и родственники будут относиться к умирающим без должного понимания и сострадания, если им станет известно о существовании таких этапов. Они будут считать, что какое-либо переживание умирающего — «это просто очередной этап». Повысившийся в последнее время интерес к смерти и возросшая забота об умирающих послужили толчком для возникновения в США движения по открытию хосписов. Хоспис — это место, где неизлечимый больной может спокойно и достойно умереть. Услуги хосписа могут быть предоставлены умирающему больному на дому или в специальном учреждении. Главное внимание в хосписах уделяется тому, чтобы к больным относились с пониманием и уважением. Пациенты и члены их делятся друг с другом своими чувствами, разговаривают о смерти и планируют похороны. У умирающего вырабатывается более спокойное отношение к смерти, в результате чего разрешаются многие эмоциональные, моральные и практические проблемы, связанные со смертью. Контрольные вопросы В столбце слева перечислены термины, упоминавшиеся выше. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого столбце соответствующую букву. 22. _______Юность а. Группа друзей, «тусовка»
23. _______Вторичные половые б. Бунт против родителей признаки и поиск собственного «Я»
24. _______Основные половые в. Период перехода от детства функции к взрослой жизни
25. _______Компания г. Друзья примерно одного возраста
26. _______Сверстники д. Расширение бедер, развитие молочных желез, изменение голоса
27. _______Пускание корней е. Начало менструаций
28. _______Декада попыток ж. Чувство удовлетворенности жизнью, появляющееся примерно к сорока годам
29. _______Кризис самоутверждения з. Место, где можно достойно умереть
30. _______ Переход середины жизни и. Период честолюбивых замыслов и устремлений
31. _______Геронтология к. Наука, изучающая процесс старения человека
32. _______Хоспис л. Изменения, происходящие с человеком в возрасте от 40 до 50 лет
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Очертите круг вопросов, изучаемых возрастной психологией. 2. Объясните, почему решение завести ребенка играет такую важную роль в жизни человека. 3. Опишите, как появление детей влияет на жизнь семьи. 4. Перечислите факторы, которые следует учитывать родителям при планировании количества детей в семье, распределении обязанностей и выборе стиля воспитания детей. 5. Расскажите, о чем надо позаботиться будущим родителям еще до рождения ребенка. 6. Опишите три подхода к родовспоможению. 7. Перечислите основные возрастные этапы развития человека. 8. Опишите образ жизни новорожденного ребенка. 9. Назовите три основные потребности ребенка в неонатальный период. 10. Расскажите об основных проблемах раннего детства и школьного возраста. 11. Перечислите возрастные этапы развития взрослого человека (по Левинсо-ну) и опишите их особенности. 12. Расскажите о физиологических, социальных и интеллектуальных изменениях, происходящих с человеком в юности. 13. Перечислите основные проблемы, возникающие в молодости. 14. Дайте определение зрелости и перечислите пять атрибутов зрелой личности. 15. Расскажите о характерных особенностях зрелого возраста. 16. Расскажите об изменении отношения к проблемам старения, которое произошло за последнее время. 17. Пересилите пять этапов процесса умирания (по классификации Кюблер-Росс) и назовите три недостатка предложенного ею подхода.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |