Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа




План лекции:

1. Общая характеристика развития философии Нового времени.

2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).

3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

4. Субъективный идеализм Беркли. Скептицизм Юма.

 

1). Общая характеристика развития философии Нового времени – 2 часа

Конец 16 – н.17 века в Европе -- это период утверждения капитализма, который рождал потребность в науке, имеющей практическое значение. Наука становится производительной силой общества. МЕХАНИЦИЗМ – методологический подход, при помощи которого все процессы действительности объясняли опираясь на законы классической механики. Механицизм стал одной из главных предпосылок метафизического способа мышления.

Поскольку философия была тесно связана с наукой того времени, то и она приобрела метафизический характер: познавать целое путем разложения его на части. На целое смотрели как на простую механическую сумму частей, а части в свою очередь наделяли свойствами целого.

Основной проблемой классической буржуазной философии является проблема овладения законами природы и рационального переустройства общества. Прогресс опытного знания науки требовал замены схоластического метода мышления. На первый план выдвигается создание истинного метода исследования, которое призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие. В философии 17 века выделяют два направления – сенсуализм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Механистический характер детерминизма приводит к деизм, для которого характерно выдвижение на первый план интеллектуализирующей функции бога. Таким образом, философия Нового времени вышла из границ, очерченных теологией, сделала объектом своего исследования природу, считая, что человек, благодаря своей способности познания сможет господствовать над природой и подчинить ее своим целям. Ее девизом стал призыв Бэкона: «Знание –сила».

 

2) Эмпиризм философии Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс)

Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).

Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.

Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.

Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).

Другой представитель эмпиризма Томас Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бэкона и придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Он создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика являются для него прообразами научного мышления вообще. Вся природа представляет собой огромную совокупность естественных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением в пространстве и движением.

Научное знание возможно лишь при точном определении, строгой дефиниции слова. Отвергая интуицию, Гоббс подчеркивал значение точной дефиниции, посредством которой изживается многозначность слов и совершенствуется научный язык, а значит, и познание.

Еще одним представителем эмпиризма является Джон Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме».

Критикуя теорию Декарта, Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:

Первичные качества тел –объективные -принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук). Учение о качествах позволило указать на те ограничения, которые накладываются на познание психологическими особенностями субъекта.

 

3) Рационализм философии 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе».

Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию.

Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение – акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю – я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира.

Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме, критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) «Этика».

Цель его философии – познание природы и совершенствование человека. Философия носит созерцательный характер. Критикуя дуализм Декарта, доказывает, что существует лишь единая, неделимая вечная природа, являющаяся причиной самой себя. Натуралистический пантеизм, согласно которому природа, бог, субстанция тождественны. Природа – субстанция является творящей. Различает природу творящую и природу творимую. Модус – конкретное преходящее состояние субстанции, имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах. Движение не является атрибутом материи (метафизик), а присуще единичным вещам. Как механицист Спиноза говорит не о самодвижении материи, а причиной движения считает взаимные внешние толчки конечных модусов.

Свобода состоит в познании необходимых законов природы. Все имеет причину (жесткий детерминизм), только субстанция причина себя. Полное знание всех законов природы даст нам в руки полное знание Бога, то есть, способность стать автономными, не подвластными капризам судьбы и мира.

В теории познания Спиноза, как и Декарт, рационалист. Высшим видом знания у него является интеллектуальная интуиция, непосредственное усмотрение истины разумом. Критерий истины – ясность и отчетливость мышления.

Г. В. Лейбниц (1649-1716) «Монадология»

Философская система Лейбница – объективный идеализм состоит их двух разделов – теории монад и теории познания. Вселенная состоит из бесконечного множества идеальных простых субстанций, которые не протяженны, не имеют фигур, неделимы, бессмертны. Каждая монада наделена активной силой, является источником развития. С одной стороны, монада – замкнутый космос, не имеет окон, через которые что-либо входило и выходило. В ходе своего развития каждая монада разворачивает в себе только изначально ей присущее содержание. С другой стороны, монада - «живое зеркало Вселенной», «малый мир», отражающий отношения мирового целого через посредство связанных между собой вещей. Будучи независимыми, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй. Итак, каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом отражает весь мировой порядок в себе. Это противоречие Лейбниц разрешает с помощью принципа «предустановленной гармонии». Как Декарт и Спиноза, Лейбниц рационалист. Существуют истины разума (понятия субстанции, бытия, причин, морали), к которым ум предрасположен (смягчает теорию врожденных идей) и истины факта, которые возникают в процессе познания через органы чувств.

 

4). Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма

Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классахкачеств (первичные качества тоже субъективны ). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).

Чтобы избежать солипсизма, вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской.

Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления ( восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.

Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается основная особенность философии Нового времени?

2. Что является средством усовершенствования разума в философии Нового времени?

3. С чем связано господство метафизического метода познания в этот период?

4. Раскройте смысл учения Бэкона об идолах.

5.Как вы понимаете выражение Юма «Мы не выходим за пределы самих себя»?

6. В чем заключается суть «картезианской революции»?

7.С какой целью Лейбниц разрабатывает учение о монадах?

8. Проследите эволюцию философских взглядов Дж. Беркли.

9. Почему Кант назвал философию Беркли «мистический идеализм»?

 

Литература

Основная

1. Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.

2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов М., 2002.

Дополнительная

1. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

3. Бэкон Ф. Новый органон. // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,1972.

4. Гельвеций К. Об уме // Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1973.

5. Гольбах П. Система природы. // Избранные произв.: В 2 т. Т.1. М., 1963.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Избранные произведения. М., 1950.

7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986. Раздел 2.

8. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1982.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

11. Соколов В.В. Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984.

12. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.

13. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.

 

Тема 4. Немецкая классическая философия 19 века - 2 часа

План лекции:

1. Основные идеи классической немецкой философии

2. Трансцендентальный идеализм И. Канта

3. Философская система Г. Гегеля

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

1) Основные идеи немецкой классической философии

Основная задача философии на данном этапе – установка на анализ отношения субъекта и объекта и идея активности субъекта в мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа – результат его продуктивной творческой работы. Субъект – не просто активность, он- созидание, творчество.

Центральной темой является вопрос: как возможен субъект, осуществляющий свободную деятельность, то есть активность, определяемую субъективными целями, а не системой извне данных «объективных» обстоятельств. Предметом философии является деятельность как «последнее основание» всей системы отношения человека к действительности. Таким образом, выдвижение проблемы деятельности, понимается как активность духа.

Общие черты: своеобразное понимание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; исследование человеческой истории и человеческой сущности, разработка целостной концепции диалектики, проблем гуманизма, нравственности, философии истории.

 

2) Трансцендентальный идеализм И. Канта

Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».

Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания.Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.

Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что порождает его, в том, что оно сообщает ему ту форму, под которой он только и может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания. Познание осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть представляют собой только познание явлений. Поэтому вещи, как они существуют сами по себе, непознаваемы. Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

 

3)Философская система Г. Гегеля (1770-1831). «Феноменология духа».

Гегель предпринял грандиозную по замыслу попытку философской систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры, как в историческом, так и в логическом плане, что у него является формами выражения процесса диалектического саморазвития духа. Перед нами система объективного идеализма, согласно которой в основе всего сущего лежит духовное начало, абсолютная идея (или мировой разум), которая существовала до природы и человека как «чистая мысль».

В своем развитии идея проходит 3 этапа (3 части системы):

1. саморазвитие идеи в виде чистых логических сущностей. В сфере чистого мышления идея развертывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга категорий. 1 часть системы называется «Логика», она имеет три раздела:

2. развитие идеи в форме инобытия, то есть природы. 2 часть системы - «Философия природы». Природа рассматривается как этап развития духа, который проходит здесь ступени развития. Будучи великим диалектиком, Гегель придерживался метафизического тезиса о неизменности природы.

3. идея обнаруживает себя в различных формах конкретного духа. Абсолютная идея возвращается к себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 3 часть системы – «Философия духа», которая включает три раздела: учение о субъективном духе (характеристика индивидуального сознания), учение об объективном духе (социально-историческая жизнь человечества) охватывает сферы права, морали и нравственности (семья, гражданское общество, государство), учение об абсолютном духе – стремится раскрыть содержание искусства (в форме созерцания), религии (в форме представления) и философии (понятия).

Абсолютный дух – конечное звено развития идеи, проходящей через этапы восхождения к абсолютному знанию. Философия - высшая ступень развития духа.. Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, который он сам называл спекулятивным. «Абсолютное знание», то есть философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля является «самосознанием бога» в человеке.

 

4) Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1972).

«Сущность христианства». Последний представитель немецкой классической философии. Критикует Гегеля, показывая, что абсолютный дух есть абстрактное логическое мышление, оторванное от его реального носителя – живого, телесного человека – и превращенное в абсолют; что мышление не может противопоставляться природе, чувственности, а есть продукт природы.

Сводит основной вопрос философии к вопросу о человеке, о соотношении физического и психического в человеке. Человек рассматривается как сугубо природное, абстрактное существо, представитель рода, а не конкретно- исторический член социума. Не увидел в гегелевской философии гениальной мысли о самодвижении и развитии мира. Проблема развития (хотя он признает развитие мира, но упускает учение о противоположностях) не получила достаточного освещения. Познающий субъект выступает в роли созерцателя, пассивно воспринимающего воздействие окружающей среды. Игнорирование активной роли сознания. Критерий истины усматривал в согласии всех с данным суждением.

В трактовке общественных явлений выступает как идеалист. Главную причину в смене форм общественного строя видел в смене религии. Выступает не против религии, а против Бога, на место которого ставит человека. Призывает обожествить отношения людей, которые должны быть построены на любви.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», а метод – критическим?

2. С какой целью Кант разрабатывает учение об априорных формах мышления?

3. Возможна ли метафизика как наука по Канту?

4. Почему материализм Фейербаха носит антропологический характер?

5. Раскройте смысл выражения «Бог трансцендентен миру».

6. В чем заключается противоречие между методом и системой Гегеля?

 

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 2002.

2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1989.

Дополнительная

Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах М., 1987.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Наука логики. М., 1977. Т. 1. С. 79-365, 383-424.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 73-205, 336-376, 389-476.

Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1978.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Т. 3.

Рассел Б. История западной философии. В. 2 т. Новосибирск, 1994. Т. 2. Кн.3.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.