КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре
Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории. Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга общественно- экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества. Каждая формация- целостная система.
Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в егоцелостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют се материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес общества стремятся к единой цели-коммунизму. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс весобщества стремятся к единой цели-коммунизму. Существуют отдельные теории: Общие черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей. Для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развивается только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подхо д: 1. Ц творится людьми. 2. Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали (Ц который существует сегодня). 4. Культурологич. анализ (некие формы дух жизни). 5.Истор развития общества-вне его. 6.
То. что людей объединяет Формацион подход: 1. История-закономерный процссс. 2. Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории. З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней. 4. Социально-экономический анализ общества. 5. Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6. Больше исследуется то, что разъединяет людей.
В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют, обогащают друг друга. В общественных науках давно идут дискуссии по принципиальному вопросу: движется мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций? В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга. Культура - всё созданное человеком. Культура предстает как сотворенная человеком вторая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там есть и культура. Культура — совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры - мир материальных (воплощение идей, знаний) и духовныхценностей, т.е. мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношен к человеку, мир, наполнений человеческими смыслами. Социальные функции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности общественного человека, способы организации и регулирования процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия, дают результаты, которые включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. в определённом отношении разные культуры равны между собой. Многообразие культур - объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общественную жизнь. Три уровня взаимодсйствия (диалог) культур 1) этнический: отношения между локальными этносами 2)межнациональный: диалог различных государственно-политических структур, политический элит. З)цивилизационный: основан на встрече различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуального типа культуры с исторически сложившейся культурной традицией. Важное значен имеет структура диалога культур- направление и конкретные формы взаимного обмена культура информации. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитывать и конкретный уровень взаимодействия культур (осуществляется ли связи на уронь государственной политики, военной оккупации. обыденно-бытовых контактов). Различные формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В каждом случае взаимодейств культур можно выделить нескольк этапов 1)Культурный шок-первоначальная реакция сознания на встречу с иной культурной реальностью 2)Культурный конфликт- противостояние жизненно важных аспектов человеческого существования, а спор субъективных убеждений.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |