Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации и методы обучения




 

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час час %
Аудиторные учебные занятия поточно-массовые; групповые лекция проблемная     12,4
  Практическое занятие - деловая игра; решение ситуационных задач.     26,6
ВСЕГО     40%

 

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Основной объем аудиторных занятий по изучаемой учебной дисциплине приходится на такую активную формы обучения как разбор конкретных ситуаций (решению ситуационных задач). В процессе проведения практических занятий обучаемые осваивают такой интерактивный метод, как разбор конкретных ситуаций. Данная форма обучения характеризуется выработкой у обучаемых навыков и умения самостоятельно находить среди значительного массива административно-правовых норм, такие правовые нормы, при помощи которых можно юридически грамотно разрешать определенные конкретные правовые ситуации, которые могут возникнуть в практической деятельности будущих юристов.

Проблемный семинар, как активная форма обучения обучаемых связан с разбором студентами под руководством преподавателя отдельных, наиболее сложных проблемных вопросов рассматриваемой темы, углубленного уяснения сущности и содержания этих вопросов и отыскания возможных оптимальных путей их практического решения.

Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам, с распределением ролей среди обучаемых группы.

Проведение деловой игры предполагает развертывание игровой деятельности обучаемых на базе соответствующей социально- экономической модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Характерными признаками деловой игры являются: моделирование различных процессов деятельности по выработке управленческих решений с целью воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; четкое распределение ролей между участниками; взаимодействие участников, исполняющих различные роли, для достижения максимального эффекта от проведения деловой игры; наличие единой цели у всех участников достижение, которой обеспечивается результативным взаимодействием всех участников деловой игры; различие задач у всех участников при выработке управленческих решений предполагает принятие взаимовыгодного решения всех участников деловой игры, в сценарии которой обязательно заложен конфликт; коллективная выработка решений участников по ходу игры в условиях ограничения времени решение выработанное группой, оказывается более рациональным, в отличие от комплекса индивидуальных решений подготовленных формально, без обсуждения; многоальтернативность выработанных решений принятие единственного решения из множества, по сути, является компромиссом между заданными в деловой игре ролевыми установками и личными интересами участников; наличие управляемого эмоционального напряжения предполагает создания специальных условий, для мотивации участников деловой игры (создание конфликта, обеспечение личной заинтересованности, распределение ролей с учетом личных особенностей); наличие четко разработанной системы индивидуального и группового оценивания; соответствие параметров совместной деятельности участников и их межличностному общению; деятельность каждого участника, его вклад в выработанное коллективом групповое решение.

Отличиями деловой игры от других активных методов обучения являются: наличие гибкой структуры (ни одна игра, при одинаковом сценарии, не может быть досконально повторена); неограниченный выбор объектов приложения деловой игры; возможность введения спонтанно возникающих ситуаций.

Основные этапы конструирования деловой игры.

1. Получение ( составление ) и проработка технического задания во многом определяет результативность последующих этапов конструирования деловой игры. В техническом задании формулируются: назначение деловой игры; цели и задачи дело- вой игры; контингент, для которого предназначена деловая игра; профессиональный и должностной статус участников деловой игры; конструкция деловой игры; технические средства, необходимые для проведения деловой игры; длительность проведения деловой игры.

2. Разработка идеи деловой игры. Это самый сложный этап создания деловой игры. При разработке идеи деловой игры разработчики должны ответить на следующие вопросы:

1) какая деятельность будет моделироваться в деловой игре?

2) что будет представлять собой игровой комплекс?

3) как будет реализованы характерные признаки деловой игры?

4) как будет обеспечено несовпадение ролевых целей участников?

Ответ на первый вопрос может быть получен после проработки технического задания. А вот разработка игрового комплекса представляет собой куда более трудоемкую задачу, поскольку необходимо тщательно подобрать и проанализировать нормативную и справочную документацию, относящуюся к теме игры, изучить структуру и процессы функционирования реальной социально-экономической системы, которая является прототипом игры. Далее необходимо обеспечить многоальтернативность решений посредством создания: неопределенности (неполноты информации); подбором соотношения параметров системы

3. Структура деловой игры. Структура деловой игры включает следующие стадии: подготовительную, вводную, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов деловой игры. Подготовительная стадия направлена на подготовку к участию в деловой игре. Вводная стадия посвящена комплектованию рабочих групп, выдвижению лидеров, распределению ролей между участниками игры. Собственно деловая игра самая сложная из всех стадий.

Начиная игру следует помнить, что для отдельных ее участников (а, может быть, даже для большинства?) это игра будет первым опытом. В связи, с чем у игроков может быть излишняя настороженность, закрепощенность, зацикленность, неприятие идей и предложений и т.д. Анализ результатов, подведение итогов деловой игры можно проводить по следующим вариантам: первый вариант – преподавателем, который проводил игру; второй вариант – всеми участниками деловой игры; третий вариант – экспертами, работавшими в этой роли на протяжении всей деловой игры; четвертый вариант – совместно преподавателем, который проводил игру, и всеми участниками деловой игры; пятый вариант – совместно с преподавателем, который проводил игру, и экспертами, работавшими в этой роли на протяжении всей деловой игры.

Оцениванию должно подлежать наиболее важные аспекты деятельности участников деловой игры:

1. Эффективность сформированного участниками игры решения, при этом должны учитываться следующие параметры: представление решение к заданному сроку; использование при

выработке решений рекомендуемых подходов, способов, методов; наличие в принятых решениях элемента новизны, оригинальности; учет ограничений, указанных в задании; рациональность принятого решения; наличие и количество допущенных ошибок.

2. Межгрупповое взаимодействие участников деловой игры предполагает оценку по следующим параметрам: скорость принятия решения; согласованность представленного решения; со- держание межличностного общения участников игры; аргументированность при защите своих решений; количество и качество внесенных контрпредложений по решениям принятым другими игровыми командами; обращение к другим игровым командам за помощью, дополнительной информацией и, напротив, предоставление такой помощи «конкурентам».

3. Взаимодействие участников игры внутри игровых команд, предполагает оценку по следующим параметрам: поощрения и штрафы, устанавливаемые капитанами команд внутри игровой группы; взаимодействие участников игровой команды при поиске анализе ошибок в решении.

4. Личные качества участников деловой игры, предполагает оценку: эрудированности участника деловой игры; принципиальности участника деловой игры; умение аргументировать свои решения, отстаивать в процессе обсуждения; умение использовать справочные материалы, специальную литературу, нормативные и правовые документы; склонность к риску; честность участника деловой игры; дисциплинированность участника деловой игры; инициативность участника деловой игры; исполнительность участника деловой игры; умение работать в коллективе; умение качественно организовать работу и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.