Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 25 Индустриализация промышленности СССР: задачи, методы, результаты





Вопрос № 23 Новая экономическая политика – НЭП

Началом перехода к НЭПу стал март 1921 года – X съезд РКП(б) – принятие новой экономической реформы. Замена продразверстки натуральным налогом.По продовольственной разверстки крестьянин знал сколько сдать зерна, излишки продать. Этим самым шел возврат к рыночным отношениям. Возрождались рынки и свободная торговля, хозрасчет. Откат от политики допущенного частным предпринимательством.НЭП, таким образом, возрождал торговлю, как соединительное, посредническое звено народного хозяйства, способствовавшее сопряжению всех его элементов в единый экономический комплекс.Хозрасчет открывал путь к созданию рациональной и строгой системы социального хозяйствования, дающей участникам производства только действительно заработанные ими деньги. Такая система способствовала постоянному переходу предприятий к самоокупаемости, самофинансированию, к самоуправлению.Политика НЭПа предполагала остановку национализации, многоукладность экономики.НЭ.П – это смешение экономики, где существует государственная, частная, кооперативная собственности и мелкотоварное производство.Разрешено мелкие и средние предприятия передать в частные руки и активно привлекать иностранный капитал. НЭП определил отступление от политики государства.НЭП удивительно быстро принес благотворительные перемены: С 1921 года происходит робкий вначале рост промышленности. Начиналась ее реконструкция: развертывалось строительство первых электростанций по плану ГОЭЛРО;В следующем году был побежден голод, стало расти потребление хлеба;В 1923-1924 гг. оно превысило довоенный уровень;В 1924 году денежная реформа, обмен старых денег на новые банкноты и монеты, обеспеченные золотом и серебром.Таким образом НЭП дал: повышение цен на промышленные товары;рыночные отношения; хозрасчетные связи; быстрое накопление средств в государственном секторе;финансовая реформа;эмиссия бумажных денег;единый сельскохозяйственный налог;хлебные займы;продналог, выплачиваемый облигациями;система налогообложения.



_____________________________________________________________________________________

Индустриализация характеризуется как создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тяжелой, как строительство материально-технической базы социализма. 1925 год – на съезде партии большевики принимают курс на подъем социалистической промышленности.ЗАДАЧА: развитие тяжелой промышленности, электрификация и развитие машиностроения.Первый долгосрочный проект преобразования экономической жизни нашего общества, - государственный план электрификации России, план ГОЭЛРО.ЦЕЛЬ: индустриализации: Превратить Советский Союз из аграрной страны в индустриальную, прежде всего промышленное преобразование страны, подведение передовой технической базы под всенародное хозяйство, надежное укрепление экономической и политической мощи государства.МЕТОДЫ:отказ от выплаты царских долгов (20 млр. руб. золотом); доходы от внутренней и внешней торговли; выпуск облигаций внутреннего займа;продажа национальных культурных ценностей;использование бесплатного труда заключенных; аккумуляция денежных ресурсов в руках государства с целью осуществления политики индустриализации, укрепления обороноспособности страны; система налогообложения;

РЕЗУЛЬТАТЫ:, Таким образом страна возрождается, промышленность пошла в гору, численность рабочих стала увеличиваться. Сдвиг в укреплении топливной базы, транспорта. Успешно велось строительство.

_______________________________________________________________________________________

Вопрос 27. Культурная жизнь в 20-е – 30-е годы.

Борьба с неграмотностью. Задача заключалась не столько в том. Чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через этот процесс воздействовать на их умонастроения. В декабре 1919г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» подписанный В.И.Лениным. Все население в возрасте от8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучиться грамоте. Все уклоняющиеся от этой повинности привлекаются к уголовной тветственности. В 1920 г была создана ВЧК по ликвидации неграмотности. Строительство советской школы. В 1918 г началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу этого документа были положены самые передовые идеи русских и зарубежных педагогов. Новая советская школа была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления.Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка.Декретом СНК от 2 августа 1918г. «Правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для поднятия их общеобразовательного уровня были созданы рабфаки. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так начала создаваться новая советская интеллигенция. Развитие науки. Многие известные ученые считали свои долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них основоположник теории современного самолетостроения Н.Е.Жуковский, создатель геохимии и биохимии В.И.Вернадский, выдающийся химик Н,Д.Зелинский, отецкосмонавтики К.Э.Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И.П.Павлов, агроном-испытатель И.В.Мичурин, крупн.специалист по растениеводству К.А.Тимирязев. С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск научно-популярных журналов, стали собираться съезды ученых, экономистов, врачей. Сумерки Серебряного века. В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи худ.культуры Серебряного века. Одни из них скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции либо будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х г.г. за границей оказались многие виднейшие русские писатели и поэты: И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт, В.Ходасевич, З.Гиппиус. Русские композиторы, певцы и музыканты: А.Глазунов, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Стравинский, Ф.Шаляпин, А.Вертинский. Русские художники: И.Репин, М.Шагал. Критическую позицию к большевикам занимал М.Горький, в 1921 г. выехал в Италию. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к режиму, продолжили традиции русского инакомыслия – А.Ахматова,М.Волошин,



В.Короленко, М.Пришвин, М.Булгаков. Окт.революция уже в первые годы была воспета в стихах В.Маяковского и А.Блока («Двенадцать»), в картинах К.Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде»), в первом сов.спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе В Маяковского в постановке В.Мейерхольда и с оформлением К.Малевича. Большевики и интеллигенция. В августе 1921 г.центральные газеты опубликовали сенсаци- онный материал о разоблачении т.н. Петроградской боевой организации, которая якобы готовила «кровавый переворот». Активными участниками этой организации была объявлена группа известных российских ученых и деятелей культуры. По результатам следствия среди растрелянных значились знаменитый ученый-химик профессор М.М.Тихвинский, и крупнейший русский поэт Николай Гумилев. В 1922 г.Советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, в числе которых Н.Бердяев С.Франк, ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М.Новиков и философ Л.Красавин, большая группа математиков, известные историки В.Мякотин, А.Боголепов. и др. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит, через год Главрепертком. Большевики и церковь. После смерти в 1925 г. патриарха Тихона власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан в 1926г. на Соловки. КП закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции. Начало «нового» искусства. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурнопросветительская организация, Просветкульт. Главная задача – формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Самый знаменитый 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С.М.Эйзенштейн и И.А.Пырьев, актеры М.М.Штраух и Э.П.Гарин. В идеологии Просветкульта существовали сильные левацкие замашки. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры, они выбрасывали «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из худ.достоиинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Тогда же появились писатели нового по коления, участники революции и гражданской войны. Произведения И.Бабеля («Конармия»), А.Серафимовича («Железный поток»), М.Шолохова («Донские рассказы»), Д.Фурманова («ЧаПаев») были талантливы, отражали настроение народа. Литература становилась более доступной для понимания. В этот же период раскрылся талант С.Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий характерных для революционной эпохи. Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Этот жанр был представлен рассказами М.Зощенко, романом И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», сатир.стихами Маяковского «Баня», «Клоп».

Расцветает искусство плаката. Особое место занимает новая форма агитационного искусства –«Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ассоциация художников революционной России объявила, что граждан-ским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление» вели-чайшего момента истории в его революционном порыве». Работы И.Бродского «Ленин и мани-фестация», М.Греков «Тачанка». Произведения овеянные рев.романтикой создал в 20-е г.г. скульптор И.Шадр. «Булыжник – орудие пролетариата. 1905 год. Продолжал развиваться кинематогрф. В 20-е г.г. в историю мирового кино вошли фильмы С.Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», «Октябрь». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в Области художественной литературы». Она положила начало идеологизации и партийному диктату в области художественного творчества. Началось упразднение худ.разномыслия. Идеологическое наступление на культуру. Основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке. Для осуществления этой задачи Сталину потребовалось приспособить все имеющиеся средства воздейсвтия на сознание людей: школу, литературу, искусство , СМИ и даже науку.

Школа и семья. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял решение о школе. В нее были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. В 1932 г. были переработаны школьные учебные программы, созданы новые стабильные учебники. В 1934г. было восстановлено преподавание гражданской истории и географии. Государство берет под свою опеку семью, контроль за воспитанием детей в ней. Сов.государству нужны граждане, воспитанные в коллективистском духе, и сознательной дисциплине и уважении к авторитетам. Наивысшим авторитетом наделялись партия и государство. Литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачасть членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии. Наука в тисках идеологии. Идеологической атаке подверглась и наука. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т.Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки сов.

генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н.И.Вавилов, Н.К.Кольцов) были епрессированы. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм. Сталин выбирал из русского прошлого то. Что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Иван Грозный – чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства, Петр 1 – чтобы подчеркнуть замыслы вождя, Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений. Успехи советской науки. Несмотря на вмешательство партийный и карательных органов, естественные науки смогли достичь заметных успехов. Получила мировое признание сов.фи- ческая школа: С.И.Вавилов (проблемы оптики), А.Ф.Иоффе (физика кристаллов и полупроводников), П.Л.Капица (микрофизика). Сов.физики начали исследование атомного ядра –Курчатов. Творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) приняла постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» В августе 1934 г состоялся 1 Всесоюзный съезд советских писателей. Он принял устав и избрал правление союза во главе с М.Горьким. Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех работавших в этих областях в целях установления над ними партийного контроля. Сознательное отклонение от партийной линии влекло за собой исключение из союза, лишение публиковать свои произведения, подвергались травле, некоторые закончили свою жизнь в сталинских застенках: О.Мандельштам, И.Бабель Советский кинематограф. Особенно большой вклад с создание нового социально-психоло- гического феномена внес кинематограф. Ошеломляющее воздействие на массовое сознание производила советская кинодокументалистика. А.Згуриди. Значительное количество лучших художественных фильмов того времени было посвящено рев.тематике «Чапаев» (реж.братья Васильевы, трилогия о Максиме, «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики» В 1931 г на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж.Н.Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск». Закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа: «Тимур и его команда», «Белеет парус одинокий», мультфильмы. Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г.Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И.Пырьева «Трактористы», «Свинарка и пастух». Любимым детищем сов.киноматографистов стала историческая тематика. Фильмы «Петр 1»(реж.В.Петров), «Александр Невский» (Пудовкин) и др. являлись по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

«Нам песня строить и жить помогает». Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, Д.Кабалевского, И.Дунаевского. В этот период создан квартет им. Л.Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако при оценке тех или иных муз.произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Наибольшего расцвета в 30-е годы достигла самая демократичная ветвь музыкального творчества – песенная (И.Дунаевский, Б.Мокроусов, М.Блантер). Вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Верность социалистическому реа-

лизму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Главными крите-

риями оценки художника являлись не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа. Ведущие позиции занимает Б.Иогансон. Его картины «Рабфак идет», «Допрос коммуниста» и др. стали классикой соцреализма. Официально признанные художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х г.г. Значительное внимание уделялось и развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям гаржданской войны стали непременным атрибутом городской жизни. Рубежным событием и становлением сов.монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937г. Здание сов.павильона венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница». Грандиозна и культурные проекты того времени: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал им.Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. Однако для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. (Взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя) Литература. Театр. Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень литературной продукции. Появляются произведения одно-

дневки, неапоминающие передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы советская литература была представлена талантливыми писателями. В 1931г. окончательно вернулся на родину М.Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие». А.Н.Толстой также на родине закончил трилогию «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и др. М.А.Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М.А.Булгаков - «Мастер и Маргарита».Были книги Л.Леонова, А.Платонова, П.Бажова, К.Паустовского, стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Твардовского. Существовала прекрасная детская литература К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, В.Бианки, Л.Кассиля и др.

С конца 20-х г.г. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н.Погодина («Человек с ружьем»), В.Вишневского («Оптимистическая трагедия»), в репертуар всех театров были включены пьесы М Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др. Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве был объявлен МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О.Книппер-Чехова, В.Качалов, А.Грибов, К.Еланская и др. Культурная революция. Вместе с тем 30-е г.г. вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которым подразумевалось не только значительное повышение образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения. К 1933 г. завершился переход к обязательному 4-х классному образованию, а к 1937 г. обязательным стало 7-летнее.Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось и путем широкого распространения худ.самодеятельности. Физкультурное движение. Со всех сторон – с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана – смотрел великий вождь, мудрый учитель и отец всех народов И.В.Сталин. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне многочисленных судебных процессов над «врагами народа». Жутка атмосфера ночных арестов витала над страной.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.