Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразование форм собственности в экономических системах




Типы и формы собственности.

Типы: частная (в условиях деления общества на собственников средств производства и тех, кто их лишен; средства производства принадлежат одному лицу) и общественная (все граждане поставлены в одинаковое положение по отношению к средствам производства; совместное присвоение средств производства и результатов производства).

Структура отношений собственности в России:

1.Государственная: федеральная и субъектов федерации

2.Муниципальная

3.Частная: совместно-долевая и частно-индивидуальная

4.Личная

 

Разгосударствление – это комплексное преобразование существующей хозяйственной системы.

Национализация – переход земли к государству.

Приватизация – процесс преобразования государственных и муниципальных предприятий в частно-индивидуальные и частно-долевые (по аукциону, конкурсу и ваучеру – свидетельство о безвозмездном владении долей государственной собственности).

Цели: повышение эффективности, развитие разнообразных форм собственности, развитие конкурентной среды.

Условия: наличие объектов собственности, финансовые ресурсы, правовая база.

Способы: продажа на аукционе, по конкурсу, выкуп, приватизация, продажа долей в капитале.

 

15. Рынок: сущность, структура, функции.

Условия возникновения рынка: общественное разделение труда, самостоятельность и свобода экономических агентов, обособленность экономических агентов, частная собственность.

Рынок – это сфера товаро-денежного обмена; механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ; система экономических отношений, складывающиеся между покупателем и продавцом по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Субъекты: покупатели и продавцы

Объекты: благо-средство удовлетворения потребностей человека; товар-внешний предмет, свойства которого удовлетворяют потребности человека; услуга-полезная деятельность, предоставленная на коммерческой основе, направленная на удовлетворение определенных потребностей.

Функции:

1.Посредническая – связь между производством и потреблением, через рынок.

2.Регулирующая – рынок воздействует на все сферы экономики через рыночный механизм и рыночные закономерности.

3.Стимулирующая – рынок способствует снижению издержек, повышению прибыли, внедрению новшеств.

4.Очистительная – в условиях рыночной экономики выживают только эффективные товаро-производители.

5.Контролирующая – экономические агенты участвуют в контроле «Что? Как? По какой цене производить и продавать?».

6.Ценообразующая – в результате взаимодействия продавцов и покупателей, спроса и предложения, на рынке формируется рыночная цена.

7.Информационная – через цены, % ставки, объем продаж, прибыль рынок информирует о происходящих процессах.

Структура:

1.по видам реализации товаров и услуг: рынок товаров широкого потребления, рынок средств производства, рынок труда, рынок земли и недвижимости, рынок услуг, рынок ценных бумаг.

2.по территориальному признаку: локальный, региональный, национальный, мировой.

3.в зависимости от пропорциональности развития рынка: сбалансированный (спрос = предложению) и не сбалансированный (спрос < > предложению).

4.в зависимости от степени монополизированности или ее отсутствия: рынок совершенной и не совершенной конкуренции.

5.с точки зрения соответствия действующему законодательству: официальный и теневой рынок.

Элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.

16. Рыночный спрос и закон спроса. Изменение величины спроса (*).

Спрос (Д) – это платежеспособная потребность.

Закон спроса выражает обратную зависимость между величиной спроса и уровнем цен на данный товар.

Обратная зависимость:

-при повышении уровня цен, спрос на него снижается.

-при уменьшении уровня цен, спрос на него повышается.

Действие закона спросам объясняет: экономическим интересом покупателя, эффектом дохода и замещения.

 

17. Неценовые факторы (детерминанты) спроса (*).

Детерминанты спроса:

- вкусы и предпочтения потребителей

- число потребителей

- ожидания и прогнозы потребителей

- доходы потребителей

- цены на взаимосвязанные товары (взаимодополняемые – комплименты, взаимозаменяемые – субституты)

Под влиянием неценовых факторов происходит смещение кривых.

18. Рыночное предложение и закон предложения. Изменение величины предложения (*).

Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы продать по определенной цене.

Закон предложения выражает прямую зависимость между величиной предложения и уровнем цен на данный товар.

Прямая зависимость означает:

-при повышении уровня цены, предложение повышается.

-при понижении уровня цены, предложение снижается.

Действие закона предложения объясняет экономическим интересом продавца, его стремлением к прибыли.

19. Неценовые факторы (детерминанты) предложения (*).

Детерминанты предложения:

- технология производства (совершенствование технологии сдвигают кривую предложения вниз вправо)

- цены на ресурсы

- налоги

- % за кредит

- издержки товаропроизводителей

- число товаропроизводителей

- ожидания или прогнозы товаропроизводителей

- цены на другие товары

Детерминанты предложения смещают кривые предложения.

20. Механизм установления рыночного равновесия. Избыток и дефицит экономического блага. Излишек потребителя и излишек производителя (*).

Равновесная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить (спрос = предложению).

При равновесии на рынке нет дефицита и нет излишек.

Равновесная цена, это:

- цена, при которой спрос и предложение равны;

- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

Спрос > предложения (дефицит), спрос < предложения (избыток)

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Однако в реальной экономической действительности под воздействием различных факторов постоянно происходят колебания в спросе, предложении и цене.

Излишек потребителя— разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар и рыночной ценой этого товара.

Излишек производителя — сумма по всем единицам продукции.

21. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса (*).

Эластичность – процентное изменение одной переменной в результате процентного изменения другой переменной.

Ценовая эластичность спроса – это процентное изменение спроса, в результате процентного изменения цены.

Еd = %∆Qd / %∆Р (Еd – коэффициент ценовой эластичности спроса, %∆Qd - процентное изменение величины спроса, %∆Р – процентное изменение рыночной цены)

%∆Qd = ∆Qd / Qd %∆Р = ∆Р / Р

Модели эластичного спроса: абсолютно эластичный спрос, эластичный спрос, единичная эластичность спроса, неэластичный спрос, абсолютно неэластичный спрос.

Факторы:

1.Колличество взаимозаменяемых экономических благ и их поставщиков (если этих благ на рынке будет много, то покупатели будут чувствительны даже к самым незначительным колебаниям цены) – апельсиновый и ананасовый сок.

2.Удельный вес цены экономического блага в доходе потребителя (если цена блага занимает большой удельный вес в доходе потребителя – спрос эластичен (автомобиль), и наоборот (соль, хлеб)).

3.Фактор времени (предметы первой необходимости – неэластичен в краткосрочном периоде, эластичен в долгосрочном периоде; предметы длительного пользования – эластичен в краткосрочном периоде, неэластичен в долгосрочном периоде).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.