КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление науки
Специфика науки Наука является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен. Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры. Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древних культурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций ее развития. “Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”, - писал Ф.Энгельс. Как показали современные исследования, эта положение может быть выражено в строгой формуле экспонционального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров науки, начиная с 17 века. Так объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, профессионально занимающихся наукой. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время как численность всего населения выпасла лишь на 1,7% в год. В результате число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки. Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида “культурной памяти” человечества, теоретически кристаллизующий прошлый опыт познания и овладения ее законами. Процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе наука использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов, схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятие стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризуется стремлением к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути и развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей. Всю историю науки пронизывает сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем.Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, а также такие научные дисциплина как математика, логика, кибернетика, вооружающие науку системой единых методов. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы - естественные, социогуманитарные и технические, различающиеся по своим предметам и методам. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйственных и социальных задач являются типичными для современной науки. В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественный и количественный аспекты изучаемых предметов и явлений. Устойчивые связи между эмпирическими характеристиками выражаются в эмпирических законах, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических явлений. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Все теоретические дисциплины так или иначе уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельных наук открываются сугубо теоретические (например, математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати. Билет 15.Символика и её аспекты. Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным илиполитическим образованием, государством и так далее. Символика (мифол., иск. и этногр.) — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самымтесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ — этознак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получилинеобъятно широкое значение, напр. символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли ународов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими икультурными причинами, например,символика солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаяхобнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символическим путем торговых связей,монетного обращения, религиозных представлений. О культурной истории главных символов древнего миратрактует Goblet d'Alviella в обширном, но не по всем пунктам доказательном сочинении "La migration dessymboles" (1891). Здесь говорится о символах общих, популярных у разных народов — о кресте (в Китае,древней Америке, у персов, халдеев, индусов, греков — в значении символа земли, символа ветров, символасвета, истины и пр.), о двуглавом орле, об орле, разрывающем змея (символ победы солнца над тучами,вообще победы, силы), о трезубце, о руке с неба (в христианской иконографии, галльских амулетах,ассирийских камнях), о лотосе как символе божества и вселенной у индусов и египтян. С наибольшей подробностью Г. д'А. говорит о свастике (кресте с загнутыми концами) и о различных символических образах древа вселенной, древа жизни. Он останавливается на пороге христианской символики и совсем не затрагивает обширного литературного материала древности. Средневековая христианская символика нашла разнообразныевыражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. С наибольшей простотой христианская символика выражена в катакомбах (см. сочинения де Росси, Фрикена и др.). О византийской и русской стариннойцерковной С. много ценного в исследованиях Буслаева ("Ист. очерки", "Лицевой Апокалипсис" и др.),Покровского ("Евангелие в иконографии", "Страшный суд" и др.), Кондакова ("Ист. визант. иск."), Стасова (поорнаментике рукописей и др.). В истории развития у нас научных исследований по церковной С. важноезначение имела статья Буслаева "Византийская и древнерусская С. по рукописям от XV до конца XVI в.".Здесь Буслаев выяснил важное значение древних иллюстрированных рукописей, в частности псалтыри (во 2т. "Ист. очерков", 198—216). Из новейших трудов большой материал по народной С. дает альбом и описаниеписанок Лубенского музея, составленный г. Кулжинским (1899). Символика — явление очень сложное и широкое.Можно наметить три обширных отдела: Символика предметная (солнце — око, борода, диск, древо жизни и т. д.), Символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и С. словесная.Обрядовая С. чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках,на масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядовогопредопределения урожая, богатства, счастья (подроб. см. соч. Сумцова о родинных и свадеб. обрядах). Ещеболее велика народная словесная С.; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно впесни. О русской словесной С. есть два старых сочинения, составляющих ныне библиографическуюредкость: диссертация Н. И. Костомарова "Об историч. значении русской нард. поэзии" (Харьк., 1843) идиссертация А. А. Потебни "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (Харьк., 1860). УКостомарова после кратких общих замечаний о С. дан свод малорусских народо-поэтических символов изцарств растительного и животного, напр., фиалка — символ девственности, барвинок — брака, любисток —любви, василек — чистоты и святости, хмель — волокитства, лоза — бедности, голубь — любви, пава —нарядности, селезень — жениха, сова — зловестия. Потебня останавливается на С. в языке, причемотмечает три главных признака С. — сравнение, противоположение и отношение причинное. Онрассматривает вкратце символическое значение многих песенных мотивов — пить (= любить), соль (=печаль), кованье (= любовь), дым и пыль (= печаль), разлив (= горе), орать (= любить), горы (= горе) и др.Гораздо более ценно в научном отношении одно из позднейших исследований Потебни — "Объяснениемалорусских и сродных песен" (1887). Здесь Потебня снова обращается к песенной С., но с приложениемстрого научного метода исследования. В первом томе этого соч. Потебня говорит о превращении в песняхсимвола лица в обстановку, во 2-м — о народных приемах сочетания символов и о многих песенныхсимволах в отдельности. Билет 16.Образотворче мистецтво первісної людини.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |