Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии реализации права на доступное и качественное образование




Виды и типы образовательных учреждений.

Кажд вид образоват-й программы реализ-ся в определ-х образоват--х учреждениях. Образоват-е учреждение не свободно в выборе программ. Это связ с его типом и видом. Тип – в каком сегменте функционирует (учреждения основного образования): дошкольные, общеобраз, проф образ-ые, доп образ-ия. Внутри типа существуют виды (какие образоват программы м.реализовывать учр-ия, какого уровня)

1-й тип: дошкольные образоват-е учреждения. (они реализ дошкольн образоват-ю программу - для нее установлен Ф2-й стандарт. Она хоть и относится к осн-м, но явл-ся факультативной. Ее окончание вовсе необязательно для перехода в следующее ур-нь.

Виды дошкольн: - детский сад (нет возрастных ограничений),

- детсад для детей раннего возраста (от 2 мес до 3-х лет),

- для детей предшкольного возраста (от 5 до 7 лет),

- детсад для присмотра и оздоровления,

- детсад компенсирующего вида (созд-ся для детей, требующих определ-й коррекции),

- детсад комбинированного вида,

- центр развития ребенка (ос-ся приоритетное развитие по неск-м направлениям, детск сад особого вида с приоритетн направлением (напр с языком).

Отнош-я регулир-ся договором гр-прав хар-ра между родителями и дан учреждением. (условиями пребывания ребенка в этом учреждении, определ-ся размер платы и т.д.)

2-й тип: Общеобразвоат-е учреждения: реализуют основные образоват-е программы начального, осн-го и полного среднего образования. Для них установлены Ф2-е стандарты. Виды учреждений:

- начальная общеобразовательная школа (программа начального образования)

- осн-я общеобразовательная школа (9-тилетка). Тут реализуются 2 программы: осн-е и начальное образование.

- средняя общеобразовательная школа (это школа, к-я реализует все 3 ур-ня.

- Гимназия - реализует программы осн-го общего и ср--го общего по предметам гуманитарного профиля. Если там есть начальная школа - то это не гимназия, с ср школа с гуманитарными классами.

- Лицей - реализует программу осн-го сред-го образования.

- Возможно создание таких видов образов учреждений - начальн школа-детск сад комп.вида

- детский сад и начальн школа с приоритетн развтием гуманитар профиля. (вечерн школа - для реализации образоват-х программ для осн-го и сред образования).

-прогимназия

Есть ряд спецализир-х образоват-х учреждений:

- коррекцион школа (для детей с отклонениями в физ\псих развитии),

- общеобразоват-е учреждение для детей, лишенных родит-го обеспечения (дет.дом-школа, дет.дом – школа-интернат)

- школы с начальн военн подготовкой (реализ-ся эти программы в кадетских школах).

Переход из одной образ.программы в другую возможно только после прохождения аттестации (она может быть текущей, итоговой, итоговой гос-й).

3-й тип: Профессиональное образование:

1й этап - начальн проф образование - может реализ-ся в проф лицеях и в проф училищах. В лицее - можно получить более высокую квалификацию. Особ-ть начальн проф обучения - прием в них не может быть конкурсным.

2й этап - Ср-е образование - реализ-ся в техникумах и колледжах (там это образование - с углубленной проф подготовкой). Ур-нь начальн и ср-го проф образования -может сопрягаться с программой ср-го полного образования. Учащийся ПТУ получит не только профессию, но и ср-е полное образование.

3й этап - Высшее проф образование – универ-тет, институт, академия. Разница между ними - какой диапазон программ образования, к-е в них реализ-ся.:

- в универе- разнонапр-й хар-р этих программ (именно поэтому недавно многие образоват-е учреждения стали делать себе много разных программ и плохо их преподавать). Сейчас система ун-тов реформир-ся: созд-ся регион-е ун-ры. Иные вузы м сохран статус универа при соотв-вии этим требованиям, но станут вузами субъекта РФ (финансир-ся будут за счет субъекта РФ).

-Институт - 1 направление по опредле-й области проф деят-и. (лесотех)

4-й тип - Послевузовское образование – аспирантура, интернатура, ординатура, докторантура. эти программы м реализ-ся в высш учебн заведения и в научн ор-гциях (для этого она д отвеч определ-м требованиям). Доп-е образоват-е программы м.б. как общим (м.реализ. любое ОУ), так и проф.(только ОУ проф обр, доп образования).

Доступность образования.

Гарантируется прежде всего развитием системы образования. Эта система строится на “образовательных программах” В завис-ти от них образовательное учреждение включается в ту или иную систему. Доступность образования обеспеч-ся правом на прием в образоват-е учреждение. Образоват-е учреждение не имеет право проводить какой-то конкурсный прием, отказать в поступлении в 1-й класс (даже на том основании, что ребенок не проживает на той тер-рии, где наход-ся школа). Единств-е основание, на к-м школа может отказать - отсутствие вакантных мест - тогда могут не принимать уже детей не из своего района.

Равными правами польз-ся гр-не РФ, апатриды и инотстранн гр-не - любому ребенку, фактич-ки проживающему в РФ - обеспечено право на образование. В некот. степени доступность образования опред-ся в завис-ти от сроков обучения. Сущ-ют нормативн сроки. Обучение в 1- классе д начать для детей в возрасте от 6 до 8 лет. Образоват-е учреждение м принять решение принятии детей младше и старше этого возраста. Правила приема - если это высшее проф образование - требование к доступн-ти не связано с наличием конкурсного приема. + делается так чтобы не допустить цели отбора наиболее способных.

2-я гарантия доступн-ти образования: запрет дискриминации как при приеме, так и в процессе обучения (возможно введение ограничений: по призн пола, здоровью и т.д.)

3-я гарантия доступности: выбор языка обучения. (ФЗ об образовании и из О языках народов РФ). Но оно не безграничн - определ-ся возмож-тью системы. Поэтому возможно обучение на родном язые, либо на др-м языке (в зависимости от системы образования. В отнош-ии русск языка - обеспеч-ся во всех образвоат-х учреждениях всех типов и видов (вкл высш заведения). Но если родители ребенка считают необходимым его обучение на родном языке, в этом случ на г-во возлаг-ся об-ть содейств-ть обучению этого ребенка на соотв-м языке. С др-й стороны - право на выбор языка обучения предоставл гр-нам РФ! А если гр-не РФ проживают за пределами РФ - право есть, но возмож-ти его реализации ограничены. Тут помогут Междунар. д-ры (во многих г-вах такие школы на русск языке есть).

Гарантия качеств:

Качество условий обр-ия, содержания программ, образовательного процесса. Для оценки соответствия учреждения требованиям кач-ва есть процедуры:

1)лицензирование - разрешение образоват-й деят-ти (осущ-ся в отнош-ии образоват-х учреждений). Положение о лицензир-ии образоват-й деят-ти утверждено пост-ем Прав-ва. Установление правил лицензир-я - Ф2-е полномочие. Лицензир-е осущ-ют:

- Минюст - в отнош-ии вузов, военн образоват-х учреждений, послевузовского образования, некот-х специализир-х общеобразоват-х учреждений (для детей с дивиантн поведением), доп-х образоват-х программ, реализуемых в учрежениях, находящихся в ведении Ф2-х орг-в власти

- остальные (дошкольные, начального и среднего проф образования) - орг-ми исп власти субъекта или ор-г-ми МС.

Лиценизр-е – это Процесс проверки соотв-вия ор-гции определ-м требованиям:

- матер-но-техич-го оснащения образоват-го учржедения: налич аудиторий, соотв-их санитарн нормам и требованиям, библиотеки и проч). Требования к мат базе могут быть дополнены субъектом РФ на этой тер-рии. Кроме того, даже к тем учреждениям, к-е лицензир-ся субъектом - требования могут предъявляться и Ф2-е.

- Соотв-вие педагогич-го состава (установлено кто сколько должен иметь званий и т.д.

- Укомплектованность штата.

Оценивается - лицензионной комиссией (созд-ся по заявлению образоват-го учреждения). Учреждение станов-ся образоват-м только когда имеет действующую лицензию. Лицензия имеет определ-й срок.

Гос аккредитация имеет др-ю цель: оценка качества образоват-й дея-ти (О-т - гос деят-ть):

- Оценка соотв-вия и кач-ва подготовленности выпускников

- Оценка соотв-вия образоват-х программ Ф2-м гос требованиям и гос образвт-м стандартам

- Определ на основании аккредитации вида и категории образоват-го учреждения.

На основ-ии аккредитации потребит-ль образоват-х услуг может судить о качестве образоват-х услуг при выборе ОУ. Т.е. если аккредитации нет - все равно может вести образоват-ю детят-ть. Наличие гос аккредитации дает определ-е привилегии: только аккредитованное гос учржедение может выдавать документы об образовании гос образца. Т.е. если нет лицензии - деят-ть незаконная. А если нет аккредитации - это просто не включает обучающихся в тех лиц, к-е могут получать привилегии в счет своего статуса. А выпускники этого образоват-го учрежения не получают документ об образовании гос образца.

2) установление гос стандартов. Сейчас есть Ф2-е гос образоват-е стандарты: совок-ть требований для реализации образоват-й программы. Требования - о содержании образоват-й программы (дисциплины), время, необходимое на освоения кажд дисциплины, требования к педагогич-му составу, требования к материально-технич-й оснащенноести применит-но к этой образоват-й программе. Сейчас устанавл-ся Ф2-е гос стандарты, к-е определ обязат-й минимум, Все остальное определ-ся образват-м учреждением или его учредителем (если это учреждение субъекта Ф2-ции - то орг-ми субъекта). Это - для общего образования. Для среднего и высш проф-го - есть стандарты от 2005 г. Должны меняться не реже чем раз в 10 лет. М и СПБ ГУ предоставлено право самост-но устанавливать стандарты. Стандарты - для единства образоват-го пространства. Дети, закончившие школы в разных регионах - должны иметь одинаковый ур-нь образования. Благодаря стандартам можно обеспечить преемственность образования (переход из одного ур-ня в др-й).

3) Гос контроль кач-ва образования – гос итог атт-ция и проверка уполн.ОГВ.

- Гос-я итоговая аттестация выпускников. Именно гос-я, а не самого образоват-го учреждения. Для ср-го образования - такая форма- ЕГЭ. С 2009 г это единственно возможная форма итоговой аттестации. Правила проведения ЕГЭ, дисциплины, по к-м они провод-ся определ-ся централизованно МинОбразования - для того, чтобы все выпускники проходили одинаковые испытания. + его результаты явл-ся также основанием для конкурсного зачисления на следующий ур-нь образования.

- Контролирующая деят-ть Ф2-й службы по науке и образованию. Она может проводить проверки (выездные и камеральные). Ограничения ее деят-ти - устанол Пост Прав-ва от 20 февр 2007 г: плановые проверки- не чаще 1 р в 2г. Внеплановые проверки м осущ-ся не по инициативе Рос образования, а только по обращению физ или юр лиц о нарушении их прав в сфере образования, решения общего собрания родителей обучающихся, самих обучающихся. По результатам проверки Рос образование выдает предписания. Руководитель образоват-го учреждения, не исполнивший предписания - может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

 

29. Понятие, субъекты, формы, способы и меры защиты социально-трудовых прав граждан.
Трудовое право имеет ярко выраженную соц направл-ть. Обуславливается объективными причинами. исторически: 19 в - различн восстания и постепенно появл-ся 1-е з-ны об охране трудада (в рамках полицейского права), которые и составили инст-т охраны Т-да. А в рамках гражданского права начал обособляться институт трудового договора. Так и возникло ТП в 19-20 вв. Эта отрасль возникла, чтобы правовыми ср-ми защитить права работников. Права и работодателя нуждаются в защите, но раб-к находиться в менее выгодном положении. Сущ. т.н. «работодат.власть» Любой совместн труд нуждается в управлении. Это объективная потребность в орг-ции труда, но эта власть д.б. ограничена. Вся история развития Т-го права - она пытается пр-ми ср-вами компенсировать нерав-во работника и раб-дателя.

Власть работодателя состоит из 3 видов. 1. придя в орг-цию работник уже начинает подчиняться многочисленным правилам, установленным раб-дателем (нормативная власть раб-дателя).2. Власть распорядит-я (директивная)- раб-датель имеет право давать раб-ку задания в рамках исполняемой раб-ком ф-ции. 3. Дисциплинарн власть - раб-датель имеет право применить к работнику меры дисц отв-ти (объявить выговор). При этом зак-во, предоставляя определенные права раб-дателя в отнош-ии раб-ка, обязат-но предусматривает опредле-е гарантии для раб-ка.

Защита соц труд прав работников связ с соц.направленностью ТП. Легальное понятие защиты социальных прав работников отсутствует. Можно определить как правореализующая детя-ть, осущ-мая в установл-м зак-вом порядке как самим работником непосредственно или через представителей, так и уполномоченными на то орг-ми. Эта деят-ть выражается в применении прав мер к раб-дателю, к-й не выполн возлож-е на него об-ти или совершает действия, мешающие норм осущ прав раб-ками.

Метод пр-го регулир-я (совок-ть приемов и способв воздейстия г-ва на субъектов пр-гоповедения с целью его регулир-я) - сочетание публично-пр-го и частно-правового, императивн и диспозитивн регулирования.

Защитн ф-ция Т-го пр: сущ-ние императивн норм (норм, устанавливающ запреты для раб-дателя во многих случ, в обл-ти охраны Т-да. Нормы предписания, устанавливающие те или иные процедуры взаимодейств раб-дателя и раб-ка), процедура измен-я условий Т-го договора по инициативе раб-дателя; процедура получения мнения профсоюза в тех или иных случ).

Субъектный состав: сущ-ют общие нормы, общие запреты - для всех работников. Но в отнош-ии отдельн категорий раб-ков (наиб уязвимы по сравнению с др категориями) сущ-ет свое пр-е регулир-е, н/л-е, лица с семейными обязанностями - польз-ся повыш-й защитой в сфере Т-х отношений.

Защите подлежат: 1) труд права (на оплату труда) 2) др.соц.права, не имеющ прямого отнош к сфере труда (на образование-если раб-к совмещает работу с обр-м)

Сущ. отдельн институт Т-го права: инст Т-го договора (заключение ТД - запрет дискриминации при заключении ТД, процедуры при изменении, прекращении ТД), Инст оплаты Т-да –(устанавл тоже мин-е гарантии) – нормы гарантии, обеспеч соц права раб-ка.

Субъекты, осущ защиту прав раб-в:

1. сами раб-ки, права к-х нарушены или оспариваются раб-дателем.

2. уполномоченные органы. Их м разделить на 2 вида:

- гос орг. Среди них выделс-я:

a. орг общей компетенции (осущ защиту прав и свобод чел-ка и гр-на, в т.ч. соц-но пр-х прав раб-ков) - КС,суды общей юрисдикц, П5-ра, уполномоч-й по пр-м чел-ка).

b. специализированые орг - спец-но уполномоч-е орг гос-но надзора и контроля.

негос-е орг и орг-ции: комиссии по Т-м спорам и проф союз.

Формы защиты соц прав раб-ков - установл-я зак-вом разновидн-ть правореализующей деят-ти по примен-ю допустимых пр-х мер защиты. формы защиты - 2 вида:

1. Юрисдикционные. Органы по рассмотрению индивид-х Т-х споров (КТС, суды общей юрисдикции), спец-но уполномоченные орг гос надзора и контроля, орг общей компетенции.

2. Неюрисдикционные. К ним относят-ся: самозащита и согласительные процедуры (переговоры с раб-дателем с целью достижения соглашения по существу возникших разногласий).

Спсособы защиты прав - предусмотр-е з-ном процедуры, в рамках к-х осущ-ся применение допустимых с т.з. з-на пр-х мер защиты. Осн-е способы защиты - в ТК: 1)самозащита раб-ками, 2)защита раб-ков профсоюзами, 3)гос-й надзор и контроль за соблюдением Т-го з-д-ва, 4)суд-я защита.

Меры защиты:

- восстановление раб-ка на работе

- возмещение раб-ку матер-го ущерба

- обязывание раб-дателя предоставить раб-ку надлежащие условия Т-да.

- компенсац моральн вреда

- отмена дисциплинарн взыскания и т.д.

- пресечение распростр-я информ, содержащей персональн данные раб-ка и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.