Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий и образовательные технологии 2 страница




Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос и обсуждение докладов

 

 

Тема: Экономические системы. Собственность и хозяйствование

Цель занятия: изучить понятия: экономические агенты, экономические интересы, определить сущность и структуру экономических систем, исследовать сущность и структуру понятия собственности (ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Экономические агенты и их взаимосвязь.

2. Определение сущности и структура экономических систем

3. Сущность и структура собственности

 

Темы докладов и рефератов:

Противоречивость интересов и разрешение противоречий как оптимальная форма социально-экономического развития современного общества.

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Общая характеристика различных форм хозяйства (форм производства)

2. Сущность собственности как экономической категории.

3. Экономическая теория прав собственности: структура прав, передача прав, согласование обязанностей.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос и обсуждение доклада

 

 

Тема: Общая характеристика рыночной экономики.

Цель занятия: изучить основы рыночной экономики, современные модели рыночной экономики, раскрыть структуру современной рыночной системы.

(ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Формы рыночной экономики, основанные на частной и коллективной формах собственности на средства производства.

2. Современные модели социально-ориентированной рыночной экономики. Смешанные системы.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Структура современной экономической системы

2. Объективные условия и экономическая система современной России.

 

 

Образовательные технологии: круглый стол

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Чистый капитализм, его основные институты и принципы.

2. Выбор экономической системы, критерий выбора - уровень трансакционных издержек.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный обмен мнениями и обобщение выступлений.

 

 

Тема: Теория производства.

Цель занятия: изучить понятие производственной функции, нормы технического замещение, динамики предельного продукта фактора производства и производственную функцию.

(ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Производственная функция в коротком и длительном периоде.

2. Неоклассическая экономическая теория.

3. Неокейнсианская экономическая теория.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Эластичность замещения факторов эффект масштаба.

2. Вертикальная и горизонтальная интеграция.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Закон убывающей предельной производительности.

2. Отличия организационных форм предпринимательства.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

Тема: Предприятия в современной экономике.

Цель занятия: изучить сущность производства и производственного процесса, проанализировать четыре фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательство.

(ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие производства и производственный процесс.

2. Четыре фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательство.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Производственная функция и ее виды.

2. Производительность и интенсивность труда.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал.

2. Предпринимательство как фактор производства.

 

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

Тема: Издержки производства.

Цель занятия: изучить понятие издержек производства и их виды (общие, средние и предельные издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также понятие прибыли и ее виды.

(ОК-12)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и виды издержек производства

2. Экономические и бухгалтерские издержки.

3. Понятие прибыли и ее виды.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Условия минимизации издержек.

2. Условия максимизации прибыли.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Экономия на масштабе производства.

2. Альтернативные издержки.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

 

Тема: Спрос и предложение, их эластичность.

Цель занятия: изучить понятие спрос и предложение, эффект дохода, эффект замещения, закон предложения и их эластичность (ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Рыночное равновесие (по Маршалу, Вальрасу).

2. Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса.

3. «Невидимая рука» рынка.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Эластичность спроса и предложения.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

2. Факторы эластичности спроса.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

Тема: Теория потребительского поведения.

Цель занятия: изучить категории полезность, потребности, потребительские предпочтения, бюджетное ограничение и потребительский выбор, исследовать индивидуальный спрос и его динамики (ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Полезность, потребности и потребительские предпочтения.

2. Закон убывающей предельной полезности

3. Бюджетное ограничение и потребительский выбор.

4. Индивидуальный спрос и его динамика

 

Темы докладов и рефератов:

3. Кривые безразличия и предельная норма замещения одного блага другим. Эффект дохода и эффект замещения.

4.. Бюджетные ограничения и покупательная способность.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Закон убывающей предельной полезности.

2. Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменения цен и дохода. Кривые Энгеля.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

Тема: Несовершенная конкуренция и рыночная власть.

Цель занятия: изучить понятие конкурентных рынков, их особенности и классификацию, понятие несовершенной конкуренции и ее роль в экономике.(ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Конкурентные рынки.

2. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция

3. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Рыночная власть.

2. Принципы антимонопольной политики.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Монополия на рынке.

2. Олигополия, как современная рыночная структура.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

 

Тема: Несовершенная конкуренция и рыночная власть.

 

Цель занятия: изучить понятие конкурентных рынков, их особенности и классификацию, охарактеризовать виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции, исследовать принципы антимонопольной конкуренции (ОК-8)

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Совершенная конкуренция и ее особенности.

2. Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике.

3. Принципы антимонопольной политики.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, формирование рыночной цены.

2. Сущность антимонопольной политики государства.

 

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Понятие конкурентных рынков, их особенности и классификация.

2. Характеристика инструментов антимонопольной политики

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

 

Тема: Рынки факторов производства и рыночное ценообразование

Цель занятия: дать характеристику факторов производства, исследовать предложение факторов производства для фирмы и отрасли, изучить механизмы равновесия на конкурентном рынке факторов производства. (ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Рынки факторов производства.

2. Предложение факторов производства для фирмы и отрасли.

3. Равновесие на конкурентном рынке факторов производства.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Закон убывания предельного продукта и предельного дохода.

2. Функциональное и персональное распределение совокупных результатов производства.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Динамика спроса на факторы производства.
  2. Трансфертное вознаграждение и экономическая рента.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

Тестирование. Вариант №1:

 

1) Микроэкономика - это анализ экономики:

а) отдельного предприятия, б) отдельной страны, в) всех стран вместе взятых. г) всей экономики в целом.

2 ) Рынок — это механизм отношений между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу: а) обмена, б) производства, в) распределения, г) потребления всей массы произведенных товаров и услуг.

3) Бартер – это: а) обмен натуральными благами; б) купля – продпжа посредством денег; в) аренда; электронная торговля.

4) Инфраструктура рынка обеспечивает благоприятные условия для: а) всей экономики, б) отдельной фирмы или домохозяства; в) для группы фирм; г) отдельного региона.

5) Инфраструктура рынка ра­бочей силы охватывает: а) биржи тру­да, службы занятости; б) аукционы, ярмарки, товар­ные биржи; в) банковскую систему, фондовую биржу; г) торго­во-промышленные палаты, торго­вые дома. переподготов­ку рабочей силы, организацию об­щественных работ, регулирование миграции населения и др.

6) Постоянные издержки фирмы — это:

а) издержки, не зависящие от объема производства; б) заработная плата предпринимателя;

в) затраты на сырье и материалы;

г) издержки, зависящие от объема производства.

7) Переменные издержки - это:

а) расходы на заработную плату, сырье и материалы, нормальную прибыль;

б) затраты на приобретение станков и другого оборудования;

в) затраты на строительство неподвижных сооружений.

8) Корпорация – это: а) монополия; б) б) товарищество; в) единоличное владение; г) отдельное предприятие

9) Где наиболее распространена единоличная фирма в:

а) сельском хозяйстве.

б) автомобилестроении;

в) дорожном строительстве.

10 ) Какие условия необходимы для создания корпорации:

а) акционерный капитал;

б) капитал двух собственников;

в) единоличный капитал.

11) В условиях монополистической конкуренции фирмы производят:

а) дифференцированный продукт и стандартизированный продукт; б) только стандартизированный продукт;

в) продукты на заказ.

12) Производственная функция раскрывает связь: а) между выпуском, капиталом, трудом и НТП; б) между доходами и расходами; в) между нормой процента и инвестициями; г) между производством и сбытом готовой продукции.

13) Трансфертные платежи- это:

а) государственные платежи, не связанные с производством экономических благ;

б) один из видов налогов;

в) одна из форм арендной платы.

14) Олигополия — это: а) такая рыночная структура в которой доми­нирует небольшое число продавцов, б) вход в отрасль новых производи­телей неограничен; в) входящие фирмы не согласуют свои решения.

Определение цены в условиях олигополии базируется на принципах: а) тайного всеобщего сговора; б) индивидуального похода; в) открытого обсуждения; г) благотворительности.

15) Картель — это:

а) объединение фирм, согла­сующих свои решения по поводу цен и объемов продукции; б) преобладание индивидуальной стратегии; в) отсутствие квот для каждого участника картеля; г) пренебрежение кон­тролем над выполнением принятых решений.

16) Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершен­ной конкуренции:

а) акций;

б) автомобилей;

в) обуви;

г) электродрелей.

17) Олигополия — это рыночная структура, где оперирует:

а) небольшое число конкурирующих фирм;

б) только одна крупная фирма;

в) большое число фирм, производящих однородный продукт;

г) большое число фирм, производящих дифференцированную про­дукцию.

18) Чтобы получить макси­мум прибыли в краткосрочный период, фирма должна:

а) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска; б) снизить цену и увеличить объем выпуска;

в) повысить цену и снизить выпуск;

г) снизить цену и сократить выпуск

19) В долгосрочном периоде фирма достигает минимального уровня издержек, когда:

а) увеличивается масштаб производства; б) предельный доход равен цене;

в) предельные издержки больше предельного дохода. г) предельные продукты всех факторов одинаковы.

20) Спрос на ресурс зависит от:

а) цены продукта, производимого при помощи данного ресурса;

б) цен ресурсов-заменителей;

в) цен взаимодополняемых ресурсов;

 

Критерий оценки в баллах: за каждый правильный ответ - один балл.

 

 

Раздел II. Макроэкономика.

 

Тема: Национальная экономика и основные показатели ее измерения. Макроэкономическое равновесие.

Цель занятия: изучить понятия, цели, и основные инструменты макроэкономики, усвоить фундаментальные макроэкономические показатели (ОК-8)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, цели и инструменты макроэкономики.

2. Макроэкономические показатели.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Сущность и многогранность общественного воспроизводства.

2. Валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП)

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Национальная экономика, как единое целое.
  2. Типы, критерии и показатели расширенного воспроизводства.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция и безработица.

Цель занятия: изучить макроэкономическую нестабильность развития экономических систем: цикличность, инфляцию и безработицу (ОК-12)

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Экономический цикл, его причины и фазы.

2. Безработица, ее изменение и виды.

3. Инфляция, ее сущность и измерение.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Эволюция экономических циклов.

2. Безработица и ее формы.

3. Причины и механизм инфляции

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Экономические циклы.

2. Социально – экономические последствия безработицы.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (Модель AD – AS).

Цель занятия: изучить понятие совокупного спроса и совокупного предложения и их равновесие (ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Совокупный спрос, факторы и влияющие на него факторы.

2. Равновесие в модели AD-AS.

3. Совокупное предложение, фактический и потенциальный уровень.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Неценовые факторы и сдвиги совокупного спроса.

2. Совокупные расходы и их структура.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Шоки спроса и предложения

2. Потребление и сбережение.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

Тема: Денежный рынок, банковская система и кредитно-денежная политика.

Цель занятия: изучить экономическую природу и функции денег, принципы функционирования банковской системы (ОК-12,ОК-8)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Количественная теория денег.

2. Эволюция денежной системы.

3. Банковская система.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Центральны Банк и коммерческие банки

2. Равновесие на денежном рынке.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Резервная форма организации банковской системы.

2. Эффективность кредитно-денежной политики.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

Тема: Бюджет, налоги и фискальная политика.

Цель занятия: изучить сущность финансовой системы, бюджета, налоговой системы (ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Государственные доходы и расходы

2. Виды государственной фискальной политики.

3. Бюджетно-налоговая политика.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Налогообложение и равновесный объем национального выпуска.

2. Эффективность бюджетно-налоговой политики.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Мультипликатор государственных расходов.

2. Государственный долг.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

 

Тема: Теория экономического роста.

Цель занятия: выявить взаимосвязь экономического роста и экономического развития, источники экономического роста, изучить механизмы государственного регулирования экономического роста (ОК-12)

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь экономического роста и экономического развития.

2. Источники экономического роста.

3. Государственное регулирование экономического роста.

 

Темы докладов и рефератов:

  1. Социально-экономическое значение экономического роста.
  2. Факторы возможности экономического роста.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Проблема качественной оценки экономического роста.
  2. Факторная модель экономического роста.
  3. Активизация социальных факторов экономического роста

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Теория международной торговли.

Цель занятия: изучить понятие платежного баланса, его структуры и изменение валютных курсов (ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Номинальный и реальный валютный курс.

2. Платежный баланс и его структура.

3. Валютный рынок.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Плавающий валютный курс.

2. Специализации на основе сравнительных преимуществ.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Выигрыш от внешней торговли.

2. Международное разделение труда.

3. Мультипликатор внешней торговли.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.


1. Тестирование. Вариант №1:

1. Понятие «макроэкономика» впервые ввел в научный оборот:


a) Дж.М.Кейнс;

b) Р.Фриш;

c) П.Самуэльсон;

d) С.Кузнец;

e) А.Маршалл.


2. Основоположником макроэкономики как науки является:


a) Дж.М.Кейнс;

b) А.Маршалл;

c) А.Смит;

d) К.Макконнелл;

e) И.Фишер.


3. К проблемам, которые не изучает макроэкономика, относится:


a) Экономический рост;

b) Безработица;

c) Обращение денег;

d) Монополистическая конкуренция;

e) Государственный долг.


4. Макроэкономическим показателем не является:


a) Цена компьютера;

b) Дефицит торгового баланса;

c) Темп роста ВВП;

d) Уровень безработицы;

e) Уровень цен.


5. Макроэкономика не пытается ответить на вопрос:

a) Почему доходы сегодня выше, чем они были 50 лет назад;

b) Что такое норма отдачи от образования;

c) Почему некоторые страны имеют высокий уровень инфляции;

d) Что служит причиной спадов и подъемов в экономике;

e) От чего завит валютный курс.

6. Макроэкономика отличает от микроэкономики тем, что она:

a) Использует принцип «при прочих равных условиях»;

b) не использует гипотез;

c) оперирует агрегированными величинами;

d) использует понятие экономического равновесия;

e) исследует рынок труда.

7. Показателем потока не является:


a) Располагаемый доход;

b) предложение денег;

c) налоги;

d) прибыль;

e) нет верного ответа.


8. Какое равенство неверно для трехсекторной модели экономики:


a) S-I=G-T;

b) S+G=I+T;

c) S+T=G+I;

d) S=(G-T)+I.


9. В понятие «инъекции» включается:


a) трансфертные платежи;

b) импорт;

c) сбережения;

d) налоги;

e) нет верного ответа.


10. Если частные сбережения равны 200 млрд. дол., бюджетный дефицит составляет 50 млрд. дол, а дефицит торгового баланса равен 10 млрд. дол., то инвестиции равны:


a) 140 млрд. дол.;

b) 150 млрд. дол.;

c) 160 млрд. дол.;

d) 200 млрд. дол.;

e) 260 млрд. дол..

11. Добавленная стоимость не включает:

a) Заработную плату;

b) Амортизацию;

c) Прибыль;

d) Стоимость сырья и оборудования;

e) Все ответы верны.

12. Компания по производству тканей продает мебельной фабрике гобелены на сумму 200 тыс. руб., а деревообрабатывающий комбинат - заготовки для производства диванов на 600 тыс. руб. Изготовленные диваны проданы местным жителям за 1200 тыс. руб. В результате ВВП возрастает на:

a) 400 тыс. руб.;

b) 1200 тыс. руб. минус прибыль мебельной фабрики;

c) 1200 тыс. руб.;

d) 2000 тыс. руб.;

e) определенно сказать нельзя.

13. Гражданин России временно работает в США, в американской фирме. Его доходы входят:

a) в ВНП США и ВНП России;

b) в ВНП США и ВВП России;

c) в ВВП США и ВНП России;

d) в ВВП США и ВВП России;

e) Определенно сказать нельзя.

14. Если ВВП составил 5360 млрд. дол., сумма потребительских расходов – 3750 млн. дол., инвестиции – 1100 млрд. дол., и государственные закупки товаров и услуг – 600 млрд. дол., налоги – 700 млрд. дол., трансферты – 150 млрд. дол., а импорт – 120 млрд. дол. Экспорт равен:

a) 30 млрд. дол.;

b) 210 млрд. дол.;

c) 340 млрд. дол.;

d) 440 млрд. дол..

15. В национальный доход включаются:

a) Чистые инвестиции в основной капитал;

b) чистые инвестиции в жилищное строительство;

c) инвестиции в запасы;

d) все предыдущие ответы верны;

e) чистые инвестиции не включаются в национальный доход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.255 сек.