КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий и образовательные технологии 3 страница
16. Если из национального дохода вычесть налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль корпораций и взносы на социальное обеспечение, а затем прибавить трансфертные платежи, то полученная сумма представляет собой: a) располагаемый личный доход; b) личный доход; c) дивиденды; d) доходы собственников; e) заработную плату.
Критерий оценки в баллах: за каждый правильный ответ - один балл. Раздел III. Институциональная экономика.
Тема: Введение в институциональный анализ Цель занятия: изучить неоклассическую экономическую теорию, традиционный и новый институционализм. Определить понятие института и их функции (ОК-12)
Вопросы для обсуждения: 1. Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. 2. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления. 3. Определение понятия института. Функции институтов. Темы докладов и рефератов: 1. Поведенческие предпосылки новой институциональной теории. 2. Новая институциональная теория и ее место в системе экономической науке.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Трансакционные издержки Цель занятия: изучить понятие трансакционные издержки, их виды и особенности, механизмы измерения трансакционных издержек (ОК-12,ОК-8) Вопросы для обсуждения: 1. Понятие трансакции. 2. Измерение трансакционных издержек. Темы докладов и рефератов: 1. Виды рыночных трансакционных издержек и средства их минимизации. 2. Измерение трансакционных издержек в экономике
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Экономическая теория прав собственности Цель занятия: усвоить содержание прав собственности, спецификация прав собственности, исследовать альтернативные способы проявления внешних эффектов (ОК-12)
Вопросы для обсуждения: 1. Определение прав собственности и основных понятий. 2. Альтернативные способы проявление внешних эффектов. Теорема Коуза. 3. Теории возникновения и изменения прав собственности.
Темы докладов и рефератов: 1. Внешние эффекты и несостоятельность рынка. 2. Теории возникновения и изменения прав собственности: наивная теория, теория групп давления, теория рентоориентированного поведения.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Спецификация прав собственности 2. Расщепление прав собственности и пучок прав собственности. 3. Размывание прав собственности. Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Экономический анализ контрактов Цель занятия: усвоить содержание теории контрактов, классификации контрактов, исследовать факторы, влияющие на выбор типа контракта (ОК-8)
Вопросы для обсуждения: 1. Теория контрактов: классификация основных направлений. 2. Классификация контрактов: классический, неоклассический и отношенческий. 3. Альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия. Темы докладов и рефератов: 1. Моральный риск и институциональные способы его предотвращения. 2. Экономическое содержание теории контрактов.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Понятие совершенного контракта. 2. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения. Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Институциональные теории фирмы Цель занятия: усвоить содержание неоклассической теории фирмы, осуществлять сравнительный анализ форм экономических организаций (ОК-12,ОК-8)
Вопросы для обсуждения: 1. Неоклассическая теория фирмы. 2. Сравнительный анализ форм экономических организаций. Темы докладов и рефератов: Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Найт, Коуз, Алчиан и Демсец, Уильямсон, Харт).
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация, регулируемое предприятие, 2. Государственные фирмы. 3. Некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением. Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Экономическая теория государства Цель занятия: исследовать роль и место государства в экономических процессах, усвоить сущность неоклассической теории государства (ОК-12,ОК-8)
Вопросы для обсуждения: 1. Объяснение феномена государства. 2. Неоклассическая теория государства Норта. 3. Модель стационарного бандита МакГира – Олсона. Темы докладов и рефератов: 1. Теория социального контракта. 2. Теория насилия.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Неоклассическая теория государства Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос
Тема: Теория институциональных изменений Цель занятия: усвоить основные источники институциональных изменений, исследовать теории Норта, Алчиана, Фридмана (ОК-12) Вопросы для обсуждения: 1. Стабильность институтов и институциональные изменения. 2. Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов. 3. Применение методов эволюционной теории игр в анализе формирования и изменения институтов. Темы докладов и рефератов: Основные источники институциональных изменений.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Сущность теории институциональных изменений. Формы контроля самостоятельной работы студентов: защита реферата Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос.
1) При увеличении ставок заработной платы произойдет: а) сокращение занятости, если спрос на труд эластичен; б) сокращение занятости, если спрос на труд абсолютно неэластичен; в) увеличение занятости, если спрос на труд эластичен; г) увеличение занятости, если спрос на труд неэластичен. 2) По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить: а) большую ставку зарплаты и нанимать меньше рабочих; б) меньшую ставку зарплаты, но нанимать больше рабочих; в) меньшую ставку зарплаты, нанимая то же количество рабочих; г) меньшую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих. 3) Ставка процента по облигациям будет тем ниже, чем: а) короче срок, на который они выпущены; б) больше возможный риск; в) ниже ликвидность; г) больше ожидаемая инфляция. 4) При принятии решений об инвестициях фирмы принимают во внимание: а) реальную процентную ставку; б) номинальную процентную ставку; в) норму прибыли; 5 ) Цены не могут различаться в зависимости от: а) желания потребителей; б) объема потребления (скидки оптовым покупателям); в) дохода покупателя, если он известен продавцу; г) времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.); д) качества товара или услуги. 6) Провалы (фиаско) рынка возникают в следующих ситуациях: а) когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов; б) когда действие механизма конкурентных рынков приводит к максимизации общественной полезности;в) отсутствуют внешние эффекты. 7) Оппортунистическое поведение приводит к: а) не соблюдению контракта с целью получения прибыли за счет партнеров; б) взаимовыгодному сотрудничеству; в) росту прибылей партнеров. 8) Назовите показатели, которые не характеризуют макроэкономику: а) общий уровень цен, б) валовой национальный продукт (ВНП), в) размер сбережений, г) совокупный спрос и совокупное предложение, д) уровень безработицы, инфляция и т.д. ж) размер прибыли отдельной фирмы. 9 ) ВВП - это: а) стоимость конечной продукции, произведенной в стране в течение года; б) сумма продукции всех отечественных фирм; в) общее количество доходов, полученных населением страны; г) стоимость товаров и услуг, произведенных в частном секторе. 10) В чем состоит различие между реальным и номинальным ВНП: а) первый учитывает инфляцию, а второй — нет; б) второй учитывает инфляцию, а первый — нет; в) первый рассчитывается на душу населения, второй нет; г) различий нет. 11) Валовые частные инвестиции учитываются при расчете: а) ВНП по методу потока расходов; б) ВНП по методу потока доходов; в) личного дохода; г) национального дохода. 12) Национальный доход — это: а) рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль компании; б) инвестиции; в) личный доход минус индивидуальные налоги; г) ВВП минус (косвенные налоги +амортизация). 12) Уровень безработицы определяется как а) доля безработных к общему числу работающих; б) доля безработных ко всему населению; в) доля временно неработающих людей к общему числу работающих; г) доля постоянно неработающих людей ко всему населению. 13) Какое из ниже приведенных определений инфляции верно: а) повышение цен на автомобили; б) повышение цен на транспортные услуги в) результат нарушения законов денежного обращения; в) повышение общего уровня цен; г) переполненные сферы обращения денежными знаками. 14) Кто больше всего пострадает от инфляции: а) предприниматели; б) владельцы сбережений; в) рабочие; г) лица с фиксированным доходом. 15) Кривая совокупного спроса выражает отношение между: а) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг, б) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении; в) уровнем цен, который предлагают покупатели, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов; г) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении. 16 ) Если налоги на прибыль корпораций растут, то: а) совокупное предложение сокращается, б) совокупное предложение растет, в) сокращаются совокупное предложение и совокупный спрос; г) растут совокупное предложение и совокупный спрос. 17 ) Какое из перечисленных отношений выражает обратную зависимость? а) между инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки; б) между потребительскими расходами и располагаемым доходом; в) между сбережениями и уровнем потребительской ставки; г) между инвестиционными расходами и национальным доходом. 18) Мультипликатор — это: а) коэффициент, который показывает, во сколько раз возрастает доход при данном росте инвестиций; б) величина, обратная склонности к потреблению; в) коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастут инвестиции при росте дохода; г) показатель макроэкономического равновесия. 19 ) Мультипликатор сбалансированного бюджета: а) равен 1; б) больше 0, но меньше 1; в) не зависит от MPC; г) нет данных для его определения. Ответ - а 20) Эффект акселератора показывает: а) зависимость национального дохода от инвестиций; б) зависимость уровня национального дохода от изменений в инвестициях; в) зависимость уровня инвестиций от темпов изменения национального дохода; г) зависимость национального дохода от государственных вливаний. 21 ) Во время инфляции: а) рост номинального ВНП опережает рост реального ВНП; б) номинальный ВНП растет так же, как и реальный ВНП; в) их рост не связан между собой; г) рост номинального ВНП отстает от роста реального ВНП. 22) Инфляция спроса возникает тогда, когда: а) экономика развивается в условиях полной занятости; б) предложение превышает спрос; в) издержки производства растут; г) производители повышают цены на свои товары. д) все хотят купить именно этот товар или услугу 23) Источником инфляции не может быть: а) монопольное ценообразование; б) милитаризация экономики; в) избыточная эмиссия денег; г) сокращение процентных ставок. 24) Может ли безработица быть благом для экономики, если: а) безработица приводит к сокращению уровня потребления; б) безработица способствует росту теневой экономики; в) заставляет людей искать любые источники доходов, в том числе и нелегальные; г) наличие безработицы активизирует деятельность профсоюзов; д) страх потерять работу — сильнейший стимул эффективного труда. – д. 25 ) M1 в РФ включает в себя: а) наличные деньги; б) наличные деньги и средства на текущих расчетных счетах в банках, дорожные чеки; в) наличные деньги и все банковские вклады; г) наличные деньги и срочные вклады; 26) Правительственная политика в области правительственных расходов и налогообложения называется: а) фискальной политикой; б) монетарной политикой; в) политикой распределения доходов; г) кредитной политикой. 27) Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах — это: а) технологические изменения в производстве; б) увеличение числа занятых; в) общий прирост объема применяемого капитала; г) реализация экономической политики государства. 28) Экстенсивный тип экономического роста не предполагает: а) технологических изменений в производстве; б) освоение новых территорий; в) увеличение количества занятых; г) увеличение объема применяемого капитала. 29) Как можно обеспечить экономический рост? Можно ли одновременно решать три проблемы: 1) через 10 лет удвоить объем ВВП; 2) увеличить расходы на борьбу с нищетой и 3) перевести армию на контрактную систему. 30) Приватизация — это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате: 1) передачи государственных предприятий в частные руки путем продажи; 2) распределения государственной собственности среди населения страны бесплатно; 31) закрытой продажи предприятия собственному персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия); 4) открытой продажи предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу конкретного предприятия. Критерий оценки в баллах: за каждый правильный ответ - один балл.
Комплексные ситуационные задания. 1. Экстенсивный путь экономического роста представляет собой прирост продукта, но не зависит от такого показателя, как: а) повышение интенсивности труда; б) повешение производительности труда; в) увеличение занятых производственных ресурсов; г) увеличение занятых финансовых ресурсов.
2. Интенсивный путь экономического роста характеризуется следующими показателями:
а) повышение интенсивности труда; б) повышение производительности труда; в) увеличение занятых производственных ресурсов; г) увеличение занятых финансовых ресурсов.
3. Экономический рост испытывает на себе влияние следующих факторов:
а) уровень накоплений; б) прирост населения; в) развитие научно-технического прогресса; г) все предыдущие ответы верны.
4. Ключевой уравновешивающей величиной модели Солоу является:
а) норма потребления; б) уровень капиталовооруженности; в) норма сбережений; г) все предыдущие ответы неверны.
5. Какое экономическое направление считало источником богатства сферу обращения?
а) классическая школа; б) меркантилизм; в) маржинализм.
6. Автором термина «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ» является:
а) В.Петти; б) А. Смит; в) А. Монкретьен.
7. Экономическая теория, выражающая интересы торговцев в эпоху первоначального накопления капитала – это: а) физиократизм; б) меркантилизм; в) институционализм.
8. Какое экономическое направление обосновало тезис, что «ЧИСТЫЙ ДОХОД - ЭТО ДАР ПРИРОДЫ»? а) маржинализм; б) марксизм; в) физиократизм.
9. Кто впервые разделил капитал на «ОСНОВНОЙ» и «ОБОРОТНЫЙ» (т.н. «первоначальные» и «ежегодные» авансы)? а) А. Смит; б) Ф. Кенэ; в) К. Маркс.
10. Меркантилисты утверждали, что: а) богатство – дар природы; б) чем больше денег в стране, тем она богаче; в) чем больше произведено в стране материальных благ, тем она богаче.
11. Кто выводил стоимость товара из того, сколько своего собственного труда сэкономит производитель путем обмена с другим производителем? а) К. Маркс; б) А.Смит; в) Д. Кейнс.
12. Какой смысл вкладывал А. Смит в понятие «НЕВИДИМАЯ РУКА ПРОВИДЕНИЯ»? а) действие объективных экономических законов; б) интуицию производителей? в) государственное регулирование.
13. Кто из экономистов обосновал «ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ»? а) Д. Риккардо; б) А. Смит; в) Т. Виблен.
14. Автором закона, сгласно которому в экономике всегда существует полная реализация, т.к. «ВСЯКОЕ ПРОИЗВЛДСТВО ПОРОЖДАЕТ ДОХОДЫ, НА КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТСЯ ТОВАРЫ РАВНОЙ СТОИМОСТИ», является: а) А. Смит; б) Ж.Б. Сей; в) Д. Риккардо.
15. Кто сформулировал определение «ТОВАР – ЭТО ПРОДУКТ ТРУДА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ОБМЕНА ПУТЕМ КУПЛИ ПРОДАЖИ»? а) Т. Мэн; б) Аристотель; в) К. Маркс.
16. Какова у А. Смита историческая последовательность возникновения разделения труда, обмена и рыночного хозяйства? а) обмен - разделение труда - рыночное хозяйство; б) рыночное хозяйство - разделение труда - обмен; в) разделение труда - обмен - рыночное хозяйство.
17 Какое экономическое направлении своим основным тезисом считатет следующий: «ТОВАР – ЭТО БЛАГО, ИМЕЮЩЕЕСЯ В ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА И НА КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЕН ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС»? а) марксизм; б) меркантилизм; в) неоклассическая теория.
18 Какая группа экономистов выступала против частной собственности? а) австрийская школа; б) социалисты; в) классическая школа.
19 Какая экономическая школа определяет стоимость предельной полезностью? а) марксизм; б) маржинализм; в) меркантилизм.
20 Кто из экономистов является автором теории «предельной производительности»? а) А. Смит; б) К.Маркс; в) Д.Б. Кларк.
21 Кто впервые сформулировал понятие экономического равновесия? а) А. Маршалл; б) О. Курно; в) Д. Кейнс.
22. Кому принадлежит авторство первой математической модели народного хозяйства? а) Л. Вальрасу; б) Л. Канторовичу; в) В. Леонтьеву.
23. Кто из экономистов занимался проблемами воспроизводства и реализации общественного продукта? а) К. Маркс, В.И. Ленин, Ф. Кенэ, Ж Сисмонди; б) Аристотель, П.Т. Посошков, Т. Мэн; в) К. Менгер, Г. Шмоллер, Т. Веблен.
24. Какие экономические направления выступают за государственное регулирование экономики? а) классическая школа, маржинализм; б) кейнсианство, меркантилизм, марксизм; в) неолиберализм, анархизм.
25. Кто является автором извествного высказывания «МЫ МОГЛИ БЫ С РАВНЫМ ОСНОВАЕМ СПОРИТЬ О ТОМ, РЕГУЛИРУЕТСЯ ЛИ СТОИМОСТЬ ПОЛЕЗНОСТЬЮ ИЛИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА, КАК И О ТОМ, РАЗРЕЗАЕТ ЛИ КУСОК БУМАГИ ВЕРХНЕЕ ИЛИ НИЖНЕЕ ЛЕЗВИЕ НОЖНИЦ»? а) К. Маркс; б) К. Менгер; в) А. Маршалл.
26. Какое экономическое направление считатет, что в основе различия национальных экономик лежат исторические, политические, правовые, этические, религиозные факторы? а) маржинализм; б) историческая школа; в) классическая школа.
27. Какая экономическая теория считает денежную систему главным фактором изменения состояния экономики? а) кейнсианство; б) институционализм; в) монетаризм.
28.Какая экономическая теория обосновывает необходимость государственного стимулирования совокупного спроса? а) марксизм; б) ордолиберализм; в) кейнсианство;
29 Советский ученый Леонид Канторович был удостоен нобелевской премии за исследования: а) длинных волн конъюнктуры; б) системы «затраты - выпуск»; в) теории оптимального распределения ресурсов.
30. Согласно кейнсианской теории:
а) объем предложения на рынке товаров и услуг совершенно эластичен; б) объем спроса на рынке товаров и услуг совершенно эластичен; в) объем предложения на рынке денег совершенно эластичен;
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |