Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные направления современной экономической мысли




Неоклассическое: возникло как реакция на экон. теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Кризис и великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экон. проблемыо бщества.

Монетаризм: (М. Фридмен, Е. Гайдар) – теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Управление экономикой сводится к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, их количеством, находящемся в обращении и запасе, достижению сбалансированности госбюджета и установлению высокого кредитного банковского процента;
Неолиберализм: (Ф. Хайек, Л. Мизес) – необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.

Кейнсианское: основатель Дж. Кейнс. Обоснование госрегулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной масс.

Неокейнсианцы: Дж. Робинсон – в реальной действительности имеет место несовершенная конкуренция, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конкуренции, получают больше прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к спаду производства и безработице.

Институциально-социологическое: Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, У. Митчел. Экономика – система, где отношения между хоз. субъектами складываются под влиянием экон. и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические.

Неоинституционализм: отход от абсолютизации технических факторов, большее внимание к человеку.

 

 

3.Предмет экономической теории в понимании различных экономических школ. Позитивное и нормативное в экономике.
Школа меркантилистов:
отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Практическая функция этого учения сводилась к развитию товарно-денежных отношений. Главный практический вывод из этого учения — необходимость воздействий на экономическую политику государства, которая играет важнейшую роль в экономике.

Школа физиократов: перенесла предмет политической экономии — национальное богатство из среды обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства. Главный практический вывод утверждал необходимость ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики.

Английская классическая школа: расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях.

Основные направления и школы экономической мысли Предмет
Меркантилизм Физиократы Классическая политическая экономия Национальное богатство
Марксизм Производственные отношения
Историческая школа Национальное хозяйство в целом
Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика) Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей
Кейнсианство (макроэкономика) Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого
Институционально-социологическое направление Институты и институциональные изменения
Теория неоклассического синтеза (экономике) Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов
Экономическая теория Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях

 

4. Место экономической теории в системе экономических наук, ее функции и задачи.
1.Теоретическая
– изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества.
2.Мировоззренческая – формирование системного, научного мировоззрения.
3.Критическая – на основе познания законов, управляющих экономическими процессами и явлениями, вырабатывается механизм хозяйствования, его структура и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение.
4.Методологическая – выступает в качестве теоретического фундамента отраслевых наук, функциональных наук и ряда экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.
5.Прогностическая – научные прогнозы развития экономики, выявление перспектив общественного развития.

 

5. Приемы познания экономической наукой окружающей действительности и методы исследования.
1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

 

6. Понятие экономической системы и её общие моменты.

Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Понятие экономической системы разными экономистами трактуется по разному:

  1. Экономическая система- это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определённой географической территории (П. Грегори, Р. Стюарт).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.