Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список 2 страница. Мнение - одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений




Мнение - одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку каких-либо явлений, процессов, событий и фактов действительности.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности. М. – высший продукт особым образом организованной материи – головного мозга.

Наблюдение и эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - важнейшие методы эмпирического познания.

Научным наблюдением называют восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания

Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Народность характерна для традиционного общества.

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Научно-исследовательская программа - определенным образом связанная последовательность научных теорий. Концепция Научно-исследовательской программы входит в число основополагающих допущений методологии И. Лакатоса, видного представителя критического рационализма. Лакатос рассматривал рост «зрелой» теоретической науки как смену исследовательских программ, состоящих из непрерывно связанных серий теорий. Каждая теория программы (за исключением исходной) возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории.

Научный метод - система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.

Нация - это устойчивая совокупность людей, проживающая на общей территории, связанная единой хозяйственной деятельностью и обладающая разделяемыми всеми внутри сообщества основными принципами культуры. Признаки нации: общность исторической судьбы, единый язык и культура, единство территории, уклад экономической жизни, национальное самосознание.

Ноосфера (от греч. noos – разум и sphaira – шар) – наружная оболочка планеты Земля, преобразованная разумной деятельностью людей в соответствии с познанными ими законами организованности биосферы. Другими словами, ноосфера - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Общественное сознание - это совокупность философских, этических, эстетических, правовых, научных, экономических, религиозных и иных воззрений, взглядов, традиций, обычаев, нравов, так или иначе отражающих жизнь человеческого общества. Элементами общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание, общественная идеология и психология, формы общественного сознания.

Общественно-экономическая формация – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для выделения в целостном историческом процессе развития человеческого общества основных этапов, каждый из которых характеризуется специфической экономической структурой – способом производства, связанными с ним формами общественного сознания, социальной и политической структурой.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материально­го мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимо­действия людей и формы их объединения.

Общество риска - это общество, производящее технологические и социальные риски (прежде всего индустриальные) риски.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον - существо и γένεση - происхождение, рождение) - индивидуальное развитие организма от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до смерти. Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Описание, описательное высказывание, дескриптивное высказывание (от англ. description - описание) - высказывание, главной функцией которого является описание действительности. Если описание, даваемое высказыванием, соответствует реальному положению дел, высказывание считается истинным, если не соответствует - ложным.

Опровержение - рассуждение, направленное против выдвинутого утверждения, предположения или доказательства и имеющее своей целью установление его ложности или недоказанности.

Отрицание - философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса развития, борьбы противоположностей. Диалектика в "... позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании. "Истинное — естественное, историческое и диалектическое — отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение..." (Энгельс Ф. Там же, т. 20, с. 640).

Парадигма (греч. Paradeigma - пример, образец) - в современной философии науки - система теоретических, методологических, аксиологических (ценностных) установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Познание - творческая деятельность, субъективно ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Выделяют следующие формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

Полемика - спор направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. В политическую сферу входит деятельность государственных организаций, политических партий и политических массовых движений.

Понимание - универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. Понимание предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений.

Понятие - это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Постиндустриальное общество - это созданное на основе научно-технического прогресса и внедрения его достижений общество «высокого массового потребления», где основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

Практика (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная деятельность человека. Практика включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности.

Предрассудок - мнение, казавшееся когда-то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке.

Предсказание - выведение описания нового, еще не существующего или еще неизвестного явления из установленного общего положения и начальных условий.

Прогресс -(лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Производительные силы - это совокупность всех факторов, средств, используемых обществом в процессе производства. Сюда относятся люди с их знаниями и умениями, средства производства, технология и организация производства.

Производственные отношения - отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат отношения собственности, отношения обмена деятельностью на базе разделения труда, отношения по поводу распределения производственных материальных благ.

Пространство – это форма бытия материи, понятие, которое характеризует взаимное расположение сосуществующих объектов.

Противоположность – под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) вэаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; (3) взаимопроникают друг в друга.

Психика - совокупность явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать на основе образа окружающей среды. Ее главная функция – ориентация субъекта во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. В человеческой психике есть элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.

Развитие – закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Разум - ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения.

Рассудок - процесс развития теоретического мышления; предполагает взаимосвязь рассудка и разума. С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно квалифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

Расы - исторически сложившиеся группы людей, которым свойственна общность происхождения, наследственных морфологических и физиологических признаков, передаваемых потомству.

Регресс -(от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; Р. включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Речь – деятельность человека, заключающаяся в общении с др. людьми, в выражении и передачи им мыслей, посредством того или иного языка. Р. – это процесс пользования языком.

Римский клуб - авторитетнейшая международная организация ученых, философов и общественных деятелей, поставившая своей целью подготовку и публикацию докладов по животрепещущим проблемам современности.

Род - представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселе­ния, общим языком, общими обычаями и верованиями.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Свобо́да - в самом общем смысле, это наличие возможности выбора варианта исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.

Сингуля́рность - гипотетический взрывоподобный рост скорости научно-технического прогресса. (предположительно следующий из создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий).

Скачок - это коренной перелом в развитии, перерыв постепенности, процесс диалектического перехода одного качества в другое.

Смерть - необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть - это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание - это две стороны единой окружающей нас природы. На Земле известен только один вариант жизни - жизнь белковых макромолекул.

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия; возникает в процессе трудовой деятельности и неразрывно связано с языком.

Сословия – это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях и законах правами и обязанностями, предаваемыми по наследству.

Социальная группа - это объединение людей по социально значимым критериям: полу, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, образованию и пр.

Социальная дифференциация - это разделение общества на различные социальные субъекты, социальные группы, слои, занимающие различное место в обществе, живущие по специфичным законам, относительно самостоятельно.

Социальная мобильность - переход людей из одних социальных групп в другие. Различают горизонтальную мобильность, подразумевающую переход человека в группу того же уровня, что и прежняя, и вертикальную мобильность, предполагающую перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую.

Социальная общность - это понятие, охватывающее самые разные с точки зрения масштабов, устойчивости и сплоченности совокупности людей, объединенных процессом взаимодействия.

Социальная стратификация - многомерная структура общества и отдельных его слоев с неизбежным наличием социального расслоения и неравенства; расслоение общества на слои и группы, занимающие неравные позиции в иерархии социальных статусов.

Социальная сфера общества – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Спор - столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой.

Становление - философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит, понимание к-рым действительности можно выразить в формуле “ все течет ”. Категория С. органически связана с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь, явление как на единство противоположностей — бытия и небытия; она несовместима с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении и уменьшении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Гегель: в его философии категория С. выступает в качестве “первой истины”, составляющей “стихию” всего последующего развития логических определений идеи (категории). С. как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, “что не было бы средним состоянием между бытием и ничто” (Гегель). Ленин в “Философских тетрадях” подчеркнул важное значение приведенного здесь гегелевского положения.

Страты – социальные группы людей, выделяемые по единому, общему статусному признаку (имущественному, профессиональному, образовательному и пр.).

Суждение - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению.

Сфера – это определенная область деятельности в жизни общества.

Творчество - в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Теизм (от греч. theos – Бог) – религиозное мировоззрение, содержание которого составляет понятие о Боге, обоснование его существования, представления о его отношении к миру и человеку.

Теоло́гия (греч. θεολογία), - совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Теология возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

Теоретическое и эмпирическое - принятое в философии науки разделение научного знания и методов науки на два уровня

эмпирическое знание - это знание о чувственно воспринимаемых объектах и свойствах. Особенностью теоретического знания является то, что это знание непосредственно относится к идеализированным, абстрактным объектам, представляющим в чистом виде глубинные, существенные стороны и свойства изучаемых объектов.

Теория (греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально - "зрелище", "инсценировка") - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

Теория познания гносеология (от греч. gno-sis - знание, logos - слово, понятие), эпистемология (от греч. episteme - знание) - раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, основанный на научной рациональности, разуме и прогрессе науки и техники.

Техносфера - такая сфера, где техническая деятельность человека становится важным фактором, влияющим на состояние биосферы и определяющим развитие современной цивилизации.

Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд, как писал К.Маркс "вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам".

Умозаключение - мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием. Умозаключения обычно подразделяют на дедуктивные и индуктивные.

Факт (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

Фальсификация (лат. falsus - ложный и facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.

Феноти́п - (от греческого слова phaino - являю, обнаруживаю) совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов. Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуальное развитие)

Философия техники -одно из значимых проблемных полей западной философии, основанное на комплексном системном анализе техники, как социального феномена в историческом контексте.

Философские основания науки - одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания.

Формализация (от лат. forma - вид, образ) - отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов к.-л. языка.

Ценность - отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно-нейтральным.

Цивилизация – устойчивая социокультурная общность людей или стран, сохраняющая свое своеобразие и уникальность на больших отрезках исторического времени.

Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философские концепции Ч. образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов — идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности Ч. и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества, регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения материальных и духовных благ.

Экстраполяция и интерполяция (от лат. extra - сверх, вне и polio - выправляю, изменяю; от лат. interpolatio - изменение, подновление) - методы теоретического познания. Экстрополяция состоит в распространении знаний о какой-то части объектов, явлений на др. их часть или на совокупность объектов в целом, перенос знаний о прошлых событиях на события будущего. Экстраполяция представляет собой разновидность индукции.

Интерполяцией называют нахождение промежуточных значений в ряду известных данных. Классическим примером научной интерполяции является открытие новых химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, которая первоначально содержала пустые места для еще неизвестных элементов.

Язык - система знаков, имеющих значение. Способ существования сознания и общения. Естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Наряду с естественными существуют и искусственные языки, например, язык программирования.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………...  
1. Учение о бытии (онтология)…………………………  
1.1. Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия ….....  
1.2. Понятия «субстрат», «субстанция». Категория «материя». Реальность объективная и субъективная. Движение, пространство, время ……………………..    
1.3. Понятие картины мира ……………………………….  
1.4. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной ……………………………………………..    
Библиографический список ………………………………  
2. Учение о развитии …………………………………….  
2.1. Характерные черты развития…………………………  
2.2. Диалектика и метафизика как два противоположных подхода к развитию …………………………………...  
2.3. Основные законы диалектики ………………………..  
Библиографический список ………………………………  
3. Природа человека и смысл его существования…...  
3.1. Проблема человека в историко-философском контексте ………………………………………………  
3.2. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоцио- генеза …………………………………………………..    
3.3. Человек, индивид, индивидуальность, личность …...  
3.4. Специфика человеческой деятельности. Проблема внутренней свободы и смысла жизни ……………….  
Библиографический список ………………………………  
4. Учение об обществе (социальная философия) …….  
4.1. Общество как система ………………………………..  
4.1.1. Философское понятие общества …………………...  
4.1.2. Структура общества ………………………………...  
4.1.3. Экономическая сфера жизни общества …………...  
4.1.4. Социальная сфера жизни общества ………………..  
4.1.5. Политическая сфера жизни общества ……………..  
4.2. Исторический процесс ………………………………..  
4.2.1. Смысл и логика истории...........................................  
4.2.2. Исторический процесс и его направленность …….  
4.2.3. Проблема типологизации исторического процесса  
4.2.4. Проблема исторического прогресса ……………….  
Библиографический список ………………………………  
5. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)……………………………………………  
5.1. Постановка проблемы ценностей в истории философии …………………………………………….  
5.2. Философская характеристика ценности. Ценность и оценка ……………………………………………….  
5.3. Виды ценностей ……………………………………….  
5.4. Гуманизм как система ценностей духовной культуры ………………………………………………  
Библиографический список ………………………………  
6. Проблема сознания ……………………………………  
6.1. Постановка проблемы сознания в философии ……...  
6.2. Информационное воздействие как генетическая предпосылка сознания ………………………………..  
6.3. Общественная природа сознания ……………………  
6.4. Структура и формы самосознания …………………..  
Библиографический список ………………………………  
7. Познание (гносеология)………………………………  
7.1. Познание как предмет философского анализа. Структура познания …………………………………..  
7.2. Чувственная и рациональная ступени познания ……  
7.3. Проблема истины в теории познания ………………..  
Библиографический список ………………………………  
8. Научное познание……………………………………...  
8.1. Научное познание и его особенности ……………….  
8.2. Структура, уровни и этапы научного познания …….  
8.3. Социальное познание …………………………………  
Библиографический список ………………………………  
9. Философские проблемы науки и техники…………  
9.1. Наука как социально-историческое явление и элемент культуры …………………………………….  
9.2. Классификация наук ………………………………….  
9.3. Научное познание и инженерия: общее и особенное ……………………………………………...  
  9.3.1. Технические науки: фундаментальные и прикладные ………………………………………….    
9.3.2. Аксиологические проблемы современной науки...  
9.4. Философия техники …………………………………..  
9.4.1. Философский анализ феномена техники. Проблема технического прогресса. Его плюсы и минусы ………………………………………………    
9.4.2. Этические кодексы инженерных сообществ ……...  
Библиографический список ………………………………  
10. Будущее человечества (философский аспект) ……  
10.1. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия …………………….  
10.2. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения …………………  
10.3. Будущее человечества ………………………………  
Библиографический список ………………………………  
Заключение……………………………………………….  
Словарь философских понятий………………………..  

Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.