Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание, практика, творчество




 

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных ориентаций, хотя традиционная философия при обсуждении гносеологических проблем чаще замыкалась в сфере абстрактно-теоретического мышления. Концепция диалектического материализма выходит за эти рамки и вводит практику в основу теории познания. В «Тезисах
о Фейербахе», написанных в 1845 г., К. Маркс сформулировал ряд принципиальных положений. «Общественная жизнь, – писал он, – является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики»[2]. Диалектико-материалистическая философия признает в качестве первичного отношения человека к миру практическое отношение, а познавательное отношение рассматривает как вторичное. Структура практики тем самым обусловливает, задает структуру, степень развитости познавательного отношения. Практика есть материальная деятельность людей, направленная на преобразование предметного мира с целью удовлетворения потребностей человека; она предполагает наличие общественно организованного индивида, который целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социокультурном контексте.

В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия и формы своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса.

Важнейшие формы практики:

· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

· социальное действие – преобразование общественного бытия; изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и институтов и т. п.);

· научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.

Практика выступает как основа познания, его движущая сила; она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика – основа познания, так как весь познавательный процесс обусловливается – в конечном счете – задачами и потребностями практики, а также и потому, что она (практика) обеспечивает познание техническими средствами, приборами, оборудованием.

Практика является опосредованно целью познания, ибо она осуществляется не ради простого любопытства: все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику, направляя и регулируя деятельность людей.

Практика представляет собой решающий критерий истины, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

 

Уясните, что делает практику всеобщим и объективным критерием истины; выявите абсолютность и относительность практики в роли критерия истины.

 

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а анализировать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному, а потому действенному и эффективному.

Познавать – значит не только получать, вырабатывать знание, но и создавать, творить знание. Поэтому познание имеет творческий характер. Творчество, как подчеркивал Н. А. Бердяев, есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. Творчество – это форма обновляющего себя бытия, это порождение нового в универсуме активностей. Можно предложить следующее определение познания: познание – это творческая активность человека, направленная на постижение бытия в форме знания.

 

Почему в данном определении слово «активность» предпочтительнее, нежели слово «деятельность»?

 

Творчество – исток, способ и форма человеческого бытия в мире. Формами творчества являются язык, игра, изобретение, открытие; все они взаимосвязаны, переплетены, проникают и обусловливают друг друга. Разнообразные формы творчества соприсутствуют во всех сферах человеческого бытия. Познание как универсальный аспект человеческой активности, как форма открытости человека миру и мира человеку раскрывает свою творческую природу широко и многогранно.

 

Представьте, как в вашей познавательной деятельности (в частности, в освоении философских знаний) проявляется творчество языковое, игровое, изобретающее и открывающее.

 

Во всяком творческом процессе есть свои стадии. Часто выделяют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Творческие прорывы в новое знание не падают с неба: им предшествует упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, случайности и неожиданности.

Творческой познавательной активности человека сопутствует интуиция. Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.

Заметим, что рациональность и интуиция не исключают и не подменяют друг друга.
В реальном процессе познания они, как правило, тесно переплетаются, поддерживая и дополняя друг друга. Доказательство санкционирует и узаконивает завоевания интуиции, оно сводит к минимуму риск противоречия и субъективности, которыми всегда чревато интуитивное озарение. Внезапное интуитивное озарение способно открыть истины, вряд ли доступные строгому логическому рассуждению. Однако ссылка на интуицию не может служить сколько-нибудь твердым основанием для принятия каких-то утверждений. Интуиция приводит к интересным новым творческим и неординарным идеям, но она нередко порождает также ошибки, вводит в заблуждение. Интуитивные догадки субъективны и неустойчивы, они нуждаются в логическом обосновании. Чтобы убедить в интуитивно схваченной истине, как других, так и самого себя, требуется развернутое рассуждение, доказательство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.