КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание: возможности и границы
Рассмотрение темы познания осуществляется в специальном разделе теоретической философии – гносеологии. Философия, обобщая опыт познания (свой собственный и научный), формулирует наиболее общие принципы познания, определяя тем самым стратегию реализации познавательного отношения человека к миру и выявляя перспективы преобразования мира. Познавательное отношение человека к миру приобретает фундаментальный характер и выступает тем самым одним из условий собственно человеческого способа существования в мире. Такое условие имеет вполне определенную форму – постоянного открытия человека миру, в чем, собственно, и состоит смысл и суть постижения бытия. Познавать – значит постоянно открываться динамичному миру, адаптироваться в нем, приводить динамику внутреннего мира человека в соответствие динамическому многообразию процессов в мироздании. Здесь можно поставить следующие вопросы: как возможно такое открытие?
Открывается ли мир человеку? В чем может выражаться это открытие? Каким образом данное обстоятельство может повлиять на постановку и решение проблемы познания?
Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание представляет собой одну из форм реализации отношения человека к миру. В познании человек обретает знание о мире, самом себе и о том, в каких связях и отношениях с миром он находится (или не находится). В зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов, познание осуществляется в следующих формах: обыденное, научно-теоретическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и пр. Гносеологическая проблематика может быть представлена следующими вопросами: – Как понимается познание с различных философско-мировоззренческих позиций? – Каковы условия, возможности и содержание человеческого познания? – Какие возможны способы познания? – Достоверно ли знание, которое получает человек? – Каково философское понимание истины и ее критериев? Эти вопросы являются только вводными; вслед за ними возникает множество других вопросов. Например, такой вопрос: насколько познание бытия является исчерпывающим? Возможно, человек познает реальность лишь настолько, насколько она сама предоставляет возможность познать себя. Не случайно М. Хайдеггер говорил: «От возможного способа научного раскрытия некоторой предметной области с необходимостью остается скрытым что-то существенное». Одним из первых вопросов, который возникает при рассмотрении познания – это вопрос о познаваемости мира. В зависимости от решения этого вопроса в философии формируются две основные позиции. Согласно одной из них, мир может быть познан; согласно другой – познание мира возможно в ограниченной мере или вообще невозможно (агностицизм). Спор между двумя этими позициями вращается вокруг вопросов о познавательных способностях человека, средствах, обеспечивающих результат познания, условиях, в которых возможности познания могли бы реализоваться в полной мере. В познавательном процессе выделяют два уровня: чувственный и рациональный, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение рационализма, признающего приоритет разума над чувственными формами познания, и эмпиризма, считающего источником всех знаний чувственный опыт. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие, представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Являясь основой познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в обыденной практике и искусстве. Любой чувственный образ рационально «нагружен»: мы видим, слышим, осязаем сквозь призму наших знаний, пристрастий, воспоминаний, навыков. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение, умозаключение) носит опосредованный, обобщенный, абстрагированный характер. Если чувства фиксируют явления, то, что лежит на поверхности, то логическое мышление выявляет глубинную сущность, закономерность. Рациональное познание лежит в основе таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Специальную роль в познавательном процессе играет интуиция как способность прямого усмотрения истины без обоснования с помощью доказательств.
Можно ли говорить о предпочтительности чувственной или рациональной форм познания Какие еще существуют познавательные способности, кроме чувств, разума, интуиции?
С точки зрения объекта познания (природа, общество, человек) выделяют соответствующие ему типы знания: естественное, социальное и гуманитарное. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных проблем философии. Основой процесса самопознания является самосознание, выступающее в следующих формах: – самочувствие – элементарное осознание индивидом своего тела и его вписанности в окружающий мир; – осознание своей принадлежности к той или иной культуре и социальной общности; – высшей ступенью самосознания является возникновение осознания собственного «я», т. е. чувства свободы, ответственности и контроля за собственными действиями, а также способность их оценки.
Когда я думаю о себе, пытаюсь найти основание своим поступкам, я многое в себе не понимаю, или отвергаю, или наоборот, неожиданно обнаруживаю высоко оцениваемые мною качества, но тем самым я уже меняю собственную духовную структуру, перестраиваю ее. Какими же способами осуществляется процесс самопознания, каковы те зеркала – посредники, с помощью которых мы прокладываем путь к себе? Другой? Любимая вещь? Идеал?
Следует обратить внимание еще на один важный вопрос, ставший предметом острых споров и разногласий, – субъектно-объектную модель познания. Познание как деятельность человека по воспроизведению действительности, раскрытию смыслов и установлению отношений между реальными вещами и их идеями предполагает: 1) то, что воспроизводится (объект познания); 2) того, кто воспроизводит (субъект познания); 3) процесс воспроизведения; 4) определенный результат. Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта. Остановимся на их краткой характеристике. Для классической философии процесс познания – это созерцание, предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности, что нашло выражение в двух основных интерпретациях: – трактовка процесса познания как припоминания, характерная для восходящей к Платону рационально-идеалистической традиции; – характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в теоретических моделях материализма и эмпиризма. Данная философская традиция изначально задает сам объект познания. Объект уже сам определяет и направление поисков познающего субъекта, и его особенности, и сам характер познавательного процесса – связи субъекта и объекта. Так, в платоновском учении о познании объект подлинного знания, а не «мнения» изначально задан его же теорией – это мир идей, неподвижных идеальных форм. Объект определяет особенности субъекта познания – носителя «разумной души». Задан и сам процесс познания, который предстает как узнавание, воспоминание души о контакте с миром идеальных форм. При всем различии исходных мировоззренческих установок концепция материалиста Демокрита базируется на той же познавательной схеме. Он рассматривает познание как вхождение в человеческие органы чувств материальной невидимой копии предмета. Объект родствен субъекту, обладают той же атомной структурой. В этой традиции объект как бы сам идет навстречу субъекту, он открыт ему, его познавательной активности. Начиная с немецкого идеализма (И. Кант) философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе, где мир выступает уже проекцией творчества трансцендентального субъекта (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Концентрируясь на субъекте, эта традиция предполагает, что основные структурные образования внутреннего мира являются и фундаментальными характеристиками мира как объекта. Именно анализ познавательных способностей субъекта, а не погружение в стихию опытного знания даст нам ключ к исследованию объекта. Классическая модель познания – это «игра по правилам», с минимальным риском, без фатальных неожиданностей. Сам характер использования познавательных инструментов и их соответствие объекту критически оцениваются из особой «вненаходимой» точки, – мыслящее «я» познает и одновременно контролирует свое собственное познание. С существенными оговорками к классической модели познания можно отнести и марксистскую теорию познания. Предыдущие исследования исходили из единства структуры субъекта и структуры реальности, которое удостоверяет контролирующая инстанция – деятельность сознания, сопровождающая все познавательные акты. Возможна и «сплавляющая рациональность», которая исходит из понимания знания не как отражения, узнавания или конструирования, но как объективированного взаимодействия субъекта и объекта: познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире, а не мира в его объектных характеристиках. Познание выступает важным моментом природопреобразующей и социально-исторической практики общества. В современной неклассической философии ХХ в. ясные контуры субъектно-объектного отношения начинают колебаться, кажутся наивной идея проникновения в сущность объекта и мысль о «прозрачности» субъекта познания, его «конечности»; подвергается сомнению и бесстрастие оценивающей инстанции – сознание. Итак, претензии на безусловное в сфере познания отвергнуты, мы движемся в сфере обусловленного, в мире «поверхностей». Признание социокультурной обусловленности знания привлекает внимание к познавательным процедурам, отличным от объяснения – основного познавательного механизма классической рациональности, сводящего необусловленное к обусловленному, подводящее индивидуальное под общее. В отличие от него понимание связано с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления. Происходит изменение своего статуса как субъекта понимания: установка на самоценность, полную осмысленность понимаемого ведет к формированию ясной установки на собственную самоценность.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |