Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура теории




Практический уровень.

Методический уровень.

Эмпирический уровень.

Теоретический уровень.

Общесистемный уровень.

Характеризуется признаками:

- индуктивности;

- универсальности;

- научности;

- теоретичности;

- но: онтологичности (т.е. знание об объекте, а не знание о знании).

Иначе говоря, высказывания всегда проецируются на действительность, имеют своего предметного «двойника».

Признаки:

- индуктивности;

- онтологичности;

- теоретичности;

- научности;

- но: региональности, а не универсальности. То есть, высказывание приобретает специфику той предметной сферы, которую оно описывает, и истинность его определяется степенью его адекватности (соответствия описываемой действительности).

Характеризуется признаками:

- индуктивности;

- онтологичности;

- региональности;

- научности;

- но: эмпиричности. Этот признак предполагает переход от теоретичности к эмпиричности, то есть включение форм непосредственного познания действительности, которое реализуется в виде измерения, наблюдения, оценки и т.п. В результате принцип адекватности получает прямую возможность проверки своих гипотез, так как не всякое утверждение является подтверждаемым.

Характеризуется признаками предыдущего уровня, но добавляется признак методичности. Он предполагает наличие прямых указаний на способ использования знания. Это может быть алгоритм решения задачи, описание способа получения вещества, методика обучения чему-либо, то есть любые способы достижения нужного эффекта.

Признаки те же, что и на предыдущем уровне, но происходит переход от научности к практичности. Признак практичности предполагает использование знания, заключенного в том или ином высказывании. То есть, уже не «знание ради знания», а «знание ради пользы».

Эксперимент ставиться для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Теория выступает в качестве высшей формы научного знания.

Каждая теория включает в себя следующие компоненты:

- исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);

- базис – множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

- логику теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

- множество выведенных из теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

По способу построения различают:

1. Аксиоматические теории. Они строятся на основе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории.

2. Гипотетико-дедуктивные теории. Строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу.

По степени формализованности теории бывают:

1. Качественные (построенные без привлечения математического аппарата): концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и т.д.

2. Формализованные (в их структуре используется математический аппарат): теория интеллекта Ж.Пиаже, теория личностных конструктов Дж. Келли.

3. Формальные (или сильно формализованные теории). В психологии их немного. Например, «Модель субъекта со свободной волей» В.А. Лефевра.

Различают:

эмпирическое основание (эмпирические факты, реальность, которая послужила основой для построения теории) и

предсказательную мощность теории (то есть, какие явления реальности она может предсказывать, и в какой мере этот прогноз будет точным).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.