Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.Е. БОРОВИК 3 страница




9. Адвокатская тайна. В Минюсте России подготовлен (и направлен в Администрацию Президента РФ) проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления", устанавливающий государственный контроль и надзор за деятельностью адвокатов, адвокатских палат и образований путем внесения поправок в Закон об адвокатуре <1>.

--------------------------------

<1> В частности, предлагается предоставить государственному органу право истребовать от адвокатов, адвокатских палат, всех органов адвокатских палат все материалы и сведения (досье), связанные с оказанием юридической помощи конкретным гражданам по конкретным делам. Это недопустимо, поскольку грубейшим образом нарушает законодательство об адвокатской тайне.

 

Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилищных и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. В законопроекте предлагается предоставить госоргану право направлять представителей во все органы адвокатуры, направлять рекомендации во все адвокатские органы, требовать прекращения статуса адвоката, вносить представления о применении к адвокату мер дисциплинарного характера.

10. Адвокатура и международные стандарты. В современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т.е. международные стандарты адвокатской деятельности, которые направлены на обеспечение одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. Основу правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях"; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию"; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.); Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.).

 

Однако при первом же прочтении Постановления возникает вопрос: почему координация и регулирование деятельности государственных юридических бюро в соответствии с п. 4 возложены на Федеральную регистрационную службу? Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. о вопросах Федеральной регистрационной службы определяет основные задачи Росрегистрации.

В данном вопросе применен остаточный принцип, иными словами, не сумев закрепить оказание юридической помощи за каким-либо другим государственным органом, законодатель просто возложил эту обязанность на Федеральную регистрационную службу. Положение об оказании бесплатной юридической помощи значительно расширяет круг лиц, которые имеют право на ее получение, по сравнению с Федеральным законом, а также не ограничивает случаи, в которых такая помощь должна оказываться. И это является огромным преимуществом проводимого эксперимента <1>. Однако к определению круга лиц, которым юридическая помощь должна оказываться бесплатно, Министерство юстиции, разработавшее этот проект, подошло не дифференцированно. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Кроме того, четкое определение величины прожиточного минимума в каждом регионе может привести к тому, что в случае переезда в другой субъект Российской Федерации гражданин может потерять право на обращение за оказанием ему государственной юридической помощи.

--------------------------------

<1> См.: Семенов А.И. По материалам http://www.tsu.tmb.ru/nu/ (05.08.2005).

 

Показательным примером в данном плане является Финляндия, где оказание помощи за счет государственных средств осуществляется на основе Закона от 5 апреля 2002 г. "О юридической помощи". Граждане не связаны рамками своего места жительства и могут получить такую помощь в любом округе Финляндии <1>. По постановлению правительства воспользоваться услугами государственных юридических бюро могут те, чей доход за последние три месяца не превысил прожиточного минимума. Вопрос заключается в том, что большая часть проблем этих граждан вызвана неправомерными действиями государства в лице конкретных чиновников <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мусатов В.В. По материалам http://www.bestlawyers.ru/php/ (21.08.2005).

<2> См.: Семеняко Е.В. http://www.kadis.ru.

 

В вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению в самом Министерстве юстиции единой позиции до начала функционирования юридических бюро не было. Например, позиция главного специалиста отдела организации, координации и контроля ГУ Министерства юстиции РФ по УрФО В. Кобякова заключается в следующем: "Все услуги, которые оказываются на безвозмездной основе, не совсем актуальны для нынешней России" <1>. Безусловно, многие граждане воспримут с ликованием создание бесплатного бюро. Но есть и серьезные сомнения в их эффективности. Первое - это проблема кадров.

--------------------------------

<1> По материалам http://www.nakanune.ru (15.10.2005).

 

Эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро был продлен на весь 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 676 "О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <1>. Министерству финансов РФ надлежит обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, в размере 65,03 млн. руб. в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Росрегистрации.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4906.

 

Все сказанное, думается, подтверждает бесспорное обстоятельство: нельзя в России образовать квалифицированную юридическую помощь, минуя адвокатское сообщество. Законодатель установил, что адвокатской деятельностью признается "квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката". Понятие квалифицированной юридической помощи введено Конституцией РФ и гарантировано каждому (ст. 48) <1>.

--------------------------------

<1> Известно, что управление социальными процессами требует крайней осмотрительности. А любые попытки их правового регулирования таят в себе серьезные опасности, если не основаны на трезвой оценке и учете как ближайших, так и отдаленных последствий.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 991 «О государственных юридических бюро» федеральные государственные учреждения, созданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», осуществляют в 2010 году оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан.

За период деятельности в федеральное государственное учреждение «Государственное юридическое бюро по Ульяновской области» за юридической помощью обратилось 15314 граждан. Отказов в оказании бесплатной юридической помощи в последние три года работы не было. Практически полное исключение отказов в предоставлении юридической помощи является следствием проведённой среди населения большой работы по разъяснению содержания нормативных актов, регулирующих деятельность государственного юридического бюро и порядка получения юридической помощи. В основном за бесплатной юридической помощью обращаются пенсионеры (57,2 %), инвалиды (10,4 %), работники бюджетной сферы (2,6 %), ветераны (11,8 %) и безработные (7,2 %). Чаще всего граждане обращаются в госюрбюро по вопросам жилищного (21,6 %), пенсионного (23,6 %), семейного (9,8 %) и трудового (7,5 %) законодательства. По 592 соглашениям работники бюро представляли интересы малоимущих граждан в судах различного уровня.
Работниками бюро составлено 4199 документов правового характера. Дано 10030 устных и 2094 письменных юридических консультаций.
Отчасти такое распределение обращений по тематике можно, объяснить тем, что в государственное юридическое бюро обращаются граждане, у которых невысокий уровень доходов и люди объективно больше озабочены добыванием «хлеба насущного», нежели отстаиванием своих взглядов и убеждений.
Осуществляя приёмы граждан в пяти офисах бюро, практикуются ежемесячные выезды в районы области и проведение приёмов граждан для оказания юридической помощи в помещениях органов социальной защиты населения и органов местного самоуправления.

Одним из способов защиты гражданином своих прав, пока наиболее распространенным, является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. Однако самым действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод на сегодня оказываются их обращения в суд. В связи с этим необходимо отметить, что у многих жителей области имевшиеся проблемы закончились в их пользу, после обращения за юридической помощью в государственное юридическое бюро.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:

· заявление об оказании юридической помощи;

· документ, удостоверяющий личность;

· справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро, которую можно получить в подразделениях Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства;

· инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) - предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

В 2011 году работники государственного юридического бюро осуществляют приём малоимущих, а также иных отдельных категорий граждан по адресам:

 

+++++

Статья 24. Юридическая консультация

 

1. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом.

3. Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:

1) о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;

2) о числе судей в данном судебном районе;

3) о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;

4) о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

4. После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 настоящей статьи, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

5. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

(п. 5 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

 

Статья 24. Юридическая консультация

 

Комментарий к статье 24

 

1. Согласно комментируемой статье если общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории того или иного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, то адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и комментируемым Законом. Здесь не допущена оговорка, но, видимо, подразумевается, что нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях" применительно к учреждению действуют в части, не противоречащей ему. В соответствии с Гражданским кодексом РФ любое учреждение, если его в этой части специально не ограничил учредитель, имеет право создавать (учреждать) другие некоммерческие и коммерческие организации, имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью. Следовательно, юридическая консультация, будучи учреждением, обладает этими правами.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию; о числе судей в данном судебном районе; о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов; о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых на работу в юридическую консультацию.

4. После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых на работу в юридическую консультацию, и посылает заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридические консультации. При этом совет адвокатской палаты может предусмотреть выплату адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Статья 24. Юридическая консультация

 

Комментарий к статье 24

 

1. В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Одной из задач адвокатуры в целом и адвокатской палаты каждого из субъектов Российской Федерации, в частности, является обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 29 Закона об адвокатуре).

В соответствии с п. 6 ст. 15 комментируемого Закона каждый адвокат должен избрать одну из форм адвокатского образования, предусмотренную законом (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро), при этом адвокат руководствуется собственными взглядами и предпочтениями, какую форму адвокатского образования выбрать и на какой территории осуществлять адвокатскую деятельность. И здесь встает вопрос о том, что адвокаты по понятным причинам стараются осуществлять свою деятельность в густонаселенных районах, где проживает платежеспособное население, и адвокатская палата не может влиять на выбор конкретного адвоката, однако задача адвокатской палаты каждого субъекта Российской Федерации - обеспечить оказание квалифицированной юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации.

Именно поэтому Законом об адвокатуре предусматривается такая форма адвокатского образования, как юридическая консультация.

Юридическая консультация представляет собой особую форму адвокатского образования наряду с вышеописанными адвокатским кабинетом, коллегией адвокатов и адвокатским бюро и значительно отличается от последних рядом моментов, описываемых в настоящем комментарии.

Если другие формы адвокатских образований учреждаются непосредственно определенным количеством адвокатов (для адвокатского кабинета - волеизъявление одного адвоката, для коллегии адвокатов и адвокатского бюро - двух и более адвокатов), то для юридической консультации характерно то, что она учреждается адвокатской палатой субъекта Российской Федерации по инициативе органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учреждение юридической консультации осуществляется при нехватке квалифицированных специалистов (адвокатов) на определенной территории (в пределах одного судебного района), когда общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух адвокатов на одного федерального судью.

Для определения понятия "судебный район" обратимся к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

В соответствии со ст. 4 вышеназванного Федерального конституционного закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В частности, к федеральным судам наряду с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономных округов, военных и специализированных судов относятся также районные суды, в целом составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Таким образом, учреждение юридической консультации связано именно с наличием адвокатов на территории, находящейся под юрисдикцией федерального районного суда (судебного района). Фактически юридические консультации создаются в малонаселенных и отдаленных местностях, где иные адвокатские образования не могут работать в условиях самофинансирования по причине отсутствия минимально необходимого количества платежеспособного населения.

2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Вопросы создания, реорганизации, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Таким образом, юридическая консультация, как и другие адвокатские образования (коллегия адвокатов, адвокатское бюро), является некоммерческой организацией.

Как следует из содержания п. 3 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в форме финансируемых собственником учреждений и в других формах, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Согласно ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (право оперативного управления). Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (адвокатская палата).

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (в том числе и Законом об адвокатуре относительно деятельности такого учреждения, как юридическая консультация).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ учреждение (юридическая консультация) наряду с казенным предприятием, политической партией и религиозной организацией не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Относительно ликвидации юридической консультации следует отметить, что ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Исходя из содержания ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Как было сказано выше, юридическая консультация создается адвокатской палатой по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в таком представлении органа исполнительной власти должны содержаться сведения о судебном районе, в котором требуется создание юридической консультации, о числе судей в данном судебном районе и необходимом количестве адвокатов, а также о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации.

Причем вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, в особом порядке решаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, после чего совет адвокатской палаты осуществляет следующие действия:

1) принимает решение об учреждении юридической консультации;

2) утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации;

3) уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации (посредством направления заказного письма).

В соответствии с п. 9 ст. 25 комментируемого Закона материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством соответствующего субъекта Российской Федерации (подобное правило действует с 22 августа 2004 г., до этого времени порядок финансирования и материально-технического обеспечения юридической консультации устанавливался непосредственно субъектом Российской Федерации, однако, как показала практика, региональные власти выделяли недостаточное количество денежных средств для обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью, в связи с чем и была введена подобная новелла).

Говоря о юридических консультациях, нельзя не упомянуть о проводимом Правительством Российской Федерации эксперименте по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам").

В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, однако деятельность юридических консультаций по ряду причин оказалась недостаточной для обеспечения данного конституционного права граждан (в том числе и нежелание адвокатов бесплатно работать на малоимущих граждан), именно поэтому в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. был проведен эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам посредством создания 10 государственных юридических бюро (в форме федерального государственного учреждения) <13>.

--------------------------------

<13> См.: Поспелов О.В. Юридическая консультация как одна из форм социальной адвокатуры в России // http://alldocs.ru.

 

По результатам данного эксперимента деятельность государственных юридических бюро не была упразднена, и они по-прежнему существуют на территории вышеназванных субъектов Российской Федерации.

Такими государственными юридическими бюро оказываются следующие виды юридической помощи:

- консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- обеспечение участия работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.