Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация истории Беларуси




Принципы и источники его изучения.

Слово «история» греческого происхождения (historia) и озна­чает «рассказ о прошедшем». История – наука многоотраслевая и складывается из истории экономичной, политической, социальной, военной, истории государства и права, культуры, религии и др. К историческим наукам относятся этнология и археология. Сущест­вуют также вспомогательные исторические дисциплины, такие, как палеография, нумизматика, топонимика, геральдика и др. Предме­том данного учебного курса являются особенности и общие зако­номерности исторического развития Беларуси.

Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных функций. Среди них:

1) описательная, или функция социальной памяти;

2) познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества конкретного конти­нента, региона, страны;

3) прогностическая, или прикладная. Позволяет определять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений, при этом исследовать не только один путь развития, но и альтернативные пути, выбирать из них оптимальные;

4) воспитательная – заключается в воздействии результатов ис­торического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание ис­тории своей родины, своих корней позволяет соотнести индивиду­альные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.

История Беларуси изучается на основе разнообразных истори­ческих источников. К ним относится всё то, что осталось из про­шлого и удерживает информацию о нём. Исторические источникиможно разделить на группы:

– устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, за­гадки);

– письменные (летописи, материалы делопроизводства, хроно­графы, хроники, мемуары, дневники, периодическая печать и др.);

– вещественные: археологические и этнографические;

– художественно-изобразительные и художественно-графиче­ские (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи);

– кинофотодокументы, а теперь и фонодокументы.

Основными принципами исторического исследования являются:

– принцип объективности – требует изучения каждого явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, незави­симо от отношения к ним;

– принцип историзма – рассматривает каждое событие только в историческом развитии, в связи с другими событиями и конкрет­ным опытом истории;

– принцип социального подхода – рассматривает проявления различных социальных, классовых и партийных интересов, их про­тиворечия и пути преодоления.

Человеческое сообщество на территории Беларуси прошло ряд этапов в своем развитии.

Древнее общество:100 – 40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.

– каменный век: 100 – 40 тыс. лет до н.э. – II тыс. до н.э.

– бронзовый век: около II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.

– железный век: начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.

Средневековье: конец V–XV вв.

– начало перехода к классовому обществу и возникновение го­сударственности на территории Беларуси: конец V – первая поло­вина ХIII вв.

– развитие феодальной системы: середина ХIII – ХV вв.

Новое время: XVI – началоXX вв.

– оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса: XVI – конец XVIII вв.

– генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного об­щества: конец XVIII вв. – 1917 г.

Новейшее время: с 1917 г. – по настоящее время.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения истории Беларуси?

2. Какие существуют методологические основы и принципы изу­чения истории?

3. Какие исторические источники вы знаете?

4. В чем особенности периодизации истории Беларуси?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 6936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.