Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Н. Островский




26. Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза".

 

А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русс-

кой бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пь-

ес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница","Поздняя

любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди -

сочтемся", "Гроза" и многие другие.

 

А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым реши-

тельным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безг-

ласности доведены в ней до трагических последствий... В "Грозе" есть

что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению,

фон пьесы". Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.

 

Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы -

является Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она - оппонент Катери-

ны. Главное ее правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто

было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества

ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что

"девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы

взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной

она прямо говорит об этом:

 

Катерина - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

 

Варвара - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится.

 

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

 

Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и

правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она,

по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

 

Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в

городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за

что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не

боюсь, а пущай же он меня боится...", - говорит Кудряш. В разговоре он

ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитс-

твом, знанием "купеческого заведения". Кудряш - второй Дикой, только

он еще пока молод.

 

В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но

означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых тра-

диций и законов и станут источником новых законов жизни и честных пра-

вил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут

сами пытаться стать хозяевами жизни.

 

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства".

Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное сущест-

во. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет чет-

кой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соот-

ветствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только

не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относится к

своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъ-

ездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нра-

воучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери,

потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и

тихим.

 

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а ду-

ша ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но по-

любила его Катерина по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье",

ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что,

чуть-чуть пообразованнее Тихона. Безволие Бориса, его желание получить

свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае,

если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

 

В темном царстве большим почтением и уважением пользуется

странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими

головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

 

Но не все так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые,

сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный

двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать

что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются

на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку

поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Ди-

кого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты

хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".

 

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осужде-

ние "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жесто-

кие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы

на его труды даровые еще больше денег нажить..."

 

Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспо-

собился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь

прижившееся тело в "темном царстве".

 

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на

котором разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в

пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Ка-

терину на берег Волги, к собственной смерти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.