Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.В.Гоголь. 24. Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя Ревизор




24. Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор".

 

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы

"Мертвые души", был подарен Гоголю А.С.Пушкиным. Гоголь давно мечтал

написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической систе-

мы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над

комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он

написал: "Я помешался на комедии".

 

В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то

есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помо-

щи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской

действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, не-

вежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал,

что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал

и "электричества чин". "Электричества чин" и породил ту трагикомичес-

кую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

 

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных слу-

жебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

 

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал

ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персона-

жей.

 

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фа-

милия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы

получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих пер-

сонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критичес-

кие характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характерис-

тики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и

взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная

вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладо-

вой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует

без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают

слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший

пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер:

"Простодушный до наивности человек".

 

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлеста-

кова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков

называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ер-

молке".

 

Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь

при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве

примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ива-

новича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больны-

ми по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с

почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую вой-

ну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития

сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петер-

бургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за

свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку,

городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурд-

ности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут

и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий

довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то го-

роде живет Петр Иванович Бобчинский" и т.п.

 

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко,

жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяс-

нение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, го-

раздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует

сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему при-

дется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам

не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто

вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо

лиц, а больше ничего..."

 

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше

время: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", об-

ращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репли-

кой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит да-

леко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъ-

ятные просторы. Ведь, недаром некоторые литературоведы видели в этой

комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что

Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех

мне!"

 

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинци-

ального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет

очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добро-

детель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей

власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек

для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вя-

жется с общим духом этой гениальной комедии.

 

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней

Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики

было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на

это Гоголь напишет в "Театральном разъезде":"...Мне жаль, что никто не

заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное

лицо был - смех".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.