Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аркадий и Базаров




И.С.Тургенев.

 

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети"

вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла-

герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла

простить писателю того, что представители аристократии, потомственные

дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева-

ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли

главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав-

ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време-

ни".

 

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу

И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния

эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при-

шел на смену передовому дворянству.

 

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит

в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од-

ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли-

тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс-

твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

 

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к

какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

 

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается

единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно-

чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

 

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -

Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко-

торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не

разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра-

жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса-

ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов"

и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в

чужой ему среде.

 

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи-

ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав-

ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями.

Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что

дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана

на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается

подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та-

ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто-

рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не

выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до

драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано-

ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс-

твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по

его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке,

в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен-

ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак-

тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос-

сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со-

вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел

его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой,

а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.

 

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к

искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы-

тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен,

хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает

нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы-

ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,

внешнем виде.

 

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о

роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия

взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите-

ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду-

ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может

быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он

очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База-

ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло

на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий

- человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

 

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче-

ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к

его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова

нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа-

совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что

вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".

 

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи

Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к

разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки.

Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо,

он понимает, что их пути разойдутся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.