КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Некрасов о предназначении поэта и поэзии
Н.А.Некрасов.
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель- бекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра- сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.
Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про- роком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кю- хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту:
Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю.Лер- монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде- ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тер- нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не- годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об- разом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".
Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс- тым: "Не могу молчать!"
Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.). написанное в форме диалога, оно предс- тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуком сладких и молитв.
Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани- ном быть обязан".
Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на- чинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она.
В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза- тельно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ".
Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си- бирь".
Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен- ном третьей годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Му- за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни слова из ее груди,
Лишь бич свистел, играя,
И Музе я сказал: смотри-
Сестра твоя родная.
Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта.
В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща- нии поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят- ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ- зии и навсегда останется в сердце и памяти народной.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |