Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иван алексеевич Бунин (1870-1953 Г. ) 3 страница




одинок. Что же заставило, что побудило этого доброго, умного,

бескорыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех?

Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но

постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он

решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать

себе, что он не "тварь дрожащая", а "право имеет". Этот человек много

вытерпел и перестрадал. Раскольников был беден, и его гордость была

задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой

долго не платил за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и

родилась чудовищная теория преступления. Автор тщательно описывает

ее зарождение. Раскольников спрашивает себя: "Тварь ли я дрожащая

или право имею?" Он долго размышляет, к какому разряду людей

принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг

осознает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему

покоя.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и

автор заставляет его самого в ней разубедиться. Рассматривая с

христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор

выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных

законов, а не юридических. Родион Раскольников _ человек, по

христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду

не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все _

"твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий", избранный.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и

возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление,

жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого?

Раскольников становится жертвой своего преступления: "Я себя убил, а

не старушонку". Хотя, согласно морали, убитая старушонка,

вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь,

однако жизнь ее ничего не стоила. "Это была крошечная, сухая

старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с

маленьким вострым носом и простоволосая", _ вот так ее описывает

Достоевский. Согласитесь, очень похожа на пушкинскую "Пиковую

даму". Раскольников пришел к убеждению, что "на общих весах жизнь

этой чахоточной, глупой и злой старушонки" значит "не более как.

жизнь вши", поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной

старухи. Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет

за собой другое, независимо от того, какого человека убили, "тварь ли

дрожащую" или "право имеющую". Так случилось и с Раскольниковым.

Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, который вызывает

у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился перед

человечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников _ это не просто преступник, а

жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не

мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его

и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает

чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он "пришел

мучить" Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его

поражает смирение, с которым она от него принимает страдание:

"После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе

руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил

Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как? Ни малейшего

омерзения к нему, ни малейщего содрогания в ее руке! Это уж была

какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно

тяжело". В сущности, отношение Сони к Раскольникову _ это

отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Соня жалеет

Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Ока вернула Родиона к

истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных

цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони

Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви,

способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до

себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня

олицетворяет начало жалости для Раскольникова: "...Он вдруг увидел,

что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг

стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в

нем что-то как бы перевернулось".

Достоевский изначально признает абсолютность человеческого "я",

духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и

ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед

страданием, посылаемым Богом. "Благодарю тебя, боже, за все, и за

гнев твой, и за милость твою!" _ восклицает один из героев

"Униженных и оскорбленных". Достоевскому открылась способность

слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского "Преступление и наказание" _ это

произведение, в котором религия является способом разрешения

нравственных проблем. "Не убий", _ гласит заповедь Христа. "Возлюби

ближнего твоего, как самого себя", и тогда тебе, как и Раскольникову,

откроется истина, познать которую можно только пройдя через

страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны

стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. "Душа хочет

любить только прекрасное", и люди должны стать прекрасными, все

уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только

веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность

последнего романа Достоевского "Преступление и наказание".

 

96. СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -

- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором

автор рассказал об истории гибели души главного героя после

совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова

от всего мира, от самых близких ему людей _ матери, сестры, друга.

Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова

стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись

человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник

в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с

какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного

героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников.

Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это

Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна,

Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович

Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно

Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан

Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь,

исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть

человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли

Раскольникова. Да, Соня _ "блудница", как пишет о ней Достоевский,

но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной

смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела

остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед

ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного

нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры.

Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в

сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во

что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование

которой _ "несколько, книг содержания романтического", видящая

вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе

человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова.

Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности

Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони

представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена

Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми,

мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные

эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона

Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда

Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав

в свою "наполеоновскую" теорию. Родион находится в каком-то

лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но

как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг

сверлит только один вопрос: "Быть или не быть?" Для Раскольникова

Мармеладов _ просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но,

поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников

вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и

сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое

достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену

и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает

Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его

отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое.

Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его

настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть,

сама того не желая ("не в здравом рассудке сие сказано было, а при

взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и

сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле..."), толкнула

Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен

Захарыч раскаивается в своей "слабости", ему тяжело видеть голодных

детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит:

"...Я прирожденный скот!" Мармеладов _ слабый, безвольный человек,

но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в

распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и

несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на

что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее

маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на

поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее

мужа нашли мятного петушка.

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о

прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому

несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и

хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов

заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания.

Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного

происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей

приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не

в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет

отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит

утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в

кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская

и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а

людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно

ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.

Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к

решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения

окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины

Ивановны и Семена Захарыча автор "Преступления и наказания"

рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную,

невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов

девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные

низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и

теория "сверхчеловека" родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин "Петербург Достоевского". В "Преступлении и

наказании" "Петербург Достоевского" _ это увеселительные заведения,

кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость

большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия

жизни: "пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...",

комнаты _ "гробы" в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых _ одна из тысяч подобных ей семей бедняков.

История этой семьи является как бы предысторией преступления

Раскольникова.

Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием

фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона

Раскольникова.

Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и

Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки

Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему

действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и

богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то,

что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит

Достоевского _ гуманиста с его любовью к "маленьким людям" и

стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.