Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пушкин о назначении поэта и поэзии




На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин

Каждого поэта на протяжении жизьни, и особенно в зрелые годы,

волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о

назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал

роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была

искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным

условием нормальной творческой деятельности он считал свободу

творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос

о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как

поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских

стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой

поэзии и поэта в современном, ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении. "К другу стихотворцу" мы

находим.такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели

богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом

набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их

дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава -

сон.

И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном

ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного

творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба

поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не

ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю", - пишет Пушкин. Уже в

этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по

отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем

более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет

стихотворение "К Лицинию". Вспоминая римского сатирика Ювенала,

Пушкин так определяет задачи поэта: "Свой дух воспламеню жестоким

Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков

потомству обнажу". Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта -

борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII

века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель

в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа". Об этом он и

говорит в стихотворении "К Плюсковой": "Я не рожден царей забавить

стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу

гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа".

"Свободная гордость", "скромная, благородная лира", стремление

служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,

сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во

взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление

поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это

общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает

мысль о свободе поэта от "черни", т.е. от невежественных гонителей

поэта, от светского общества, от "гордых невежд" и "знатных глупцов".

В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и

поэзии: "Пророк", "Поэту", "Поэт", "Эхо", в которых автор развивает

свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он

идет своими путями, определенными его высоким призванием:

творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения

светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о

трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал

придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,

поэтов раньше держали при "дворе" в качестве лакеев и шутов. Пушкин

избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по

богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не

отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской

поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему

литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем".

Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от

классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем

Державиным, который считал, что поэзия должна "парить" над миром,

Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,

дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел,

его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена

Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и

высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в

литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение

писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или

говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно

начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет

стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия

нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет

спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: "Поэзия -

та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого

слова ради тысячи тонн словесной руды". Поэт-декабрист Рылеев писал

Пушкину: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,

тебе подражают. Будь поэт и гражданин". Пушкин выполнил это

завещание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.