Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации




НОМАДИЗМ - систематическое или временное перемещение отдельных групп населения; вид пространственной подвижности населения, обусловленный характером производства и образом жизни.
Исторически на протяжении тысячелетий Казахстан являлся зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охвату Номадизма – КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Около 3,5 тысячелетий НОМАДИЗМ был ведущим способом производства и доминантным образом жизни населения Казахстана. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации, социально-экономических отношений и общественно-политической системы. На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны исключительно с кочевничеством.
Кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивиллизационных процессов на всем пространстве Евразии.
Своими передвижениями и миграциями кочевники склеивали разобщенные и сегментированные пространства, континенты, миры и цивилизации, делали их частью единого мирового цивилизационного пространства.

Они ретранслировали материальные и духовные ценности, институциональные отношения, способствовали доколумбовой глобализации мира.
Они внесли гигантский вклад в инновационное распространение достижений культуры и техники, способствовали развитию и распространению культурных стереотипов, институциональных отношений, развитию торговли. Товарные маршруты сквозь территорию номадов влияли как живой водный поток на развитие мировой цивилизации.
Благодаря номадам мир стал единым, а цивиллизационные системы взаимосвязанными.

На границах кочевого и оседлого миров возникли города как центры их взаимодействия и взаимовыгодного обмена.
Особенно значительным был вклад номадов в развитие институтов государства. Большинство государственных образований на территории Евразии в эпоху средневековья было создано завоеваниями кочевников.
Именно номады впервые в своих нашествиях создали новый тип государства-Централизованное государство- Империю.
Они несли в среду оседло-земледельческих народов высокий престиж домашних животных. Кочевники коренным образом повлияли на качественное улучшение пищевого рациона контактирующих с ними народов, повысили роль белковой пищи. Это способствовало демографическому росту населения Евразии и Северной Африки.
Номады оказали огромное влияние на развитие мировой цивилизации.

7.Древние государства уйсуней и кангюй: политическая история, расселение, хозяйство, общественный строй.

Во II веке до н.э. племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюев – этнокультурных преемников саков.
Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Политическая история усуней повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Если начинались военное действие усуни могли выставить до 18 тысяч конной армии.
Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию усуней, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек - гуньмо. Гуньмо имел право наследования верховной власти. Этническая принадлежность усуней не выяснена. Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие - что они предки тюрок и говорили на тюркском языке.
Впервые кангюи упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. Столица находилась в городе Битянь. Материальная культура кангюйских племен имела значительное сходства с культурой усуней. Правителем кангюй был хан. По данным письменных источников, государство кангюй подразделялось на пять основные территориальные деления. Каждая территория возглавлялось своим ханом, которые подчинялись великому хану. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы, бронзовые фибулы-застежки.
Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Литвинский считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».
Усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их жилищами, большим кол-вом тяжелой глиняной посу­ды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Наряду со свободными общинниками в общес­тве усуней были рабы, в основном из военнопленных.
Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимал племенной союз Кангюй. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотовод­ства.
В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости косули, архара, сайгака. Часто встречаются рога архара и марала, служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую птицу — уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки. Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.
Общество канглов, как и усуней, не было однородным, существовала частная собственность на скот и землю. Были свободные общинники и рабы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 12334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.