Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение основных принципов диалектики?




Какое значение в социальном управлении имеет

Философская наука на основе диалектических законов вырабатывает универсальные принципы, требования, нормы, правила, которые применимы во всех видах деятельности, в том числе в социальном управлении. Эти принципы выполняют регулятивную роль в социальном управлении, и их умелое применение обеспечивает научность и эффективность данного вида деятельности.

Следовательно, принципы – это диалектические законы в их гносеологической и регулятивной функциях. Деятельность людей
в той или иной мере всегда нормативна, регулируется некоторой системой предписаний, правил. Регулирование – упорядочивание, налаживание, приведение чего-либо, в том числе деятельности в любой ее форме, в соответствие с установленными нормами. Каждая норма («руководящее начало») есть не что иное, как общепризнанное в определенной социальной среде правило, совокупность требований, регулирующих поведение людей и все иные формы и виды человеческой деятельности». (См.: Омаров А.М. Управление и человек. М., 1989; Философия социального управления. Ростов н/Д, 2003.) Особенно велика роль регулятивов в системе социально-управленческой деятельности, их адекватного (негипертрофированного) применения.

Что нужно для того, чтобы обеспечить адекватное применение в социальном управлении принципов диалектики? Их надо знать
в позитивном плане, а также знать негативные последствия их недостаточного учета или игнорирования. Необходимо научиться последовательно руководствоваться ими, для чего требуется высокая методологическая культура.

В научной и учебной литературе сложился неоднозначный подход к вопросу о принципах диалектики, об их структуре. Например, В.П. Кохановский выделяет девять таких принципов: объективности, всесторонности, конкретности, историзма, противоречия, единства количественной и качественной определенностей, детерминизма, причинности, отрицания отрицания. (См.: Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999. Раздел 2.) Поддерживая в принципе данную классификацию, мы даем ее более обобщенное понимание и выделяем для характеристики регулятивной роли в социальном управлении следующие принципы диалектики: объективности, всесторонности (в его содержание включается единство количественной и качественной определенностей, детерминации и причинности), развития (в его содержание включаются принципы противоречия и историзма), конкретно-исторического подхода (здесь также учитываются требования, вытекающие из принципов историзма и отрицания отрицания).

Теперь остановимся на характеристике значения указанных принципов для социально-управленческой деятельности.

Принцип объективности рассмотрения требует, прежде всего, исходить из предмета, а не из самих по себе желаний, политических амбиций, знать и учитывать в социальном управлении объективные законы, объективные условия и предпосылки, не выдавать желаемое за действительное, иллюзии – за реальность. Руководитель должен глубоко изучать факты во всей их полноте и системе, руководствоваться ими, опираться на правдивую информацию (а не, к примеру,
на слухи и т.п.), постоянно обновлять и пополнять эту информацию.

Социальное управление должно опираться на материальные основы, на условия жизнедеятельности людей, искать, к примеру, корни политики в экономике, что в настоящее время умаляется политическим руководством в России и привело к развалу производства, обнищанию населения.

В социальном управлении следует учитывать объективные противоречия, вовремя их познавать и разрешать.

Анализировать опыт политики управления, своевременно извлекать из него уроки – как позитивные, так и отрицательные.

Руководитель всегда должен учитывать объективное соотношение различных социальных сил, групп, позиций, интересов (в масштабе страны, региона, области, коллектива и т.д.), что обеспечит прочную базу объективно-научного подхода в социальном управлении.

Развивать критику и самокритику, гласность, плюрализм мнений, не допускать критиканства, демагогии, популизма, негативизма, лакировки действительности, что явится хорошей основой для объективно-научного подхода в социальном управлении.

Как субъект, так и объект социального управления должны вовремя замечать и признавать ошибки и исправлять их. Без этого невозможна трезвая политика социального управления. К сожалению, в современной России сложился в этом однобокий подход: руководители разных рангов признают наличие ошибок, «бьют себя
в грудь», обещают, но не принимают действенных мер для исправления этих ошибок. Результат – безудержная инфляция, национальная рознь и т.п.

Нарушение требований принципа объективности ведет к субъективизму, волюнтаризму или объективизму (апологетике и т.п.), догматизму или релятивизму, ультрановаторству, флюгерности
в политике, схоластике («пустой болтовне»), половинчатости, нерешительности, анархизму, шараханиям, когда правая рука не знает, что делает левая, и т.д. (Подробнее об этом см.: Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999. Раздел. 2. Гл. 1. С. 12, 59–63.)

Принцип всесторонности рассмотрения требует учитывать все связи и опосредствования предмета, что избавит от однобокости и упрощенчества. Но ведь связей бесконечное количество. Сразу их все охватить нельзя (по Козьме Пруткову, «нельзя объять необъятное»), но стремиться к этому необходимо. Решить эту проблему помогает соблюдение требований «основного звена». В системе связей предмета надо найти основную связь, основное звено, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь. К примеру, в наши дни в России как условие реформирования экономики в качестве основного звена выбран перевод ее на рыночные принципы, на принципы саморегулирования. В любой сфере социального управления, на любом его уровне в совокупности больших и малых задач (а их все необходимо решать!), чтобы не растеряться, не утонуть в текучке дел, надо найти главные (или главную) проблемы, можно сказать – сверхзадачу. Каждый регион ставит и решает эту задачу по-своему.

Субъект управления в современных условиях должен знать
и владеть принципами комплексного, системного подхода.

Чтобы обеспечить выполнение требований принципа всесторонности, необходимо также:

- всегда учитывать не только свое, одно, а все другие мнения, другие стороны;

- работать, искать на всех без исключения направлениях (даже самых, казалось бы, безнадежных), во всех сферах общественной жизни, не третировать среди коллег, среди управляемых, якобы «недостойных», «неперспективных»;

- владеть и применять все самые разнообразные средства, формы управления, быть гибким в их применении, не допускать необоснованной абсолютизации одних форм и недооценки других, варьировать их применение;

- уметь гибко, быстро, своевременно вводить новые формы руководства, устранять или обновлять старые, оперативно менять стратегию, тактику, методы, стиль руководства;

- учитывать и продумывать перспективы управления, принимаемых мер, решений, программ и т.д.;

- важно в социальном управлении учитывать специфику социальной детерминации, а она очень сложна и многообразна. Следует иметь в виду, что в обществе действуют следующие виды детерминации: детерминация целью, детерминация причиной, детерминация законом, детерминация системой.

Принцип рассмотрения в развитии содержит в себе два аспекта. Первый аспект состоит в том, что политика социального управления должна строиться на основе учета того, как данное явление возникло, каким оно было раньше, каковы его предпосылки, каким оно является теперь и каковы тенденции, перспективы его на будущее. Управляющий должен учитывать трансформацию с течением времени всех этапов управленческого цикла, а также изменения
в самом объекте социального управления. В этом плане принцип развития полагает в качестве своего неотъемлемого элемента соблюдение принципа историзма. Без соблюдения указанных требований социальное управление обречено на маниловщину, прожектерство, отрыв от реалий, бесперспективность.

Второй аспект принципа развития – принцип противоречивости, ибо возникновение, развертывание и разрешение противоречий есть внутренний источник, причина, суть всякого развития, в том числе и в сфере социально-управленческой деятельности. В этой деятельности надо исходить из необходимости и умения не только учитывать, разрешать, но и сочетать противоположности (например, централизма
и демократии, плановости и самодеятельности, регулирования (управления) и самоуправления, формальных и содержательных методов, территориальных и отраслевых начал, государственного управления
и местного самоуправления, объективного и субъективного и др.).

В социальном управлении необходим также учет следующих требований:

- знать характер противоречий, учитывать уровень их развития, остроту, не допускать их «застаревания», вступления в стадию конфликта или деструкции, ибо наиболее эффективен этап управленческой деятельности по разрешению противоречий тогда, когда они находятся на стадии «равновесия», сочетания: в этом случае будет меньше издержек, негативных или нежелательных, непредвиденных последствий;

- знать характер, особенности обеих сторон (начал) противоречия. От этого зависит, как и когда сочетать противоположности, конкретные условия и механизм этого сочетания;

- сочетать противоположности (например, добиваясь консенсуса), целенаправленно и сознательно достигать их органического внутреннего единства, а не просто механического (принудительного) соединения, образованного вопреки объективным законам и условиям;

- учитывать субординацию противоположностей, отдавать предпочтение ведущей (например, объективному в социальном управлении по отношению к субъективному, экономике – к политике);

- не допускать гипертрофирования одной из противоположностей (план – рынок, регулирование – стихия);

- сочетать противоположности так, чтобы не было их невилировки, не исчезло их взаимоисключение, специфика и относительная самостоятельность каждой из сторон, т.е. чтобы не гипертрофировать сочетание, но и взаимоисключение не должно носить характера враждебности. Только при таком подходе возможен консенсус в подлинном смысле, разумное разрешение противоречий;

- учитывать, что сочетание противоположностей – не одноразовый акт, в сложный диалектический процесс: постоянно следует искать все новые формы разрешения противоречий, обновлять старые формы;

- сочетать противоположности не просто на основе волевого подхода, а на основе учета объективных условий и законов, не допускать субъективизма в данном вопросе;

- сочетание противоположностей реализовать не только для решения тактических, сиюмоментных задач, но и стратегических, рассчитанных на перспективу. Не допускать тактики уловок в политике сочетания противоположностей и разрешения противоречий.

Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует на избавление от догматизма, застоя в социальном управлении. Он ориентирует и управляющих и управляемых на тесную связь с практикой, а практика не абсолютна, она изменчива, требует исходить
из того факта, что абстрактной истины, абстрактных, вечных форм социального управления нет: они всегда конкретны, т.е. зависят
от конкретно-исторических условий, места и времени. К примеру, командно-административные методы социального управления были возможны в условиях экстенсивной экономики, интенсивная же экономика принципиально несовместима с такими методами.

В заключение следует подчеркнуть, что принципы диалектики должны применяться в социальном управлении (как в его теории, так и в практике) комплексно, в их единстве, ибо они действуют
в тесной взаимосвязи, один через другой, каждый посредством других. Только при указанном выше условии возможно обеспечить научность социального управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.