КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запад, Восток, Россия в диалоге культур. В чем особенность и основания диалога культур?
Культура есть нечто, создаваемое человеком во всех сферах бытия и сознания, это определенный качественный индикатор его деятельности и социальных отношений. Однако культура предполагает, что человек будет использовать, улучшать, совершенствовать и сознательно выделять то, что ему жизненно необходимо, то, что соответствует его интересам. Поэтому человек склонен отождествлять ценности своей национальной, привычной ему культуры, «собственной» культуры с культурой другой народности и с культурой как таковой и на этом основании проявлять настороженность к тем обычаям, традициям и манерам, которые ему чужды. В связи с этим и возникла проблема Запада, Востока и России в диалоге культур. О том, что эта проблема не надуманна, а реальна и жизненна, свидетельствует более чем столетний спор, начатый русским философом П.Я. Чаадаевым и продолженный в дискуссиях «славянофилов» и «западников», а также в концепции так называемого «евразийства». Истины ради необходимо сказать, что концепция «Восток-Запад» – не только российское духовное явление, не только принадлежность русской мысли, но и проблема, которая широко обсуждается в западной культуре, и о том, что это так, свидетельствуют теории упоминавшегося выше А. Тойнби, Шпенглера и в частности К. Юнга. В статье «Различие восточного и западного мышления» К. Юнг на основе исследования интеллектуальных потенциалов восточной и западной культур, психологических особенностей двух типов личностей, приходит к выводу, что «знакомство с восточной мыслью позволяет выяснить фундаментальное различие между Востоком Но все же можно ли построить «шаткие мосты над зиявшими провалами» (Юнг) двух культур? Или же Восток будет разрушать ценности культуры Запада и наоборот? Ответы на эти вопросы или варианты ответа мы находим у известного отечественного востоковеда Н.И. Конрада (см.: Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972). Н.И. Конрад, сравнивая культуры Востока и Запада, привлекая огромный исторический материал разных эпох и народов, приходит к выводу о существовании общечеловеческих оснований культур двух этих регионов, намечает черты общности между ними и, конечно, различий в историческом процессе возникновения и развития культур народов Запада и Востока. То главное, основное, что есть у этих культур, Конрад обнаруживает в действии гуманистического их начала как «вечного спутника» человечества и его культуры. Как культура Запада, так и культура Востока не противоположны, но и не тождественны; они, имея общий источник в человеческой деятельности (материальной и духовной, познавательной), в человеческих отношениях, приходили Итак, в мнениях К. Юнга, Н.И. Конрада мы видим два подхода
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |