Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия. Культура. Социальные функции культуры




Культура. Социальные функции культуры. Основные концепции культуры. Типы культуры. Ипостаси культуры.

Менталитет. Этикет. Имидж.

Западный тип культуры. Восточный тип культуры. Россия как культурная. Славянофильство, западничество (кочевничество, евразийство).

Антикультура, контркультура, бескультурье. Варварство. Цивилизация.

ЛИТЕРАТУРА

 

Астафьева О.Н. Культурология. М., 2006.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.

Вертикаль власти: проблемы формирования российской государственности в современных условиях. Ростов н/Д, 2001.

Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Давидович В.Е., Жданов Ю.И. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1973.

Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов н/Д, 2000.

Кармин А. Философия культуры в информационном обществе // Вопросы философии. 2006. № 2.

Катон М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Кохановский В.П. Философия науки. Ростов н/Д, 2005.

Кравченко А.И. Культурология: история мировой культуры. М., 2007.

Культурология. М., 2006.

Маркарьян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Микешина Л.А. Философия науки. Учебное пособие. М., 2005.

Профессионализм административно-политической элиты. Майкоп – Ростов н/Д, 2002.

Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы третьего Российского философского конгресса (16–20 сентября 2002 г.). В 3 т. Ростов н/Д, 2002.

Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1992.

Русская идея. М., 1992.

Сильнова Е.И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов // Философия и общество. 2006. № 4.

Социальная философия евразийства. М., 2003.

Уолш Р. Основание духовности. М., 2000.

Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

 


Структура культуры


ГЛАВА XIII
ЛИЧНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Как соотносятся содержания понятий «индивид»,
«индивидуальность», «личность»?

История общества немыслима вне жизни, деятельности и поступков людей. История созидается людьми, и следовательно, деятельность отдельного человека не может не иметь в ней значения. Поэтому каждый из людей, будучи личностью, может участвовать
в «творении» Истории. Для характеристики и места человека в историческом процессе в философии и других гуманитарных науках широкое использование получили понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» не тождественны, но генетически взаимосвязаны, и их нельзя резко противопоставлять друг другу. Данные понятия выступают синонимами при обозначении единичных субъектов познания и деятельности в обществе.

Понятие «индивид» есть отдельное проявление общего понятия «человек». Каждому индивиду присущи все родовые свойства человека как разумно-сознательного существа, не только творящего историю, но и делающего окружающую действительность и самого себя предметом своей рефлексии.

Индивид экземплярен, поскольку он всегда есть один из многих людей вообще, и, напротив, несводимость каждого отдельного человека к его социальным, психологическим и биологическим чертам вообще фиксируется в понятиях «индивидуальность» и «личность». По смыслу эти понятия весьма близки. Личность всегда индивидуальна, что многогранно проявляется в ее способности быть ответственной за свой персональный облик. Но одновременно между данными научными терминами имеется и различие. В индивидуальности проявляется и раскрывается специфика личности. В индивидуальности наиболее ярко и четко выражены особенности индивидуального бытия конкретного человека, его самобытность.
В личности обращается внимание на самостоятельность людей, на выполняемые ими общественные функции. Понятие «личность» – это действительность индивида на определенном этапе исторического развития общества в пределах пространственно-временных рамок его существования.

Понятие «индивидуальность» концентрирует внимание на особенном, своеобразном, на том, что отличает индивида от ему подобных представителей человеческого рода. Понятие же «личность» фиксирует главным образом наличие у человеческого индивида сознательно-волевого начала, т.е. собственно социального качества.

Личность – это целостность реального человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. В связи с этим, небезынтересно отметить, что в европейских языках понятие «личность» ведет свое происхождение от латинского слова «персона», означавшее маску, которую надевали греческие актеры, исполняя определенную для каждой из них роль. Русские слова «личина», «личность» также имеют этот корень.

Главное в содержании этих понятий есть представления об общественной роли человека как целостного существа. «Персону», «личина», «личность» характеризует то, как конкретный человек представляет себе мир, как он к нему и другим людям относится. Можно сказать, это все то, что раскрывает основное в содержании индивидуального стиля жизнедеятельности.

Человек, будучи личностью, вбирает в себя и выражает в своих действиях и поступках все многообразие общественных связей
и отношений. Личность в реальной жизни выступает в качестве субъекта познания, труда и общения. Право называться личностью индивид заслуживает тогда, когда он ясно осознает свои потребности
и мотивы своей деятельности, умеет их контролировать и направлять, подчиняя единой, собственно выбранной и четко осмысленной стратегии жизненного пути. Осмысленность, целенаправленное поведение и делает индивида субъектом различных форм общественно-практической деятельности: познания, труда и общения.

Необходимое условие жизни человека в обществе – быть личностью. Для каждого взятого в отдельности человека это трудное
и чрезвычайно ответственное условие самостоятельной жизни. Философски обобщенное представление о такой стратегической линии жизненного поведения раскрыто И. Кантом через понятия: «самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому», «умение мыслить собственным умом». Быть единым
с обществом, жить его проблемами и одновременно быть независимым от него в выборе собственного жизненного пути – искусство, определяющее процесс формирования и деятельности личности.

Общественные связи между людьми складываются на основе выполняемых ими функций (родитель, дети, директор, рабочий, ректор, студент и т.д.). Многообразие выполняемых личностью социальных функций и соответствующих им образов поведения составляет содержание ее общественного значения.

О конкретном человеке говорят: «компетентный работник», «профессиональный управленец (менеджер)», «заботливый отец», «прилежный студент» и т.д. Эта функциональная характеристика людей находит свое обоснование в ролевой концепции личности. Следует лишь подчеркнуть, что социальные роли не заданы человеческому индивиду от рождения. Динамика, темп и ритм общественной жизни имеют в формировании и развитии личности существенное звучание. Однако при этом следует помнить, что реально живущий человек является и автором и актером исполняемой им пьесы, содержание и действие которой осуществляются в ходе его общения (жизни) с другими людьми. «Индивидуум, – писал А. Адлер, – и картина и художник. Он художник своей собственной личности».

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с происхождением, полом, возрастом, профессией, семейным положением, формой общественно-практической деятельности есть понятие социального статуса личности. В границах социального статуса реализуется человек, формируется его личность. В конкретном формировании ее социального статуса сегодня определяющее значение имеет уровень образования, квалификации. Именно эти качества наряду с индивидуальными способностями помогают личности преодолеть неравенство стартовых позиций, объективно обусловленных и имеющихся от рождения (принадлежность к социальному слою, этносу, расе и др.) в ходе общественного развития. Возможность для личности в ходе жизни изменить свой социальный статус и является социальной мобильностью.

Для характеристики жизненного пути личности существенно понятие престижа. «Престиж» – это оценка позиций, приобретенных личностью в обществе. Стремление овладеть престижной профессией, получить соответствующую должность занимает у многих людей доминирующее место в иерархии субъективных мотивов, детерминирующих деятельность личности.

Для современного человека – это желание получить диплом менеджера, стать бизнесменом, акционером и т.п. Однако для успеха в выполнении определенной социальной роли одной престижности недостаточно, ибо необходимая составляющая успеха – авторитетность. Авторитет – это признание у личности наличия индивидуальных и деловых качеств, позволяющих быть лидером в соответствующем виде деятельности. Например, для управленческой деятельности любого ранга (федеральной, региональной, муниципальной) существенна власть авторитета, а не один формальный авторитет власти. К сожалению, в жизни зачастую наблюдаем явления, когда личность стремится во что бы то ни стало занять лишь престижную должность безотносительно к судьбе реализации своих индивидуальных потенций развития. И получается вопреки известной латинской пословице: место красит человека, а не человек место.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.